Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМП_Беларусь в период становл. бурж. об-ва_Греб....doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
250.37 Кб
Скачать

7. Белорусское общественно-политическое движение в 1905–1917 гг.

В Беларуси в начале ХХ в. ведущую роль в политическом процессе играли общероссийские, польские, еврейские политические партии. Становление белорусских политических организаций сдерживалось низким национальным самосознанием белорусской буржуазии, крестьянства, рабочего класса. Белорусский национальный вопрос находил отзыв в первую очередь в среде интеллигенции, ученической и студенческой молодежи.

Организатором, идейным и политическим руководителем национально-освободительного движения в Беларуси являлась Белорусская социалистическая громада (БСГ). В прокламациях 1905 г. БСГ выступала за установление в России федеративной демократической республики с общим сеймом (конституционным собранием) для всех народов и предоставление права каждому народу иметь свой сейм, который вел бы его дела. По аграрному вопросу она пропагандировала левонародническую идею социализации земли и уравнительного землепользования. В марте 1905 г. БСГ вместе с эсерами созвала в Минске крестьянский съезд, который поддержал ее платформу и образовал Белорусский крестьянский союз.

В январе 1906 г. в Минске состоялся ІІ съезд БСГ, принявший новую программу и устав. Программа окончательной целью провозгласила замену капиталистического строя социалистическим, подтвердила задачу партии по свержению самодержавия и высказалась за образование Российской федеративной демократической республики со свободным самоопределением и культурно-национальной автономией народностей, проживающих на ее территории.

Второй съезд БСГ отказался от эсеровской идеи социализации земли и одобрил тезис о создании областного земельного фонда из казенных, удельных, церковных и помещичьих земель, который, по мнению руководства Громады, более соответствовал требованиям автономии Беларуси. Основным объектом деятельности этой партии по-прежнему была деревня. Она организовывала сельскохозяйственные забастовки, митинги, сходки.

Революция дала возможность деятелям БСГ начать издание первой легальной белорусской газеты «Наша доля». Она выходила в Вильно с 1 сентября до 18 ноября 1906 г. Частично газета рассылалась крестьянам по почте. Отдельные номера партийного органа БСГ, по мнению виленского цензора, «напоминали подпольные прокламации». На седьмом номере «Наша доля» была запрещена, но в ноябре 1906 г. сразу же начала выходить новая еженедельная легальная газета «Наша ніва». Ее передовица начиналась с обещания служить всему белорусскому народу, бороться за его национальное и социальное равенство через Государственную думу. Белорусские социалисты отходили от постулатов классовой борьбы, революции и делали шаг к национальной направленности и парламентским методам борьбы. Фактически БСГ приняла на себя функцию общенациональной партии, хотя основной ее социальной базой по-прежнему оставалось преимущественно крестьянство.

Белорусская мелкая буржуазия, несмотря на относительную многочисленность, по своим экономическим, финансовым, организационным возможностям была все же несравнимо слабее своих польских и еврейских конкурентов и не рассчитывала своими силами в близкой перспективе овладеть местным рынком, тем более завоевать политическую власть. Поэтому она даже в начале ХХ в. не откликалась на пропаганду белорусской национальной идеи и национальной государственности.

После поражения революции 1905–1907 гг. центром белорусского национального возрождения стала газета «Наша ніва» (1906–1915 гг.). Она содействовала активному включению в общественную деятельность, освободительную работу могучей плеяды писателей-классиков, крупных общественно-политических и культурных деятелей. Среди них были И. Луцевич (Я. Купала), К. Мицкевич (Я. Колас), А. Пашкевич (Тетка), М. Богданович, М. Горецкий, братья А. и И. Луцкевичи, А. Власов, В. Ластовский, И. Буйницкий, А. Смолич, Л. Сивицкая, Б. Тарашкевич, Я. Дроздович и многие другие. Газета воспитывала национальное самосознание, пропагандировала единство белорусов независимо от их вероисповедания, настойчиво требовала введения белорусского языка в церквях, костелах, школе. Она поднимала этот язык на уровень литературного и научного, чтобы уберечь белорусов от перехода на русский или польский. «Наша ніва» превратилась в своеобразную лингвистическую академию, собирательницу литературных талантов.

«Наша ніва» некоторое время была единственным периодическим печатным органом на белорусском языке. Со временем появились первые журналы: детский – «Лучынка», сельскохозяйственный – «Саха», сатирический – «Крапiва», литературно-публицистический альманах «Маладая Беларусь» и др.

Возникают и разворачивают деятельность издательские товарищества «Загляне сонца і ў наша аконца» в Петербурге, «Наша хатка», «Палачанін» в Вильно, «Саха», «Мінчук» в Минске. Они положили начало систематическому изданию белорусской художественной литературы, школьных учебников, научно-популярных брошюр.

