Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Філософія права\\Тема № 8. Соціологічні теорії....doc
Скачиваний:
18
Добавлен:
14.11.2018
Размер:
469.5 Кб
Скачать

2. Социологическое понятие государства

2.1. Государство как социальная сила.

В социологическом понятии государством называется любая организация публичной политической власти, в любой форме и с любым содержанием. "Общей чертой социологического понятия государства… является отрицание юридической природы государства, рассмотрение в качестве основы государства не формально-юридических, а фактических социальных явлений, а именно явлений властвования" (Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978. С.73.). Иначе говоря, в социологическом понятии государство отождествляется с организацией публичной политической власти. И поскольку публичная политическая власть - это всегда принуждение, и к тому же в круг объектов, описываемых понятием государства, попадает и деспотия, то сущность государства объясняется как сила, организованное насилие.

Общее определение социологического понятия государства сводится к следующему: государство - это наиболее действенная (наиболее сильная, верховная, суверенная) организация власти у населения, проживающего в пределах определенной территории.

Социологическое понятие государства используется в классическом легистском понятии права ("право - это приказ государства, верховной власти, суверена"). При таком правопонимании получается, что государство первично, а "право" (законы) вторично. Государство - это голая монополия силы, предшествующая закону. Поэтому законная форма власти, ее наличие или отсутствие не имеют значения для социологического понятия государства. Верховная власть может осуществляться по закону и вопреки закону - на то она и верховная. Закон ("право") - это то, чего желает верховная власть, волеизъявление суверенной власти. Поэтому социологическое понятие государства лишь допускает, что полномочия государственной власти могут быть регламентированы законом, но утверждает, что закон для государственной власти необязателен. Здесь государство - это фактические отношения повеления и подчинения, фактическая организация и деятельность власти, а не то, что формально предписывается законами о власти. Сущность власти - это сила, не связанная никакой законной формой. Сила может соблюдать форму, но может и не соблюдать.

Разновидностью социологического понятия является марксистско-ленинское понятие государства. Здесь сущность государства объясняется через классовое господство и классовое насилие.

Согласно марксистско-ленинскому учению, общество со времени утверждения частной собственности разделяется на антагонистические классы, а государство является политической организацией экономически господствующего класса. Сущность государства - это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов (В.И. Ленин). Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу, и может не считаться с интересами других классов. "Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления сопротивления своих классовых противников" (И.В. Сталин). По отношению к такой силе у подвластных, даже у представителей господствующего класса, не может быть никаких естественных прав. Фактическая (экономическая) сила членов общества дает им большую или меньшую фактическую свободу произвола. Диктатура класса означает несвязанность власти какими бы то ни было законами. "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами" (В.И. Ленин). Таким образом, марксизм-ленинизм объясняет государство как антиправовую организацию публичной политической власти, природа которой такова, что она не может быть фактически ограничена даже законом.

Установленную большевиками в России "диктатуру пролетариата" (фактически - диктатуру большевистской элиты и ее вождя) марксизм-ленинизм объясняет как "полугосударство", или "отмирающее государство". Диктатура пролетариата ("социалистическое государство") уничтожает частную собственность на средства производства и тем самым основу антагонистических классовых противоречий. При диктатуре пролетариата уже нет эксплуататорского экономически и политически господствующего класса, а поэтому политическое насилие постепенно исчерпает свою роль, власть перестанет быть политической, и на месте диктатуры пролетариата сформируется организация коммунистического общественного самоуправления. Правда, руководивший процессом "отмирания государства" И.В. Сталин объявил, что классовая борьба в стране будет обостряться по мере строительства социализма и диктатура пролетариата будет "отмирать" через ее усиление (чем сильнее будет диктатура, тем быстрее она решит свою историческую задачу и "отомрет"; но закономерно возникает вопрос: пожелает ли столь сильная диктатура отмереть", не будет ли она изобретать для себя все новые и новые "исторические задачи", решаемые путем тотального насилия?). Однако после смерти "вождя" в СССР было офоциально объявлено, что диктатура пролетариата уже завершилась, в стране сложился монолитный советский народ, состоящий из дружественных классов (рабочий класс, колхозное крестьянство и социальная "прослойка" - трудовая интеллигенция); но государство еще не "умерло", а превратилось в "общенародное социалистическое государство", в котором установится режим "социалистической законности" (при сталинском режиме допускались "нарушения социалистической законности", связанные с трудностями строительства социализма во враждебном империалистическом окружении).

