Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1.1. УМК Конст. (гос.) право России (очн.) 2008....doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
04.11.2018
Размер:
1.38 Mб
Скачать

Тема 19. Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации

Основная функция Федерального Собрания России – создание законов, то есть законодательство. Однако парламент РФ – не единственный орган, осуществляющий эту функцию. Нужно уметь назвать иных субъектов законодательного процесса и показать их роль в нем в сравнении с ролью палат парламента. Кроме того, надо иметь в виду, что органы законодательной власти субъектов федерации также осуществляют процесс законодательствования по предметам ведения субъектов федерации и по предметам собственного ведения и не находятся в каком-либо подчинении Федеральному Собранию РФ.

Закон – основной акт парламента, доминирующий источник права в правовом государстве. Именно в правовой форме закона должны быть урегулированы важнейшие общественные отношения. Закон обладает высшей юридической силой, принимается в особом порядке.

Вспоминая источники конституционного права, нужно определить виды законов, принимаемых в Российской Федерации, различия между ними, в том числе по порядку принятия. Закон о поправке принимается федеральным парламентом в порядке принятия федерального конституционного закона в случае внесения изменений в главы с 3 по 8 Конституции РФ и подлежит одобрению 2/3 законодательных органов субъектов федерации в течение года.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66); описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 87); введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения (ст. 88); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы Российской Федерации (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135). Федеральные конституционные законы принимаются в усложненном порядке – для их одобрения требуется не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и ¾ членов Совета Федерации, кроме того, Президент РФ не имеет права наложить вето на эту группу законов.

Законодательный процесс представляет собой ряд последовательных стадий: законодательная инициатива, рассмотрение и принятие законов Государственной Думой, одобрение Советом Федерации, подписание и обнародование Президентом РФ. Нужно уметь подробно рассказать о совершаемых действиях на каждой стадии принятия закона.

Специально следует обратить внимание на истолкование Конституционным Судом РФ противоречия между ч.3 ст. 105 и ст. 106 Конституции, а также процедуру преодоления разногласий обеих палат по принимаемому законопроекту.

Необходимо изучить роль Правительства РФ в законодательном процессе и подумать над вопросом, как установленные Конституцией и развитые в федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ» формы его участия в законодательстве могут влиять на взаимоотношения парламента и правительства в системе разделения властей.

Особенно следует остановиться на полномочиях Президента РФ в законодательном процессе. Право вето (от лат. veto - запрещаю) - право «негативного» контроля - одна из прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы (О.Е.Кутафин). Право Президента РФ наложить вето действует в течение 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то он должен, по смыслу ст. 107 Конституции РФ, быть передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г., разъясняя порядок применения Президентом РФ своего права вето, указал, что решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий. Если Президент использует право вето, т.е. отклоняет закон, то в течение 14 дней он направляет его для повторного рассмотрения палатами Федерального Собрания. Кроме того, Конституционный Суд в указанном постановлении утвердил наличие у Президента еще одного важного полномочия – право возвращать закон без рассмотрения, не являющееся правом вето. Суд отметил следующее.

Из Конституции Российской Федерации не следует, что Президент Российской Федерации может возвращать в палаты Федерального Собрания федеральные законы, принятые с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и предусмотренных ею условий и процедур, без рассмотрения, а значит, и без мотивов отклонения. В то же время в случае нарушения установленного Конституцией Российской Федерации порядка принятия федерального закона, если эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат Федерального Собрания и само принятие закона, Президент Российской Федерации вправе в силу части 2 статьи 80 и части 1 статьи 107 Конституции Российской Федерации вернуть его в соответствующую палату, указав на конкретные нарушения названных конституционных требований. При этом такой закон не может считаться "принятым федеральным законом" в смысле части 1 статьи 107 Конституции Российской Федерации, а его возвращение в палаты Федерального Собрания - отклонением в смысле части 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации, поскольку установленные Конституцией Российской Федерации требования к принятию федерального закона и предусмотренные ею условия и процедуры носят безусловный характер и не могут меняться по усмотрению участников законодательного процесса.