Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Грузицкий. История денежно-кредитной системы РБ....docx
Скачиваний:
14
Добавлен:
21.12.2018
Размер:
429.57 Кб
Скачать

3.3. Денежная система в последней трети XVII в.

Неудачи попыток хозяйственной и финансовой стабилиза­ции, осложнение политической ситуации в Речи Посполитой привели к отречению от престола Яна Казимира.

В непродолжительный период правления нового короля Ми­хаила Корибута Вишневецкого (1669-1673) и последовавшее затем трехлетнее междуцарствие в денежном обращении прак­тически не происходит никаких изменений. Государственные монетные дворы не проводят денежных эмиссий, «боратынчи- ки» и «тынфы» обеспечивали потребности рынка в платежных средствах. По-прежнему большим спросом пользовались полно­ценные монеты первой половины XVII в.

С 1676 по 1696 г. на престоле находится Ян III Собесский, в начальный период правления которого сейм поднимает вопрос о необходимости возобновления денежного производства и ставит задачу проводить эмиссию серебряной монеты, аналогичной платежным средствам соседних стран.

Сейм 1677 г. принял постановление об открытии польских монетных дворов для чеканки «единой монеты». Предполага­лось также открытие центров монетного производства и в Вели­ком княжестве Литовском, но это решение не было осуществле­но. Возобновленная в Польше эмиссия была представлена номи­налами от тройного гроша до двойного дуката, из которых на бе­лорусских рынках наибольшее распространение получили шес- тигрошовики и орты.

Варшавский сейм 1685 г. потребовал полного прекращения монетного производства, мотивируя такое решение низкой до­ходностью для государственной казны эмиссии серебряной мо­неты. Вследствие этого почти до конца столетия в Речи Поспо­литой чеканка монеты была прекращена.

Какая же монета обращалась в федеративном государстве в последние десятилетия XVII в., что представляла собой струк­тура денежной системы?

Кроме небольшой массы относительно высокопробной про­дукции польских монетных дворов 70-80-х гг. XVII в.рынок был наводнен медными солидами и «тынфами». По-прежнему обращается талериая монета Нидерландов, биллонная монета Прибалтики и Германии. Денежное хозяйство страны пополня­ется серебряными прусскими шестигрошовиками и ортами.

Характерной чертой денежной системы Речи Посполитой рассматриваемого периода было увеличение числа российских серебряных монет, среди которых преобладали копейки. Одна­ко поступление и утверждение этого номинала на белорусских землях сдерживалось его неудобством для обращения и счета. Копейка представляла собой высококачественную, но крохот­ную (0,45-0,46 г) монету неправильной, близкой к овальной формы.

Монетная система России была самой отсталой в Европе. Се­ребряная копейка не могла конкурировать с разнообразным на­бором номиналов польско-литовских и западноевропейских мо­нет, обслуживавших рынки Беларуси. Московское правительст­во запретило вывоз серебра из государства. Россия практически не имела собственных серебряных рудников и покупала этот благородный металл в виде западноевропейских талеров, кото­рые являлись сырьем для ее денежных дворов.

В 1654-1663 гг. царь Алексей Михайлович провел денеж­ную реформу с целью модернизации монетной системы и полу­чения дополнительных доходов в государственную казну.

Реформа породила новые платежные средства: чеканив­шийся на талерах, с которых сбивали изображения и надписи, рубль в 100 копеек и серебряную полуполтину - «четвертак» (1/4 рубля) - из рассеченной на четыре части монеты. Кроме того, в обращение были пущены «ефимки» (русское название талера), контрмаркированные МосковскиКГденежным двором в 1655 г. - надчеканка круглым штемпелем изображения всад­ника с датой «1655», с целью присвоить монете курс рубля в 100 копеек, несмотря на то что он представлял собой талер реаль­ной стоимостью в 64 копейки. Действительная стоимость пу­щенных в обращение серебряных монет составляла примерно 2/3 от номинала. Разница направлялась в доход казны.

