Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Моя малая Родина - Борисов.docx
Скачиваний:
72
Добавлен:
05.11.2018
Размер:
12.36 Mб
Скачать

2.3. Борисово-Зембинская оборонительная операция советских войск 1941

В конце июня 1941 года в полосе Западного фронта сложилась тревожная, крайне опасная ситуация. Ударные группировки армий «Центр», завершая окружение основных сил Западного фронта западнее Минска, настойчиво рвались на восток, реализуя план «молниеносной войны» против СССР. Фашистских вояк подстегивали директивы из Берлина, где в одной из них говорилось: «…Для дальнейшего развития операции в направлении Смоленска решающее значение будет иметь быстрое овладение переправами на Днепре и на Западной Двине»…

В другой директиве от 25 июня требовалось «… быстрым продвижением передовых частей танковой группы овладеть переправами через реки Днепр и Западную Двину и тем самым создать условия для дальнейшего наступления в восточном и северном направлениях».

Ставка ВГК, поставленная перед фактом прорыва стратегического фронта обороны на решающем западном направлении, 26 июня приняла решение выдвигающимися из глубины страны резервами создать новый стратегический рубеж обороны по рекам Днепр и Западная Двина.

С этой целью на указанный рубеж по железной дороге с разных направлений выдвигались дивизии 22-й, 19-й, 20-й и 21-й армий и непосредственно для обороны Смоленска – 16-й армии. Таким образом, в конце июня – начале июля в полосе фронта создался исключительно напряженный, кульминационный момент, предопределивший весь последующий ход начального периода и, безусловно, всей войны.

С запада, со стороны Минска, к Днепру рвались ударные танковые группировки немецко-фашистских войск. А из глубины страны для занятия обороны выдвигались войска советских армий. Трудно представить, как сложились бы последующие события, если бы немецкие войска упредили Красную Армию в занятии этого стратегического рубежа. Ведь в то время на пути к Москве оборонительных рубежей и войск просто не было!..

Что же помешало немецким частям совершить стремительный бросок, с ходу овладеть переправами? Ведь от Минска до Днепра (Орша) всего 180 – 200 км!

Помешало нараставшее ожесточенное сопротивление советских войск. Отходящие на восток войска Западного фронта, понесшие большие потери, истекающие кровью, непрерывно атакуемые с воздуха, сражались, используя для отпора врагу каждый естественный рубеж, выигрывая минуты, часы, сутки. Ожесточенные бои с противником шли днем и ночью.

Один из сильнейших узлов сопротивления враг встретил на Борисово-Зембинском рубеже, прикрывающем переправы через р. Березина (Зембин – селение севернее Борисова). Именно здесь, вдоль автострады Минск – Москва, противник наносил главный удар. Гудериан бросил на это направление 47-й моторизованный корпус, а непосредственно на Борисов – 17-ю и 18-ю танковые дивизии

В своих мемуарах Г.К.Жуков пишет: «На реке Березина наши войска особенно упорно дрались в районе города Борисова, где сражалось Борисовское танковое училище, руководимое корпусным комиссаром И.З.Сусайковым».

В Борисове дислоцировалось Борисовское танково-техническое училище. Начальник училища (он же начальник гарнизона) – корпусный комиссар Иван Захарович Сусайков – опытный политработник, профессиональный танкист, окончил бронетанковую академию, участник советско-финляндской войны.

В условиях угрозы захвата врагом стратегических переправ на Березине и Борисове Сусайков взял на себя полную ответственность за организацию обороны.

Был сформирован курсантский полк из 400 человек. В его составе сражались и подольские курсанты, переведенные в состав танкового училища из Подольского стрелково-пулеметного училища. Приказом Сусайкова из отходящих в тыл военнослужащих было задержано около 2.000 человек, которых включили в состав курсантских подразделений. На вооружении у курсантов были винтовки, пулеметы, гранаты, несколько танков и восемь противотанковых орудий. Зенитного прикрытия, увы, не имелось.

Весь район обороны начальник гарнизона Сусайков и начальник штаба гарнизона полковник Лизюков разбили на четыре сектора, возглавили которые командиры курсантских подразделений полковники Белый и Гришин, подполковник Мороз и майор Кузьмин.

