Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебное пособие МСФО.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
1 Mб
Скачать

Раздел 6. Нематериальные активы с.-х. Предприятий, значение в производстве

Организации часто затрачивают ресурсы или несут обязательства при покупке, разработке, обслуживании или укреплении нематериальных ресурсов, таких как научные или технические знания, разработка и внедрение новых процессов или систем, лицензий, интеллектуальной собственности, знаний рынка и товарных знаков (включая торговые марки и издательские права). Распространенными примерами статей, охватываемых этими широкими категориями, являются компьютерное программное обеспечение, патенты, авторские права, кинофильмы, списки клиентов, права обслуживания ипотеки, лицензии на рыболовство, импортные квоты, франшизы, отношения с клиентами или поставщиками, лояльность клиентов, доля рынка и права на сбыт.

Определение нематериального актива требует его идентифицируемости, что позволяло бы четко отличать его от деловой репутации. Деловая репутация, приобретенная при объединении предприятий, представляет собой выплату, производимую организацией-покупателем в ожидании будущих экономических выгод от активов, которые не могут быть индивидуально идентифицированы и отдельно признаны. Будущие экономические выгоды могут проистекать из эффекта синергии между идентифицируемыми приобретенными активами, или из активов, которые в отдельности не отвечают требованиям признания в финансовой отчетности, но за которые покупатель готов заплатить при объединении предприятий

Актив удовлетворяет критерию идентифицируемости в контексте определения нематериального актива, когда он:

  • может быть отделен от организации для последующей продажи, передачи, лицензирования, сдачи в аренду или обмена, либо в индивидуальном порядке, либо вместе с соответствующим договором, активом или обязательством;

  • возникает из договорных или других юридических прав, вне зависимости от того, являются ли эти права передаваемыми или отделяемыми от данной организации или других прав и обязанностей.

Организация контролирует актив, если она имеет право на получение будущих экономических выгод, поступающих от лежащего в основе ресурса, и может ограничить доступ других организаций и лиц к этим выгодам. Способность организации контролировать будущие экономические выгоды от нематериального актива, как правило, вытекает из юридических прав, которые могут быть принудительно осуществлены в судебном порядке. В отсутствие юридических прав демонстрация контроля является более трудной задачей. Однако возможность принудительного осуществления в судебном порядке не является необходимым условием для контроля, поскольку организация может оказаться способной контролировать будущие экономические выгоды и иным способом.

Рыночные и технические знания могут приводить к появлению будущих экономических выгод. Организация контролирует эти выгоды, если, например, такие знания защищены юридическими правами, в том числе авторским правом, ограничениями в торговом договоре (где это разрешено) или юридической обязанностью работников соблюдать конфиденциальность.

Организация может располагать командой квалифицированного персонала и может быть способна идентифицировать дополнительные навыки персонала, ведущие к будущим экономическим выгодам в результате его подготовки. Организация может также ожидать, что персонал будет и дальше предоставлять ей свои услуги. Однако, у организации, как правило, нет достаточного контроля за ожидаемыми будущими экономическими выгодами, которые могут быть получены при наличии квалифицированного и подготовленного персонала, для того, чтобы эти статьи соответствовали определению нематериального актива. По сходным основаниям конкретные достоинства управленческого или технического персонала вряд ли будут соответствовать определению нематериального актива, если только они не защищены законным правом их использования и получения ожидаемых от них будущих экономических выгод, а также не отвечают другим пунктам определения.

В некоторых случаях организация имеет портфель клиентов или долю рынка и ожидает, что благодаря ее усилиям в построении отношений с клиентами и их лояльности, клиенты будут продолжать сотрудничество с ней. Однако в отсутствие юридических прав на защиту или других путей контроля связей с клиентами или лояльности клиентов, организация, как правило, не имеет достаточного контроля над ожидаемыми экономическими выгодами от связей с клиентами и их лояльности, чтобы считать такие статьи (портфель клиентов, долю рынка, связи с клиентами, лояльность клиентов) отвечающими определению нематериальных активов. В отсутствие юридических прав на защиту связей с клиентами, операции обмена в отношении тех же самых или аналогичных недоговорных связей с клиентами (за рамками объединения предприятий) служат свидетельством того, что организация, тем не менее, способна контролировать будущие экономические выгоды, ожидаемые от этих связей с клиентами. Поскольку такие операции обмена также свидетельствуют о том, что связи с клиентами являются отделяемыми, эти связи отвечают определению нематериального актива.

