Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Овсянников_Культурология_УП_2009.doc
Скачиваний:
24
Добавлен:
03.12.2018
Размер:
2.49 Mб
Скачать

5.2. Культура и цивилизация

С по­явлением синергетического подхода становится очевидным, что культуру неправомерно понимать как простую сумму видов и плодов деятельности людей. Как было показано в предыдущем параграфе, культура (человечества, нации, страны, города, семьи, личности и т. д.) является целостным и самоор­ганизующимся образованием (системой), исторически развивающимся в силу функциональных связей с природой и обществом.

Культура противостоит природе и соотно­сится с обществом. Отношения культуры и общества не являются антагонистическими, ибо они в равной мере формы внебиологического и сверхбиологического бытия, у них общее происхождение и неразрывная история, но они не тождественны. Общество – си­стема социальных отношений. Культура в этом контексте может быть представлена как единство взаимопревращающихся друг в друга вещей, свойств и отно­шений. Культура прежде всего свой­ство человеканенаследуемая, вырабатывае­мая в процессе жизнедеятельности способность преобразовывать мир и самого себя. Реализуя преобразующую способность, люди вступают в различные отношения: духовные, практические и практически-духовные, которые могут быть направлены на преобразу­емый мир и других людей. Культура воплощается в результатах человеческой деятельности («второй приро­де»), т. е. в мире вещей. Она в своем реальном существовании является дина­мичной, исторической системой, реализующей свое про­грессивное развитие в зависимости от общественной организации (могут препятствовать – «традиционные» и стимулировать – «личностно-креативные»). Человек является творцом культуры, а она, в свою очередь, совместно с обществом творит человека, постепенно превращая его в человека цивилизованного. Эта историческая динамика ставит перед нами проблему соотнесения понятий «культура» и «цивилизация».

Слово «цивилизация» (лат.) буквально означает «государство, сосредоточенное в городе». Прилагательное «цивили­зованный» изначально имело смысл «городской», «образованный», «воспитанный» в противоположность «необразованному», «грубо­му», «дикому», «варварскому». В дальнейшем такая оппозиция приобрела историко-теорети-ческое обос­нование как очередная ступень в цепочке исторического развития человечества: «дикость – варварство – цивилизация». Имеется и противоположная трактовка этого понятия, определяющая цивилизацию как по­следнюю стадию развития каждого типа культуры и характеризующая ее омертвление, вытеснение одухотворенности прозаическими матери­ально-техническими интересами (О. Шпенглер). Это противопоставление цивилизации и культуры реально отражало противо­речия развития западного мира (капитализма, индустриализма), где, действительно, духовно-нравственные интересы и стрем­ления оттеснялись на задний план, а более высокую ценность приобретали материальные удобства, деньги, карьера и т. п.

В дальнейшем эти противоречия трансформировались во все углубляющийся конфликт между научно-техническим прогрессом, неразрывно связанным с экономикой, и духовно-нравственным, религиозным, художественным потенци­алами культуры.

В современной отечественной культурологии в «перестроечный период» сложился так называемый «цивилизационный под­ход», понимающий под «цивилизацией» единство определенного типа общества и соответствующего ему типа культуры. Ци­вилизационный период, согласно этому подходу, уже длится около четырех тысячелетий (культурогенез, соответствующий времени антропогенеза, насчитывает более 4 млн лет). Поэтому, например, из сферы изучения исключается крестьянская культура (фольклор), которая по всем признакам является доцивилизационным типом культуры, доцивилизационный процесс формирования культуры ре­бенка и др.

Итак, можно констатировать, что понятия «культура» и «цивилизация» имеют разный исторический масштаб: культура сопро­вождает человека с момента зарождения сознания, а ци­вилизация определяет уровень (качество) культуры, достигнутый несколько тысячелетий назад; безусловно, это могло произойти только в результате всеохватывающей культурной революции.

