Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УМП_Беларусь в период становл. бурж. об-ва_Греб....doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
10.11.2018
Размер:
250.37 Кб
Скачать

5. Конец XIX – начало хх вв.: реформаторская и революционная альтернативы в Российской империи

В исторической литературе традиционно принято делить политический спектр Российской империи рубежа ХІХ – ХХ вв. на три лагеря – правительственный, революционный и либеральный. Правительственный лагерь стремился сохранить в неприкосновенности самодержавный строй, революционный – выступал за его насильственный слом. Либералы же были сторонниками проведения умеренных реформ: включения в один из высших органов империи выборных представителей из земств, некоторогоограничения произвола чиновной бюрократии и предоставления минимальных политических свобод. Однако новый российский император Николай ІІ уже в первом своем публичном выступлении 17 января 1895 г. подобные предложения назвал «бессмысленными мечтаниями».

Тем не менее царизм вынужден был реагировать на вызовы времени. Важные перемены в жизни самодержавной России были связаны с именем выдающегося политика С. Ю. Витте, который в конце XIX – начале ХХ вв. последовательно занимал посты министра путей сообщения, министра финансов, председателя Кабинета министров. Он сознательно и целеустремленно проводил политику, направленную на то, чтобы всемерно способствовать развитию капитализма в стране и произвести ее буржуазную трансформацию. В этом Витте видел путь модернизации полуфеодальной России во «всесословную монархию», в государство с более совершенной политической и экономической структурой, в котором политическая власть принадлежала бы крупной буржуазии и тем помещикам, которые смогли перевести свое хозяйство на капиталистический способ производства.

Для достижения этой цели С. Ю. Витте осуществил ряд кардинальных мер. Преодолевая сопротивление помещиков, он в 1897 г. провел денежную реформу: в России было введено золотое денежное обращение. Теперь иностранные капиталисты, вкладывающие деньги в российскую индустрию, могли вывозить из страны не кредитные бумажки, а полноценные золотые рубли, что резко увеличило приток иностранных капиталов, вкладывавшихся в развитие промышленности. В то же время помещики, экспортировавшие хлеб, лишались возможности менять иностранную валюту на дешевые бумажные рубли, что «обедняло» их и вызывало негодование. Витте ввел монополию на продажу водки, доход от чего стал главнейшей статьей в бюджете царизма. Всю мощь государственного банка он стремился использовать для кредитования промышленного развития страны и спасения частных предприятий, попавших в трудное финансовое положение.

Вместе с тем он ясно понимал и необходимость проведения минимума ограниченных «рабочих реформ» (введения фабрично-заводской инспекции с целью регулирования некоторых конфликтов между хозяевами фабрик и рабочими, хотя бы частичного сокращения прежде неограниченного рабочего дня), изменения социально-политического положения основной массы населения России – крестьянства. Витте выступал за отмену феодальных пережитков (телесных наказаний для крестьян, слом общины, технологически не совместимой с нормальным ведением сельского хозяйства, некоторые изменения местного крестьянского самоуправления и т. д.).

Однако правительство не торопилось с осуществлением этих важных общественно-политических преобразований, что усиливало социальное напряжение в городах и деревнях и создавало благоприятные условия для радикализации рабочего и крестьянского движения, возникновения политических партий. Первые политические партии в Российской империи создавала не буржуазия, как это было в государствах Западной Европы, а рабочий класс.

Одной из первых политических партий, развернувших свою деятельность на территории белорусских губерний, был Бунд (на идише Bund – союз) – «Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России». Он образовался в октябре 1897 г. в Вильно на съезде представителей еврейских социал-демократических групп. Социальную опору Бунд нашел среди многочисленных рабочих-евреев, занятых преимущественно в ремесленной и мелкой капиталистической промышленности, торговле и других сферах обслуживания.

Основное программное требование Бунда – переход социал-демократов от кружковой пропаганды марксизма к массовой агитации среди рабочих на основе экономических требований: сокращение рабочего дня, увеличение зарплаты, улучшение условий труда и т. д. Политическая и социалистическая агитация откладывалась на неопределенную перспективу, потому что, по логике идеологов этой партии, рабочие, не пройдя школу экономической борьбы, не поймут призывов к свержению царизма, социалистических идей. Основным средством реализации экономических требований были стачки, в ходе которых по отношению к хозяевам и штрейкбрехерам (рабочим, согласившимся работать вместо бастовавших) применялся террор. Также Бунд допускал индивидуальный политический террор против царских чиновников и полиции в качестве ответа на репрессии против революционного движения.

1–3 марта 1898 г. в Минске прошел І съезд Российской социал-демокра-тической рабочей партии (РСДРП), который отразил наличие в социал-демократическом движении двух противоречивых, конфликтных в своем развитии тенденций – революционно-реформистской и революционно-радикальной. В результате совпадения в России ряда факторов (богатых и давних традиций революционного движения, незавершенности всех предыдущих реформ, острых противоречий первоначальной фазы капитализма) главную роль сыграла последняя. К тому же крайне радикальное течение получило динамичного, талантливого и одержимого идеей революционного преобразования мира лидера – В. И. Ульянова (Ленина).