Будущие экономические выгоды, проистекающие от нематериального актива, могут включать выручку от продажи товаров или услуг, экономию затрат или другие выгоды, являющиеся результатом использования актива организацией. Например, использование интеллектуальной собственности в производственном процессе может сократить будущие производственные затраты, а не увеличить будущие доходы.

Природа нематериальных активов такова, что во многих случаях приращение или частичная замена подобных активов не производится. Соответственно, большинство последующих затрат, скорее всего, будет обеспечивать ожидаемые экономические выгоды, заключенные в существующем нематериальном активе, не отвечая при этом определению нематериального актива и критериям признания, содержащимся в настоящем Стандарте. Кроме того, зачастую бывает трудно отнести последующие затраты непосредственно на конкретный нематериальный актив, а не на предприятие в целом. Таким образом, последующие затраты - понесенные после первоначального признания приобретенного нематериального актива или после завершения внутреннего производства нематериального актива - лишь в редких случаях признаются в балансовой стоимости актива. Последующие затраты на торговые марки, титульные данные, издательские права, списки клиентов и аналогичные по сути статьи (как купленные вовне, так и внутренне созданные) всегда признаются в прибыли или убытке по мере их понесения. Это является следствием того, что такие затраты нельзя отличить от затрат на развития предприятия в целом. Как правило, цена, которую платит организация при отдельном приобретении нематериального актива, отражает ожидания относительно вероятности поступления в эту организацию будущих экономических выгод, заключенных в данном активе. Иными словами, эффект вероятности отражается в себестоимости актива. Соответственно, применительно к отдельно приобретенным нематериальным активам критерий вероятности для признания всегда считается выполненным.

Наряду с этим, себестоимость отдельно приобретенного нематериального актива, как правило, поддается достоверной оценке. Это именно так, когда возмещение при покупке предоставляется в форме денежных средств или других денежных активов.

Себестоимость отдельно приобретенного нематериального актива включает:

  • его покупную цену, в том числе импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку, после вычета торговых скидок;

  • любые прямые затраты по приведению актива в рабочее состояние для использования по назначению.

Примерами прямых затрат являются:

  • затраты на вознаграждения работникам (согласно определению в Международном стандарте IAS 19 «Вознаграждения работникам»), возникающие непосредственно в связи с приведением актива в его рабочее состояние;

  • затраты на оплату профессиональных услуг, возникающие непосредственно в связи с приведением актива в его рабочее состояние;

  • затраты на проверку надлежащей работы актива.

Признание затрат в балансовой стоимости нематериального актива прекращается, когда актив приведен в состояние, пригодное для использования в соответствии с намерениями руководства. Таким образом, затраты, понесенные при использовании или передислокации нематериального актива, не включаются в его балансовую стоимость. Например, следующие затраты не включаются в балансовую стоимость нематериального актива:

  • затраты, понесенные в период, когда актив, пригодный к использованию в соответствии с намерениями руководства, еще не используется;

  • первичные операционные убытки, например, понесенные в период формирования спроса на результат работы актива.

Некоторые операции происходят в связи с разработкой нематериального актива, но не являются обязательными для приведения этого актива в состояние, пригодное для его использования в соответствии с намерениями руководства. Эти сопутствующие операции могут осуществляться до или в течение периода разработки. Поскольку сопутствующие операции не являются необходимыми для приведения актива в состояние, пригодное для его использования в соответствии с намерениями руководства, доход и связанные с сопутствующими операциями расходы подлежат признанию непосредственно в прибыли или убытке и включению в соответствующие категории доходов и расходов.

Если платеж за нематериальный актив откладывается на период, превышающий обычные условия кредитования, его себестоимость равна цене покупки в эквиваленте денежных средств. Разность между этой величиной и суммарными выплатами признается как расходы на выплату процентов на протяжении периода кредитования, если только она не капитализируется в соответствии с порядком учета на основе капитализации, предусмотренным в Международном стандарте IAS 23 «Затраты по займам».