Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМП_Беларусь в период становл. бурж. об-ва_Греб....doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
250.37 Кб
Скачать

4. Зарождение белорусского национально-освободительного движения

Белорусское национально-освободительное движение – это общественное движение за национальное возрождение белорусов, за их самостоятельное свободное развитие на основе своей государственности, осуществление собственной субъектно-творческой роли в общечеловеческой цивилизации.

Исходным пунктом в истории белорусского национально-освободи-тельного движения было восстание 1794 г. в Польше, Беларуси и Литве под руководством Т. Костюшко против насильственного раздела Речи Посполитой монархами России, Австрии и Пруссии. В развитии этого движения условно выделяются 2 основных этапа. Первый (1794–1863 гг.) осуществлялся преимущественно в рамках польского национально-освободитель-ного процесса. Содержанием второго (1863–1918 гг.) стали осознание собственно белорусских национальных интересов и постановка главной цели – возрождение белорусской государственности.

Начало второго этапа было связано с восстанием в Польше, Беларуси и Литве 1863–1864 гг. Среди повстанцев не было единства относительно целей борьбы. Это проявилось в оформлении двух политических течений – «белых» и «красных». «Белые», объединившие землевладельческую шляхту и буржуазию, хотели добиться восстановления Речи Посполитой в границах 1772 г., используя дипломатический натиск западноевропейских стран на Петербург.

В состав политического блока «красных» входили мелкая и безземельная шляхта, интеллигенция, городские низы, студенчество, частично крестьянство. Борьбу за независимость они связывали с решением аграрного вопроса, который поделил их на «правых» – умеренных и «левых» – представителей революционно-демократических кругов. «Правые» в решении своей политической программы ведущую роль отводили шляхте. Опасаясь крестьянского восстания, они выступали за наделение крестьян землей за счет конфискации ее части у помещиков с соответствующей денежной компенсацией. «Левые», признавая право на национальное самоопределение литовцев, белорусов и украинцев, залог успеха национально-освободительной борьбы видели в союзе с революционными силами России.

Вооруженное восстание на землях бывшей Речи Посполитой планировалось на весну 1863 г. Однако оно началось раньше – 10 января 1863 г. Восстание нашло поддержку в Литве и Беларуси. Здесь общее руководство силами повстанцев осуществлял Константин Семенович Калиновский (Кастусь) (1838 – 1864).

Основную цель восстания революционное правительство видело в восстановлении Речи Посполитой, в состав которой входило бы отдельное Литовско-Белорусское государство. Планировалось ввести республиканский строй управления и правовое равенство всех сословий. Были изданы и два аграрных декрета. Крестьянам передавались в собственность те земли, которыми они пользовались. Безземельные получали около двух десятин земли только при условии присоединения к восстанию. За переданные крестьянам земли хозяева могли рассчитывать на денежную компенсацию. Следовательно, надежды крестьянства на передел помещичьих земель не оправдались.

Для К. Калиновского и его единомышленников не было возможности обратиться к белорусскому и литовскому народам с программой борьбы, которая существенно отличалась бы от программы польского повстанческого правительства (например, лозунгом уничтожения помещичьего землевладения или установления государственной самостоятельности Литвы и Беларуси). В случае неподчинения поляки могли объявить его предателем и поступить с ним по законам военного времени.

Царское правительство жестоко подавило восстание. Согласно официальным данным, касающихся Беларуси и Литвы, 128 чел. были казнены, 12 483 чел. отправлены на каторгу и поселение в Сибирь, арестантские роты и т.д. Имения помещиков, имевших отношение к восстанию, конфисковывались в казну и на очень льготных условиях продавались царским генералам и чиновникам, выходцам из центральных губерний.

Закрывались или преобразовывались в православные церкви многие костелы. За участие студентов в восстании власти закрыли единственное высшее учебное заведение в Беларуси – Гори-Горецкий земледельческий институт, сократили количество средних учебных заведений. Многие местные учителя, медицинские работники, землемеры, чиновники были переведены на службу в центральные губернии России, а на их место оттуда приглашались новые специалисты.

Среди казненных участников восстания 1863 г. был и К. Калиновский, которого можно назвать первым белорусским политическим деятелем нового времени. Он впервые обосновал программу борьбы за политическое и духовное освобождение белорусского народа, выдвинул идею создания демократического народного государства, в основу которой был положен конституционный и парламентский опыт Англии, США, Франции и др. На страницах первой белорусскоязычной газеты «Мужыцкая праўда» он разоблачал классовую сущность самодержавия, грабительский характер реформы 1861 г., проведенной в интересах помещиков, критиковал систему общественных отношений России середины ХІХ в., раскрывал сущность крепостнической эксплуатации.

К. Калиновскому и его единомышленникам казалось, что с победой крестьянской революции установятся «справедливая свобода», общество без угнетения и эксплуатации. В этом взгляды крестьянских демократов были утопическими. Тем не менее революционный демократизм был естественным и очень плодотворным этапом на пути социального прогресса.

В решении национального вопроса Калиновский был последователем выдающегося русского демократа А. И. Герцена, считавшего, что после свержения самодержавия все ранее угнетенные народы должны самостоятельно решать свою судьбу. Белорусский революционер хотел, чтобы отношения между Беларусью, Литвой и Польшей в освободительной борьбе строились на основе равноправия и суверенности.