Обстановка в Борисове была чрезвычайно напряженной. В город проникли немецкие диверсанты и их агенты в форме бойцов и командиров Красной Армии, НКВД и милиции. Они обстреливали с тыла советские войска, распространяли слухи... Город бомбили вражеские самолеты, стремясь нанести урон и посеять панику.

Штаб фронта приказал Борисовскому гарнизону удерживать район Борисова и обеспечить выход и развертывание 1-й Московской мотострелковой дивизии, выгружающейся в районе Орши.

Защитники Борисова сорвали попытки 18-й танковой дивизии противника форсировать Березину с ходу. Но противник не собирался прекращать наступление. Чтобы овладеть городом и захватить хотя бы один мост в районе Борисова, немецкое командование бросило для поддержки танков 8-й авиационный корпус пикирующих бомбардировщиков. Не встречая отпора, немецкие летчики наносили значительный урон защитникам Борисова.

Город горел. По дорогам, по 30-градусной жаре, сплошным потоком шли войска и машины. По обочинам, поливаемые свинцом немецких самолетов, двигались толпы местных жителей и отступавших, многие из них без оружия.

Но курсантские подразделения сражались. Они встали на пути ударных частей танковой армии Гудериана, используя для борьбы с танками ручные противотанковые гранаты, огнем из винтовок и пулеметов отсекая живую силу противника.

История сохранила ряд подвигов, совершенных защитниками города Борисова и переправы у д. Зембин.

Так, сержант А.М.Головочанский «забросал противника гранатами и вступил в рукопашную схватку. Захватил двух пленных и ручной пулемет».

Сержант П.С.Дегтярев и курсант К.М.Чурюмов «под жестоким огнем… устранили заклинивший затвор орудия и меткими выстрелами подбили три танка противника».

Курсант М.С.Емельянов, командир танка, «…метким огнем уничтожил танк и бронемашину врага. Был тяжело ранен, но бой не прекратил».

Младший лейтенант В.И.Казюлин «со взводом станковых пулеметов отразил атаку многократно превосходящего противника. Пропустив танки вперед, отрезав от них роту мотопехоты, уничтожил ее. Взвод с боем прорвался из кольца окружения».

Сержант Б.М.Сапунов «занимал должность старшины курсантской роты. Во время боя заменил вышедших из строя командиров взвода и роты, умело организовал отход роты на новый рубеж обороны, оставшись последним, расстрелял из пулемета противника на мосту».

Отличились курсанты Д.Ушаков, Н.Федяков, сержанты Д.Куколенко, Е.Костылев и многие другие.

В условиях безусловного превосходства противника на земле и в воздухе, не имея поддержки артиллерии и других средств усиления, курсанты и командиры танково-технического училища здесь и при дальнейшем организованном отходе беззаветно сражались и давали отпор наглому врагу. За все время боевых действий не было ни одного случая отхода подразделений курсантского полка с занимаемых позиций без приказа старшего начальника или в беспорядке. Личный состав училища в боях проявил преданность Родине, высокое политико-моральное состояние и дисциплину и выполнил свою задачу задержки противника на время, необходимое для подхода войск из глубины.

И все же, несмотря на героические действия личного состава училища, противнику удалось 1 июля ворваться в город и захватить каменный мост через Березину. Этот мост был подготовлен к взрыву. Но через него сплошным потоком шли колонны отходящих войск и гражданского населения. Это затянуло время подрыва, чем воспользовались прорвавшиеся немецкие танки.

2 июля по приказу командующего фронтом маршала Тимошенко защитники города Борисова отошли на восточный берег Березины, Борисовское танково-техническое училище было включено в состав подошедшей 1-й Московской мсд, на вооружении которой имелось около 100 танков, из них 40 – Т-34 и КВ.

Этой дивизии совместно с отходившими частями 13-й армии и подразделениями училища удалось не только остановить врага, пытавшегося развить наступление вдоль автомагистрали Минск – Москва, но и, перейдя в контратаку, отбросить его назад к Борисову. Контратаку мотострелковой дивизии 3 июля поддержала фронтовая авиация. Высокую выучку и мастерство проявил 12-й танковый полк дивизии.

Показательно, что немецкие танкисты начали бояться вступать в борьбу с нашими танками Т-34 и КВ. «18-я танковая дивизия, -- отмечал Гудериан, -- получила достаточно полное представление о силе русских, ибо они впервые применили свои танки Т-34, против которых наши пушки в то время были слишком слабы».

