Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ ОТВЕТЫ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
06.12.2018
Размер:
235.52 Кб
Скачать

I. Многообразие точек зрения на то, что такое философия

1. Ясперс о философии

Философия как система обычно делится на теорию познания, метафизику (онтологию, космологию, философскую антропологию, философию существования, теологию), логику (логистику, математику), этику, философию права, эстетику и философию искусства, натурфилософию, философию истории и культуры, социальную и экономическую философию, религиозную философию, психологию. Вопрос о том, что такое философия и в чем заключена ее ценность, является спорным. Философию то считают таким занятием, которое под силу всякому и в принципе должно быть простым и понятным, то изображают ее настолько трудной, что само занятие ею представляется безнадежным. Для человека, верящего в науку, наихудшим является то, что философия совершенно не имеет всеобще значимых результатов – того, что можно познать и чем благодаря этому можно обладать. В противоположность наукам философскому мышлению не присуще, не свойственно прогрессивное развитие. Достоверность, которая может быть приобретена в философии, не является научной, то есть одинаковой для всякого человека, это убеждение, в достижении которого участвует вся сущность человека. История философии есть история человеческого мышления, которое выдвигает философские проблемы, ставит их перед собой и работает над их разрешением.

2. Рассел о философии

Философия, как я буду понимать это слово, является чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она состоит в спекуляциях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказывалось до сих пор недостижимым; но, подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или откровения. Все точное знание, по моему мнению, принадлежит к науке; все догмы, поскольку они превышают точное знание, принадлежат к теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничья Земля, подвергающаяся атакам с обеих сторон; эта Ничья Земля и есть философия. Теологи претендовали на то, чтобы дать на эти вопросы ответы и притом весьма определенные, но самая определенность их ответов заставляет современные умы относиться к ним с подозрением. Исследовать эти вопросы, если не отвечать на них, – дело философии. К чему тогда, можете вы спросить, тратить время на подобные неразрешимые вопросы? На это можно ответить и с точки зрения историка и сточки зрения личности, стоящей перед ужасом космического одиночества. Историк: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять ее философию, а чтобы понять ее философию, мы должны сами в некоторой степени быть философами. Здесь налицо взаимная обусловленность: обстоятельства жизни людей во многом определяют их философию, но и наоборот, их философия во многом определяет эти обстоятельства. Учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным нерешительностью, – это, пожалуй, главное, что может сделать философия в наш век для тех, кто занимается ею.

3. Понятие предельных оснований человеческой жизни и деятельности.

«Некая цель, желанная нам сама по себе», т. е. собственно благо или наивысшее благо; конечное основание целеполагания или ценность как такового, а не как средство для достижения чего-л. другого (пример с отдыхом на море). Розов, философия и проблема свободы человека

4. Типы предельных оснований и их содержание.

Предельные основания делятся на аксиологические, «ценностные», и гносеологические, «познавательные». Аксиологические упомянуты в предыдущем вопросе, к гносеологическим же Эйнштейн относил логику умственных построений и сопос­тавление этих построений с ощущениями (пример со столом). Розов, философия и проблема свободы человека

5. В чём смысл проблемы предзаданности мира человеческому познанию?

Если мир предзадан, то познание – отражение реальности. Мир всегда существовал таким, каким мы его потом познаем. А если не предзадан, то определенности до нас не было. Мы не могли знать прошлое, и наблюдаем то, что есть. Мы сами строим изучаемую реальность, подвергаем то, что нашли, нашим обработкам.

6. Рефлексивная симметрия проблемы предзаданности и проблемы истинности знаний.

Купец/злодей , яма/могила - симметрия установок сознания. Делают одно и то же, но выделяют разные цели.

Мир=>картина мира – предзаданность (в неклассике мир не предзадан).

Картина мира=>мир – это истинность. Мы не можем быть уверены в истинности картины мира, так как мир не предзадан.

7. Многообразие представлений о философии по материалам Штуртгартского философского словаря.

В 1929 году Н.Бор писал: «Строго говоря, глубокий анализ любого понятия и его непосредственное применение взаимно исключают друг друга».В 1948 году он повторил: «Практическое применение всякого слова находится в дополнительном отношении с попытками его строго определения».Точным правилам словоупотребления объективно ничего в жизни не соответствует, так как жизнь опирается не на точные правила, а на образцы, которые не задают строгих границ воспроизведения. Все существующие философские системы очень разные. В них смысл слова философия приобретает несопоставимые оттенки. Вспомним сообщение об этом из Штуртгардского Философского словаря! Согласно Платону, Философия является познанием сущего или вечного, непреходящего. По Аристотелю, Философия – исследование причин и принципов вещей. Стоики определяют философию как стремление к теоретической и практической обстоятельности. Эпикурейцы – как путь для достижения счастья посредством разума. В эпоху христианского средневековья философия в противоположность теологии становится мирской мудростью .Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт понимают под философией целостную, единую науку, облачённую в понятийную форму. Христиан Вольф называет философию наукой обо всех возможных вещах, как о почему они возможны. Кант отличает философию в её школьном понимании от философии как мировоззрения, а эту, последнюю как науку об отношении всего познания к существенным целям человеческого разума. Фихте учит: «То, что схватил наш дух, создал вокруг себя и внёс в высший порядок вещей, и есть имеющая в нас философия. В нас должен существовать философ – наша целостная сущность. Всё наше духовное образование и образование сердца должно само быть философией». Шеллинг ставит условие: «Призванным к философии считается не тот, чей дух еще совершенно подобен Tabularasa, а тот, кто благодаря опыту познал всю широту и глубину того, что подлежит пониманию». Гегель называет философией мысленное рассмотрение предметов, науку о разуме, постигающем самого себя. Согласно Шопенгауэру, перед философией стоит задача повторить всю сущность мира в понятиях, в абстрактной, всеобщей и отчётливой форме. Гёте признаёт себя философом, поскольку философия возвышает, упрочивает и превращает в глубокое спокойное созерцание наше первоначальное ощущение того, что мы составляем с природой единое целое. Согласно Николаю Гартману, философия является мировым сознанием, в котором человек, находящийся в мире, пытается уяснить себе и мир и самого себя.