Признаки цивилизации, «цивилизационные механизмы» (В. Ж. Келле) могут быть определены следующим образом: общественное разделение труда и порожден­ный им рынок, политико-правовой способ организации обществен­ной жизни и государство, различные духовные силы: нормы, традиции, верования и способы трансляции культуры, прежде всего письменность. Определяющей, системообразу­ющей силой цивилизованного процесса, очевидно, является радикальное изменение отношения человека к природе, отно­шения практического и духовного.

Применение синергетического подхода приводит к пониманию исторических изменений во взаимоотношениях между цивилизацией и культу­рой и позволяет выделить их основные этапы.

  • Материаль­но-духовный синкретизм, характерный для начала истории человечества. Он выражался в нераздельности мате­риальной и духовной культуры, анимизме, магических обрядах, нерасчлененности деятельности на «бездуховную» практику физи­ческого труда и отвлеченные от нее явления духовной жизни. На этом этапе понятия «культура» и «цивилизация» могут быть использованы как синонимы.

  • Рождение города, «городская революция» (Л. Уай­т), приведшие к радикальным изменениям в бытии человеческих популяций. Однако в этот период восприятие и осмысление мира было еще правополушарным, мифо­логическим, «бессознательно-художественным» (К. Маркс).

  • Становление ремесла. Ремесленно-профессионализированная дея­тельность с массовым производством вещей и торговлей привели к радикальному изменению образа жизни людей и структуры их мышления. В результате развития абстрактно-количественного денежного товарообмена все более активным становилось левое полушарие. Оно-то и стало вырабатывать необходимые ремеслу понятийные, абстрактно-логические формы отражения и осмысления мира, из которых впоследствии выросло научное знание (математика и др.).

  • «Культурная революция», связанная с изобретением нового способа пере­дачи накапливавшихся знаний другим поколениям – письменно­сти. Это повлекло за собой создание социального института образования. Началось отделение от религии науки, образования, а также искусства. Город стал центром нарождавшейся государственности и местом поселения жречества, ремесленников и тор­говцев, учителей и ученых, представителей разных областей искус­ства. Появилась профессионализированная армия, необходимая для защиты городского населения и обслуживавших его земледельцев.

Пройдя основные этапы развития, город стал носителем принципиально нового типа культу­ры – цивилизации. Она пока является высшим уровнем развития культуры, в котором сосредото­чены все способы организации общественной жизни: структура производственной деятельности и ее технико-технологическое ос­нащение, социально-управ-ленческая деятельность и обслуживающие ее формы социологических исследований, репрессивная деятельность юридических учреждений, защищающая каждый тип организации общественной жизни, деятельность церкви и других религиозных учреждений, такие виды деятельности, как научно-познавательная, образовательно-коммуникатив­ная, военная, медицинская, спортивная, досуговая. Цивилизация находится как бы внутри культуры, представляя собой систему обслуживающих культу­ру алгоритмов.

Современное состояние взаимоотношений между культурой и цивилизацией характеризуется драмати­ческим раздвоением культуры на «элитарную» и «массовую» (подробнее см. тему 4). Такая ситуация стала возможной только тогда, когда технический прогресс предоста­вил соответствующие средства массовой информации (СМИ), позволившие обращаться к огромным аудиториям. Оказалось, что цивилизация не является в этом случае благом, более того, она, имевшая в своей основе развитие интеллекта, повела себя парадоксальным образом, вытесняя интеллект из куль­туры и активизируя архаические, витальные физиологические потребности. Тем самым впервые в своей истории цивилизация раскрыла таящиеся в ней силы, разрушительные для культуры и для само­го человечества.

Безусловно, народы и страны ищут выход из этого тупика, моделируя новые типы отношений куль­туры и цивилизации, пытаясь возродить нрав­ственные «регуляторы», опирающиеся на высшие ценности человеческого бытия. Они-то и долж­ны стать фундаментом связи культуры и цивилизации, способной обеспечить человечеству будущее.