ІІ съезд, прошедший летом 1903 г. в Брюсселе и Лондоне, организационно закрепил создание РСДРП, но в партии произошло идейное размежевание на два течения, которые вошли в историю как большевики и меньшевики. Большевики во главе со своим лидером Лениным исходили из идеи непосредственного и непрерывного перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую, из идеи гегемонии (безусловного социального лидерства) пролетариата. Отсюда и определение ими способов слома старой системы (всеобщая стачка, перерастающая в вооруженное восстание) и нового типа власти (революционно-демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, перерастающая в диктатуру пролетариата).

Меньшевики же руководствовались идеей постепенного развития революции, поэтапного установления власти сначала либеральной буржуазии в виде парламентской республики, а после власти пролетариата – в виде социалистического переворота. Буржуазии они отводили в революции руководящую роль, а пролетариату – роль «крайне левой оппозиции» при целесообразности их союза.

Еще одной мощной политической силой революционного лагеря была Партия социалистов-революционеров (ПСР), возникшая в конце 1901 – начале 1902 гг. в результате объединения ряда народнических групп и кружков. Социалисты-революционеры (эсеры) проповедовали теорию «единого трудового народа», к которому относили крестьянство, рабочих и революционную интеллигенцию. Партия ставила главной целью экспроприацию капиталистической собственности, реорганизацию производства и всего общественного строя на социалистических принципах.

Программа ПСР содержала следующие основные требования: демократическая республика, всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, собраний, образование за государственный счет, упразднение постоянной армии. Эсеры считали крестьянство главной силой революции, выступали за социализацию земли (исключение ее из товарооборота и превращение из частной собственности во всенародное достояние), ее уравнительное распределение без выкупа, широкое развитие сельскохозяйственной кооперации. Основным средством борьбы против самодержавия социалисты-революционеры считали индивидуальный террор.

Все революционные партии создали на территории Беларуси свои организационные структуры. В период революции 1905–1907 гг. многопартийную систему пополнили партии правительственного и либерального лагерей. Правовой основой для их формирования послужил «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г., декларировавший введение в стране основ буржуазного конституционализма. Крайне правые сторонники правительства (черносотенцы) объединились вокруг «Союза русского народа». Либеральная буржуазия, удовлетворенная Манифестом 17 октября, образовала две главные партии – «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).

В «Союз русского народа» входили помещики-крепостники, православное духовенство, сановная бюрократия. Они выступали за сохранение самодержавия и, по сути, отрицали даже те уступки, которые были обещаны царем в Манифесте 17 октября. Через свои издания черносотенцы пропагандировали монархизм, великодержавный шовинизм и национальную враждебность.

Социальной базой кадетов были буржуазная интеллигенция, средняя, частично мелкая городская буржуазия и либеральные помещики. Эта партия либеральной буржуазии стремилась мелкими уступками, пропагандой классового мира избежать глубоких революционных преобразований. В Беларуси для возникновения организаций кадетов из-за отсутствия земств и высших учебных заведений благоприятных социальных условий практически не было. Кадетскую партию здесь поддерживали буржуазия (преимущественно еврейская) и частично (по общим политическим и национальным вопросам) польские помещики и костел.

Организаторами отделений «Союза 17 октября» в городах Беларуси выступали, как правило, местные русские чиновники-монархисты, помещики, православное духовенство. Октябристы полностью поддерживали царское правительство и его программу, изложенную в Манифесте 17 октября.

Таким образом, непоследовательность реализации царским правительством реформаторской альтернативы, активность революционного политического лагеря привели к первой русской революции 1905–1907 гг. Ограничимся только краткой характеристикой ее исторического значения.

Революция потерпела поражение, и одной из главных причин этого было то, что в то время еще не сложился прочный союз рабочего класса и крестьянства. Выступления рабочего класса, крестьян и солдат не слились в единый революционный поток. Либеральная буржуазия и ее политические партии, прежде всего кадеты, декларировали свою приверженность свободе и демократии, но недостаточно решительно добивались поставленных целей, были склонны к сделкам с царизмом.

Несмотря на поражение, революция 1905–1907 гг. нанесла удар по самодержавной политической системе. Рабочий класс и крестьянство принудили царя, помещиков и буржуазию пойти на уступки. В отдельных отраслях промышленности были увеличена заработная плата, сокращен рабочий день, снижены штрафы. Правительство вынуждено было согласиться на деятельность профсоюзов, организацию рабочей печати, отмену выкупных платежей, а помещики – на снижение арендных и продажных цен на землю. Были ликвидированы также некоторые сословные ограничения для крестьянства. Национальные меньшинства Российской империи получили более широкие возможности для развития своих самобытных культур.

Революция принудила царизм создать представительское учреждение – Государственную думу. Все это свидетельствовало о постепенном превращении России из феодальной в буржуазную монархию. Но главная цель революции – свержение царизма – не была достигнута. Перед рабочим классом и крестьянством по-прежнему стояла задача уничтожения царизма, помещичьего землевладения и других пережитков феодально-крепостнического строя.

В свою очередь, царское правительство стремилось не допустить повторения революции. Оно вновь предприняло попытки осуществить реформаторскую альтернативу. В первую очередь серьезные преобразования следовало провести в сельском хозяйстве, о чем будет сказано ниже.