Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
212864_0AFF2_shpargalka_dlya_sdachi_kandidatsko....doc
Скачиваний:
100
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
973.82 Кб
Скачать

29. Понятие жизнь: проблема философского определения. Специфика понимания жизни в философии немецкого романтизма

Философия до рубежа 18–19в игнорировала категорию «Жизнь» и в лучшем случае говорит о становлении, как о бесконечном процессе изменения реальности. Однако термин «становление» и он нужен философам для того чтобы подчеркнуть специфику мира феноменов как мира относительного. Этому миру философы противопоставляют другой мир. Мир вечности, абсолюта и совершенства. И прежде всего, обращают внимание на этот мир смысла. По этому, традиционные философские категории (идеал, формы сущности) развиваются, прежде всего, в рамках рациональных философских традиций и смысл сущего и бытия. Однако на рубеже веков немецкий романизм предлагает изменить угол философского зрения. Немецкие романтики говорят, «человек это не только мыслящее существо, но еще существо живущее, страдающее, переживающее, целостное» по этому никакой каркас рациональных понятий не может удовлетворительно описать реальность в её непосредственности и реальности. В следствии Шлегель предложил стать философией жизни задача постичь жизнь.

"Исторический" вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега–и–Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в других вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно–историческим образам. При этом Философия жизни оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке "жизни", истории. Характерное для Философии жизни отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии, морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Философии жизни в виде противопоставления культуры и цивилизации.

Другой вариант Философии жизни связан с истолкованием "жизни" как некоей космической силы, "жизненного порыва" (А. Бергсон), сущность которого – в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни – чистая "длительность", изменчивость, постигаемая интуитивно.

Теория познания Философии жизни – разновидность иррационалистического Интуитивизма,динамика "жизни", индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте непосредственного усмотрения, интуиции, которая сближается с даром художественного проникновения, что приводит Философию жизни к воскрешению панэстетических концепций нем. романтизма, возрождению культа творчества и гения.Философия жизни подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая её с искусством.

Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является, согласно Философии жизни , художественный символ. В этом отношении Философия жизни попыталась опереться на учение Гёте о прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой структуры. Шпенглер стремился "развёртывать" великие культуры древности и нового времени из "символа прадуши" каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, подобно растению из семени; к аналогическому методу прибегает и Зиммель. Бергсон рассматривает всякую философскую концепцию как выражение основной глубинной интуиции её создателя, невыразимой по своему существу, неповторимой и индивидуальной, как личность её автора.

Творчество выступает по существу для Философии жизни как синоним жизни; для Бергсона оно – рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, для Зиммеля и Ф. Степуна имеет трагически–двойственный характер: продукт творчества как нечто косное и застывшее становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда надрывно–безысходная интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистическим пафосом Шпенглера и восходящая к мировоззренческому корню Философии жизни – её пафосу судьбы, "любви к року" (Ницше), проповеди слияния с иррационалистической стихией жизни. Трагические мотивы, лежащие в основе Философии жизни, были восприняты искусством конца 19 – начала 20 вв. (особенно символизмом). Наибольшего влияния Философия жизни достигла в 1–й четверти 20 в., к ней тяготели некоторые представители неогегельянства, прагматизма. В дальнейшем она растворяется в других направлениях идеалистической философии 20 в., некоторые её принципы заимствуются сменяющими её экзистенциализмом, персонализмом и др.

Ницше считал социализм невозможным, потому что "собственников всегда будет более чем достаточно, что помешает социализму принять характер чего–то большего, чем приступ болезни: и эти собственники как один человек держатся той веры, что "надо иметь нечто, чтобы быть чем–нибудь", и это старейший и самый здоровый из всех инстинктов... Иметь и желать иметь больше, рост, одним словом, – в этом сама жизнь".

Ницше был рафинированным интеллигентом–гуманитарием, и в определенном смысле прав неокантианский историк философии Виндельбанд, усмотревший в философии Ницше протест против угнетения личности. Однако нельзя закрывать глаза на то, что Ницше не признавал за каждым человеком права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества для него – стадо, в массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности. Во многих отношениях фашистским идеологам, использовавшим философию Ницше в своих целях, вовсе и не нужно было "извращать смысл" воззрений Ницше (хотя налицо были и тенденциозное редактирование поздних работ Ницше его сестрой, и практика избирательного цитирования его сочинений).

Немецкие романтики понимают жизнь как непрерывный процесс творчества, природы человека и культуры. Задача философа показать в своем произведении струение жизни её изменения, творческие порывы её новизну.

Немецкие романтики предлагают различные формы выражения жизни (художественные , лучшие из которых «стихотворная форма», а так же можно говорить о парадоксе, диспуте который способствует анимации жизни и стимулирует мышление.)

Романтики выступают за бисистемную и фрагментарную философию т.к. процесс жизни бесконечен и его нельзя заключить в рамки системы по этому они предлагают иссэ, афоризмы, другие виды текста.