Вместе с танкистами успешно действовала под Борисовом дивизионная артиллерия. Бойцы 13-го артполка, на вооружении которого были 152-мм и 122-мм гаубицы, в упор расстреливали вражеские танки. Фашистскую мотопехоту успешно уничтожали пулеметчики. Здесь отличился пулеметный взвод 175-го мсп под командованием испанца лейтенанта Рубена Ибаррури. Он защищал свою вторую Родину – Советский Союз, не щадя жизни. Когда гитлеровцы уничтожили все пулеметы, Рубен с группой красноармейцев стал забрасывать вражеские танки гранатами. В этой схватке он был тяжело ранен. За героизм в бою отважный лейтенант был награжден орденом Красного Знамени.

Несмотря на героические усилия наших воинов, выдерживать натиск фашистских танков и почти непрерывные налеты господствующей в воздухе авиации противника становилось все труднее. К исходу дня 3 июля гитлеровцам удалось расширить плацдарм в районе Старого Борисова и развить успех вдоль автомагистрали Минск – Москва.

Чтобы задержать дальнейшее продвижение врага, командир 1-й Московской мотострелковой дивизии полковник Я.Г.Крейзер решил силами танковых мотострелковых полков вновь контратаковать прорвавшуюся группировку противника. Западнее д.Лошица разгорелся танковый бой, в ходе которого немцы потеряли несколько десятков машин и бронетранспортеров. Противник был остановлен еще на целые сутки.

Отходя затем в направлении Орши, 1-я Московская мотострелковая дивизия, группа И.З.Сусайкова и часть сил 13-й армии упорной обороной рубежей и контратаками изматывали наступающие немецкие соединения. За умелое руководство боевыми действиями и лично проявленный героизм командир дивизии полковник Я.Г.Крейзер удостоился высокого звания Героя Советского Союза.

Очередную контратаку отходящие войска нанесли противнику под Толочином. Маршал А.И.Еременко в книге «В начале войны» указывал, что под Толочином силами дивизии и оставшимися подразделениями Борисовского училища «было задержано продвижение противника на двое суток».

Аналогичное сопротивление оказывали советские войска и на других участках фронта. Это бесило гитлеровских полководцев. Генерал Гудериан в эти дни докладывал фельдмаршалу фон Боку, что «…противник на всем фронте наступления оказывает ожесточенное сопротивление… Почти все мосты между р. Березиной и р. Днепр, в особенности на шоссейных дорогах, разрушены». Вторя ему, Буш доносил в Берлин, что «противник оказывает ожесточенное организованное сопротивление при поддержке артиллерийского огня».

Генерал-инспектор танковых войск генерал фон Тома докладывал в Берлине: «…Бои с русскими носят исключительно упорный характер, захвачено лишь незначительное количество пленных».

Части 1-й Московской мсд с группой Сусайкова и другими частями 13-й армии, несмотря на потери в предшествующих боях и сильную усталость, до 6 июля удерживали рубеж р. Березины, выполнив тем самым задачу, поставленную командованием фронта. Вражеские соединения не только понесли большие потери в людях, танках и артиллерии, но и не уложились в запланированные им сроки выхода к Днепру.

Достигнув только к 10 июля Днепра и верхнего течения Западной Двины, передовые части группы армий «Центр» натолкнулись на сопротивление войск армий второго стратегического эшелона Красной Армии. Стремительный марш-бросок на Москву был сорван. Фронт на некоторое время стабилизировался.

По приказу командующего Западным фронтом Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко все войска, действующие на Борисовско-Оршанском направлении, включались в состав 20-й армии генерал-лейтенанта П.А.Курочкина с задачей оборонять рубеж р. Днепр. По приказу маршала Тимошенко для сохранения оставшегося состава курсантов Борисовского танково-технического училища оно было выведено в тыл и в дальнейшем получило наименование 3-го Саратовского танкового училища.

…Прошли десятилетия. Заросли деревьями и кустарниками старые окопы и воронки. Но в исторической памяти народа навсегда останутся героические подвиги советских воинов, без колебаний жертвовавших своими жизнями во имя Победы.

В числе этих беззаветных подвигов – подвиг воинов – участников Борисово-Зембельской оборонительной операции советских войск, ставших грудью на пути танковых лавин немецко-фашистских войск.