Основой реформы явилась эмиссия неполноценных медных монет с официальным принудительным курсом. Это копейка, денга (1/2 копейки), грош(двухкопеечник),_алтын (3 копей­ки) и полтинник. Из фунта меди, рыночная цена которого со­ставляла 12 копеек, чеканилось монет на 10 рублей. Однако до­статочно быстро рыночная стоимость медной монеты упала до 1-2 % номинала, т.е. количества обозначенного на ней металла. В России столь сильное обесценивание денежной единицы вы­звало в 1662 г. известный «медный бунт», что привело к прекра­щению чеканки медных номиналов.

В ходе войны России с Речью Посполитой (1654-1667) на территориях, занятых русскими войсками, распространяется медная, а также серебряная монета, эмитированная в ходе этой денежной реформы. Обращавшейся в основном на землях Вели­кого княжества Литовского монетной меди Алексея Михайлови­ча с самого начала был объявлен решительный бойкот.

Вместе с тем белорусский рынок охотно принял пришедшие из России «ефимки с признаком», т.е. контрмаркированные за­падноевропейские талеры. Однако на территории Беларуси над- чеканка («признаки») в расчет не принималась, и эта монета об­ращалась не как новая российская денежная единица, а как при- ; вычный «таляр».

В конце XVII в. в денежном обращении Беларуси пытается утвердиться еще одна российская монета—так называемый «сев- ский чех», которая типологически имитировала польский бил-, лонный полуторагрошовик, предназначенная в качестве офици­альной для Левобережной Украины, вошедшей в 1654 г. в со-; став Российского государства. Крайне низкопробные (практам чески медные) монеты, чеканившиеся в г. Севске (ныне район- ] ный центр Брянской области), качественно намного уступали« польскому полуторагрошовику и были решительно отвергнуты I рынком.

В конечном итоге неоднократные попытки внедрения в денеж­ное обращение белорусских земель различных неполноценных российских платежных средств закончились полной неудачей. I Наличие в обращении как реальных полноценных денег, так | и низкопробных монет вело к постоянным колебаниям их кур-1 сов. Поэтому денежное хозяйство Беларуси последней трети) XVII в. исследователи разделяют на две составные части, взаи-1 мосвязанные между собой. С одной стороны, это реальные, а , также реально-счетные номиналы, которые проявляются как в виде конкретных монет, так и в роли счетных единиц - солид, ; полуторагрощовик, трехгрошовик, шестигрошовик, орт, талер и I дукат. С другой стороны - это чисто счетные понятия - денарий, 1 грош, злотый, копа, гривна и рубль. ;

Наиболее распространенной монетой был солид^ обслужи­вавший, как правило, мелкие торговые сделки, хотя по мере! уменьшения в обращении серебряных монет он используется и! при осуществлении крупных платежей. При этом курс медного | солида по отношению к серебряному грошу постоянно колебал-| ся, имея тенденцию к снижению. \

Продолжали обращаться параллельно с «боратынчиками» и дореформенные биллонные литовские и польские солиды, ры-< ночный курс которых оставался неизменным - 1/3 гроша. |

Долго удерживались в обращении польские и литовские бил­лонные полуторагрошовики (полтораки, чехи), которыми в ряде случаев выплачивали значительные суммы.

Затем следовал трехгрошовик (трояк, потройный). На про­тяжении последних десятилетий XVII в. он, как и полуторагро- шовик, полностью оправдывал свое название, сохраняя курс, соответствующий номиналу.

Широкое хождение имели также шестигрошовики польской и прусской чеканки, которые рынок относил к монете «доброй». Дороже, чем польские, ценились прусские монеты этого номи­нала, которые были более высокого качества. Курс шестигрошо- вика зависел от того, в каких (медных или биллонных) солидах он выражался. В 1687 г. «шостак» в медных солидах составлял порядка 12, а в биллонных - 6 грошей.