Возрожденческое движение было вынуждено защищаться от превосходящих своей экономической и политической мощью реакционных сил. В этой борьбе решалась дилемма: быть или не быть белорусской нации. Газета «Наша ніва» знакомила читателей с историей края, его культурными и художественными ценностями, нравами и бытом народа. На ее страницах помещались научные статьи, практические советы по сельскому хозяйству, медицине. Популярность газеты росла, она имела сотни корреспондентов со всех уголков Беларуси. За публикацию осторополитических материалов отдельные номера «Нашай нівы» конфисковывались. Газету запрещалось читать учителям и ученикам, почтовым служащим, военным и полицейским.

Тем не менее, несмотря на общие неблагоприятные общественно-политические условия, социальная база белорусского национально-осво-бодительного движения постепенно укреплялась. Оно пополнялось в первую очередь за счет интеллигенции, происходившей из крестьянской среды. В начале ХХ в. национальному движению в определенной мере сочувствовали и некоторые белорусские предприниматели. За 1897–1916 гг. их удельный вес в белорусской деревне вырос с 9 до 12%. Отдельные землевладельцы католической веры под воздействием национально-культурного движения вспоминали о своем белорусском происхождении. Так, материально поддерживали «Нашу ніву» и другие белорусские издания, а также помещики Э. Войнилович, Р. Скирмунт, М. Радзивилл.

«Наша ніва» была действительно народной газетой, одной из наиболее демократической в России того времени. Она никогда не позволяла себе оскорбительных высказываний о других нациях. Более того, она постоянно говорила о необходимости уважать права каждого народа и призывала широко использовать наработки русской, польской и украинской культур.

Первая мировая война на определенный период дезорганизовала белорусское национальное движение. В связи с приближением фронта к Вильно в августе 1915 г. прекратилось издание «Нашай нівы». Часть деятелей национального возрождения была мобилизована в армию, другие выехали из Вильно в разные города России.

На оккупированной территории из всех общественных организаций право на функционирование получили только комитеты помощи жертвам войны, возникшие еще до оккупации. Они были уполномочены высказывать новым властям предложения от каждой нации в социальной, просветительской и культурной сферах. Белорусский комитет помощи жертвам войны в Вильно в декабре 1915 г. организовал в Вильно учительские курсы. 15 октября 1916 г. в Свислочи (Гродненщина) была открыта белорусская учительская семинария, проработавшая до 15 ноября 1918 г. За это время она подготовила 144 учителя белорусских школ, которых насчитывалось на оккупированной территории около 150 (по некоторым сведениям до 350).

15 февраля 1916 г. в Вильно под редакцией В. Ластовского начала выходить белорусская газета «Гоман», просуществовавшая до конца 1918 г. С лета 1916 г. работал Белорусский клуб, в рамках которого Ф. Алехнович организовал любительский театр. Кроме того, в Вильно открылись белорусская библиотека, научное общество, кооперативное объединение «Раніца», детский приют «Золак», издавались учебники и школьная литература.

В 1915 г. в Вильно образовался общенациональный конспиративный орган – Белорусский народный комитет, который занимался не только культурными, но и политическими вопросами белорусского движения. Понимая нереальность осуществления идеи белорусской государственности, группа социал-демократической ориентации во главе с братьями Луцкевичами обратилась к идее возрождения Великого княжества Литовского, где белорусские и литовские земли соединялись бы по принципу автономии и имели бы свой сейм в Вильно.

Белорусская политическая инициатива нашла поддержку. Для осуществления поставленной цели в декабре 1915 г. была образована Конфедерация Великого княжества Литовского из представителей соответствующих организаций белорусов, литовцев, поляков и евреев. Тогда же Конфедерация издала на четырех языках Универсал, в котором призывала разные организации присоединиться к ней и выдвинула принцип полной государственной независимости Беларуси и Литвы.

Этот документ свидетельствует, что взгляды виленских белорусских деятелей в сравнении с 1905 г. существенно изменились. Тогда члены БСГ не представляли себе Беларусь вне состава будущей демократической федеративной России, а либеральная группировка во главе с В. Ластовским вообще отказывалась от всяких союзов, в том числе с литовцами. Она выступала за полную государственную независимость и территориальную целостность Беларуси в ее этнографических границах.

Конфедерация ВКЛ распалась из-за острых противоречий между ее участниками. Она также не нашла поддержки и у немецких оккупационных властей. Овеянная романтизмом идея не осуществилась.

Таким образом, характерной особенностью белорусского национального движения в начале ХХ в. являлось в первую очередь то, что оно развивалось под руководством одной партии (левонароднической, крестьянской БСГ), а затем на протяжении нескольких лет – редакции одной газеты («Наша ніва»). До 1917 г. в белорусском национальном движении практически не участвовали представители помещиков и торгово-промышленной буржуазии. Сплочение сознательных национальных сил вокруг БСГ и «Нашай нівы» как центров движения вынуждалось также слабостью их финансовой базы и оголтелым сопротивлением несравнимо более могущественных сил – правительственного, черносотенно-октябристского блока, с одной стороны, и польских помещичье-клерикальных группировок – с другой.