Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
кратко шпоры 1-67.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
888.32 Кб
Скачать
  1. Философские взгляды Достоевского и Толстого

Представителями философского религиозного направления также были известные русские писатели - Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, оста­вившие, кроме литературного, большое философское наследие.

Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализ­ме и не в социализме, а в опоре на русскую "национальную почву" -обычаи,традиции.

Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно па религии держится чело­веческая духовность, она есть "панцирь", оберегающий человека от гре­хов и зла.

Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропи­тано все его литературное творчество) занимает проблема человека. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по кото­рому может идти человек:

• путь человекобожества; i/ путь богочеловека.

Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возмож­ности безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему по­терпит крах.

Второй путь богочеловека - путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

» Другой известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 - 1910), со­здал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть тол­стовства в следующем:

многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отбро­шены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия - это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни - самосовершенствование; главное зло на Земле - смерть и насилие;

необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

в основе поведения человека должно быть непротивление злу;

государство - отживающий институт и, поскольку оно - аппарат наси­лия, не имеет права на существование;

всем необходимо возможными способами подрывать государство, иг­норировать его - не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д.

За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был под­вергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

  1. Философские взгляды Соловьева и Розанова

Завершает философскую традицию XIX в. либеральное направление. Наиболее ярким его представителем являлся русский философ B.C. Соловьев (1853 - 1900). Основными идеалами его философии были:

  • идея всеединства - объединения и гармонии всех сторон бытия (мате­риальной, духовной и др.);

  • идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности - право, высший - любовь);

  • идея прогресса - как всеобщей связи поколений;

  • идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;

1/ идея Бога как выражения добра;

щ/ идея "богочеловека" - жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;

идея Софии - всеобщей Божественной мудрости;

русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва - Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свобод­ной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

В своей духовной эволюции Соловьев пережил влияние мистических традиций Востока и Запада, платонизма, немецкой классической философии, воспринял идеи самых разных мыслителей – Спинозы, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, славянофилов, П.Д.Юркевича, Ф.М.Достоевского и др.

Единство всего – эта формула в религиозной онтологии Соловьева означает прежде всего связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия. «Эта идея... состоит в положительном всеединстве, в силу коего Бог, будучи один, вместе с тем заключает в себе все, и будучи безусловно самостоятельным и единичным существом – вместе с тем есть производящее начало всего другого».

Если в онтологии Соловьева различаются три вида бытия: явления, мир идей, абсолютное бытие, то в его гносеологии выделяются соответственно три основных вида познания: опытное, разумное и мистическое. Онтологизм философии Соловьева проявляется при определении им основной задачи познания, которая заключается в перемещении центра человеческого бытия из его природы в абсолютный трансцендентный мир, т.е. во внутреннем соединении с истинно сущим. В таком онтологическом «перемещении» особая роль отводилась мистическому (религиозному) опыту.

Даже на фоне общей литературной гениальности деятелей русской культуры «серебряного века» творчество Василия Васильевича Розанова (1856–1919) – явление яркое. Философ «Вечной Женственности» Вл.Соловьев мог сравнить реальный процесс продолжения рода человеческого с бесконечной вереницей смертей. Для Розанова подобные мысли звучали как святотатство.

Для позднего Розанова вся метафизика христианства состоит в последовательном и радикальном отрицании жизни и бытия: «Из текста Евангелия естественно вытекает только монастырь... Иночество составляет метафизику христианства». Путь через Голгофу, через «попрание» смерти Крестом, этот «огненный» путь христианства означал для Розанова неизбежное расставание с самым дорогим и близким. А это казалось ему едва ли не равносильным отрицанию бытия вообще, уходу в небытие. Спор Розанова с христианством никак нельзя считать недоразумением: метафизика пола русского мыслителя явно не «вписывается» в традицию христианской онтологии и антропологии. В то же время в религиозной позиции Розанова, при всех реальных противоречиях и типично розановских крайностях, содержался и глубоко последовательный метафизический протест против соблазна «мироотрицания». В критике «мироотречных» тенденций, не раз проявлявшихся в истории христианской мысли, Розанов близок общему направлению русской религиозной философии, для которой задача метафизического оправдания бытия, бытия «тварного» и прежде всего – человеческого всегда имела решающее значение.