В роли твердой денежной единицы в Речи Посполитой неиз­менно выступал орт (польский и прусский). В начале XVII в. орт, размениваясь на 10 грошей, составлял 1/4 часть 40-грошо- вого талера. Но в результате обесценения разменных монет в 1677 г. его курс был определен в 18 грошей.

Неполноценный «тынф»-тридцатигрошовик, порожденный реформой Яна Казимира, наделенный курсом обращения в 30 серебряных грошей, котировался в лучшем случае по курсу орта, хотя имел и более низкое содержание серебра.

Крупнейшей серебряной монетой продолжает оставаться та­лер с его фракциями в 1/2 («полталяра») и 1 /4 («чвертка»), который котировался достаточно высоко. При этом талер под­разделялся на «твердый» и второсортные - «злотковый» (лег­ковесный) и «левковый» (низкопробный лёвендаальдер). «Твердый» талер котировался по 3-3,5 злотого в серебре или биллоне, по 6 и более злотых - в меди.

Самой дорогой монетой в государстве оставался золотой ду­кат («червоный злотый»), с помощью которого осуществлялись наиболее крупные платежи. В XVII в. он вместе с талером оста­вался монетой, которая не была девальвирована. Поэтому коти­ровка дуката неуклонно росла, так как обращавшиеся в государ­стве монетные номиналы, через которые оценивался дукат, по­стоянно обесценивались.

Вторую составную часть денежной системы федеративного государства представляли, как уже отмечалось, счетные поня­тия. Из них самым мелким является пенязь (денарий), который «разменивает» счетные же гроши. С унификацией в конце XVI в. монетных систем Великого княжества Литовского и Польши раз­деление грошовиков на литовский и польский - коронный («осмак») - утратило смысл. К тому же монеты грошового но­минала в обращении уже не было. Поэтому оемак становится основной единицей исчисления денежных сумм.

В XVII в. сохраняется и такое счетное понятие, как гривна, которая в большинстве случаев продолжает выполнять «штраф­ную» функцию: органы власти, цеховое руководство за те или иные нарушения правовых норм требовали компенсации в гриё- нах. В конце 60-х гг. XVII в. гривна продолжала равняться 48 грошам.

Распространенной счетно-денежной единицей остается зло­тый. Он по-прежнему соответствует 30 грошам.

Денежная система Речи Посполитой продолжает, хотя и зна­чительно реже, пользоваться и такой счетной единицей, как копа, которая остается основой исчисления сумм, выражаемых в 60 счетных литовских грошах.

Что касается рубля, то он выступает как российская счетная единица, соответствующая 100 копейкам, и как единица счета польско-литовских монет. Он равнялся 100 грошам литовским или 125 грошам польским. Десятичная система денежного счета не являлась распространенной в Речи Посполитой.

Счетные единицы «грош», «злотый», «копа» широко ис­пользовались на белорусских землях. В них определялись за­работная плата, цены на товары. По уставу брестских мясни­ков 1670 г. заработная плата за работу у мастера не должна была превышать 4 гроша еженедельно. Три литовских гроша в неделю получал подмастерье у минских сапожников. У гродненских котельщиков и минских пушкарей подмастерье работал за ползлотого в неделю. 12 грошей в неделю получал подмастерье у минских кузнецов, котельщиков, слесарей и мечников.

Чтобы иметь представление о покупательной способности денег в тот период, необходимо обратиться к некоторым приме­рам. Во второй половине XVII в. стоимость одной бочки ржи (24 пуда) составляла около 30-32 грошей литовских, стоимость женского платка - 15 грошей, рубашки - 2 злотых. Конь оцени­вался примерно в 80 злотых, курица - 13 польских грошей («осмаков»).

Таким образом, вторая половина XVII в. характеризуется существенными изменениями в денежном хозяйстве. Начинает­ся новый этап денежного обращения на территории Беларуси - неполноценной кредитной монеты. Речь Посполита переходит на биметаллическую денелшую систему, основанную на серебре и меди^что существенно усложнило проведение финансовых и кредитных операций, создало условия для развития инфляции, дестабилизировало денежную единицу страны.