До 90-х гг. ХХ в. имя К. Калиновского упоминалось преимущественно как героя восстания, а национально-белорусский аспект его деятельности достаточно долго оставался в тени. Такая ситуация была обусловлена широким распространением в историографии мнения о восстании 1863 г. в Беларуси как об акции исключительно польско-шляхетской, где белорусский народ выступал скорее в роли объекта, а не субъекта истории. Но все же данное восстание более правильно рассматривать как закономерное событие социально-политической истории нашей страны, связанное не только с восстанием в Польше, но и с общей революционной ситуацией в России, с основными тенденциями социально-экономического и общественно-политического развития Беларуси. Деятельность Калиновского осуществлялась в контексте формирования белорусской нации.

Новый подъем национально-освободительного движения произошел на рубеже 70–80-х гг. ХІХ в., когда белорусская молодежь приняла активное участие в деятельности общероссийских народнических организаций «Земля и Воля», «Народная воля», «Черный передел». Российские народники не признавали вывод К. Маркса о прогрессивности капитализма в сравнении с феодализмом. По их мнению, капитализм в России – это не естественное и необходимое явление, а случайность, не имеющая крепких корней на российской почве. Поэтому народники считали неизбежным переход России от феодализма к социализму путем крестьянской революции. Экономическую основу социализма они видели в крестьянской общине.

Народнические кружки студентов-белорусов подпольно на гектографе издали несколько публицистических воззваний, а также два номера журнала «Гомон» (1884). В этих публикациях впервые не только провозглашалось существование самостоятельного белорусского этноса, но и давалось теоретическое обоснование этого. Неизвестные авторы отметили специфические природно-географические, исторические и этнографические условия, отличавшие Беларусь от России, Польши и Украины, в том числе и своеобразный язык. Они констатировали, что белорусский народ чувствует свое органическое единство и отличает свои интересы от интересов «польских и великороссийских». Они протестовали против русификации и полонизации белорусов, разоблачали реакционность взглядов на белорусский народ «как на некий материал для всевозможных экспериментов, а не как на живую народность, способную самостоятельно распоряжаться собой».

В середине 80-х гг. подпольные кружки белорусских народников были разгромлены. Позже, в конце 80-х – начале 90-х гг. ХІХ в., в Петербурге и Москве действовали интернациональные студенческие организации. Например, «Петербургский кружок молодежи польской, литовской и белорусской» в начале 90-х гг. возглавлял белорусский поэт-демократ А. Гуринович.

В конце 90-х гг. ХІХ в. среди учащихся Минска по инициативе гимназистов Ивана и Антона Луцкевичей образовался кружок с целью изучения Беларуси и разработки национального вопроса. В библиотеке кружка находились издания В. Дунина-Марцинкевича, Ф. Богушевича, исторические, этнографические и фольклорные публикации.

В 1902 г. братья Луцкевичи поступили учиться в Петербург и основали там легальный студенческий «Кружок белорусского народного просвещения», который продолжал начатую в Минске деятельность. Зимой 1902 – 1903 гг. на основе национально-культурных кружков белорусской учащейся и студенческой молодежи Минска, Петербурга и Вильно была создана Белорусская революционная громада (БРГ). В числе ее создателей и руководителей кроме И. и А. Луцкевичей были А. Пашкевич (Тет-ка), К. Костровицкий (К. Каганец), А. Бурбис, В. Ивановский, Ф. Умястовский. В большинстве своем они происходили из мелкопоместной шляхты, но фактически принадлежали к разночинской интеллигенции.

В 1903 г. состоялся I съезд БРГ, на котором она была переименована в Белорусскую социалистическую громаду (БСГ) и приняла программу, в которой характеризовала себя как социально-политическую организацию «белорусского трудящегося народа». Своей окончательной целью новая политическая партия провозгласила уничтожение капиталистического строя и переход в общественную собственность земли, средств производства и коммуникаций, а ближайшей задачей – свержение самодержавия в России во взаимодействии «с пролетариатом всех народов Российского государства». Форма будущего государственного строя в стране не определялась. В национальном вопросе БСГ выступала за то, «чтобы все народы имели как можно большую свободу», а самой желательной формой обеспечения национальной свободы во время капитализма признавала независимую демократическую республику.

В аграрном вопросе программа партии предусматривала упразднение частной земельной собственности, провозглашала право каждого человека на обработку земли своими силами и заявляла о необходимости перехода к «социалистическому хозяйству». В программе также содержались требования 8-часового рабочего дня, установления минимума заработной платы, равной оплаты при равном труде, бесплатной медицинской помощи и др.

Теоретическое обоснование выдвинутых требований в программе отсутствовало. В целом же в ней сочетался революционный демократизм с утопическим народническим (крестьянским) социализмом (идеи уравнительного землепользования и всеобщей кооперации как путь к социализму).

В 1903–1904 гг. Белорусская громада тесно взаимодействовала с идейно близкими ей Польской социалистической партией в Литве, Партией социалистов-революционеров, Литовской социал-демократической партией, Латышским социал-демократическим союзом, издавала с ними нелегальную литературу. Нелегальные издания Громады этого времени выходили под марксистским девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Распространялись они, как правило, в сельской местности – в уездах, прилегающих к Минску, а также на Гродненщине и Виленщине. Основным объектом воздействия являлось крестьянство. Влияние БСГ в рабочем движении было незначительным.

Таким образом, во второй половине ХІХ – начале ХХ вв. национально-освободительное движение в Беларуси прошло длительный путь эволюции, завершившийся организационным оформлением первой национальной политической партии, выступившей с революционно-демократической программой борьбы за освобождение белорусского народа. Следует отметить, что данный процесс шел параллельно с широкомасштабными научными исследованиями в сферах этнографии, фольклора, исторического краеведения. Многие лидеры БСГ значительное внимание уделяли культурно-просветительским проблемам. Однако расширению социального влияния Громады мешали низкий уровень национального самосознания белорусских крестьян и рабочих, денационализация дворянства и буржуазии.