С последовательной марксистско-ленинской точки зрения "общенародное государство" - это нонсенс. Если власть принадлежит всему народу, то эта власть не государственная, не политическая. Вообще власть в обществе не может принадлежать всему народу. Публичная политическая власть может осуществляться аппаратом государства от имени народа. Но поскольку это власть государственная, то фактически она осуществляется в интересах лишь одного класса, части народа. Если такого класса нет, подвластные составляют однородную массу, а власть тем не менее остается государственной, значит, фактически она осуществляется в интересах самого аппарата публичной политической власти, в интересах господствующей в обществе бюрократии. Значит, это не "общенародное", а бюрократическое государство. Но такой вывод для официальной советской идеологии был неприемлем.

Поскольку марксистско-ленинское социологическое понятие государства было единственным официально признанным в СССР, оно осталось господствующим в преподавании учебных дисциплин. Определение государства, данное в одном из последних учебников, гласит: "Государство - это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая социальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство эти обществом и обеспечивает его интеграцию" (Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1994 (авторы раздела - В.С. Афанасьев и В.В. Лазарев)). Никакая "особость" госу3838рства из данного определения не вытекает. Любая организация публичной политической власти, в частности деспотическая, подпадает под признаки, приведенные в этом определении. С позиции такого понимания государства чем сильнее власть, чем она деспотичнее, тем она "государственнее", тем больше она выражает природу государства вообще.

Сторонники социологического понятия государства не обязательно выпячивают политическое насилие. Со времен древности политическая мысль различала две наиболее яркие стороны публичной политической власти - организованное насилие как средство и решение общих дел, достижение общественного благополучия как цель принудительной власти. Социологическое понятие государства позволяет подчеркивать лишь одну из этих сторон. Если хотят подчеркнуть принудительную силу, то говорят: государство - это организация принудительного управления обществом (диктатура, аппарат насилия и т.д.). Если же хотят подчеркнуть социальную цель публичной политической власти, то говорят: государство - это власть, призванная решать общие дела.

Вообще политическое общение - это вовсе не обязательно организованное насилие, произвольное силовое регулирование отношений между социальными группами. У древних греков, т.е. в первоначальном значении слова, политика - это искусство управления сообществом людей с целью достижения общего блага. Современная политология видит социальный смысл политики, политической власти не в том, что одни социальные группы силой навязывают свою волю другим, а в том, что политическая власть умеряет столкновения социальных сил, создает стабильный порядок в обществе. При этом стабильность в обществе может достигаться и за счет организованного насилия, предотвращающего распад общества, и за счет достижения согласия социальных групп ради прекращения конфликтов, ослабляющих общество в целом. Политика как организованное насилие есть признак исторической неразвитости цивилизации.

По мере исторического прогресса организованное насилие в интересах одного класса, одной группы все дальше отходит на задний план политической жизни, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность публичной политической власти, ее предназначение служить всеобщему благополучию. В постиндустриальном обществе, в наиболее развитых странах социальные противоречия утрачивают остроту, умеряются до такой степени, что и политическое насилие в отношении больших социальных групп становится ненужным. Здесь просто нет классов в марксистском понимании. Публичная политическая власть устанавливает цивилизованные рамки разрешения конфликтов между социальными группами и, выражая стремление большинства членов этого благополучного общества к гражданскому миру, не только гарантирует интересы социально сильных, но и защищает интересы социально слабых. Государство занимается перераспределением национального дохода, его социально-экономическая политика направлена на то, чтобы примирить интересы социально сильных и социально слабых. Главной целью политики являются социальный мир и гражданское согласие. Средство достижения этой цели - не организованное насилие, а нахождение компромисса, согласование интересов разных социальных групп.

Итак, теория насилия не пригодна для объяснения публичной политической власти в постиндустриальном обществе. Сегодня сторонники социологического понятия государства полагают, что классовый, диктаторский, деспотический характер власти присущ лишь частным историческим формам государства, что главное для государственной власти - решение общих дел населения. Эти общие дела можно решать разными средствами: деспотическим насилием (исторически неразвитое государство) и достижением социальных компромиссов (современное государство).