Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Анархия, Анархизм. Вопросы и ответы..doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
28.10.2018
Размер:
1.08 Mб
Скачать

2.3. Отношение анархистов к организации.

Без взаимодействия между людьми человеческая жизнь действительно невозможна. Свобода не может существовать без общества и организации. Дж. Барретт в Возражениях на Анархизм говорит: «люди должны сотрудничать, а, сотрудничая, мы должны учитывать мнение окружающих. Но предположить, что такого рода соглашения означают ограничение свободы человека - нелепость; напротив, они - неотъемлемое условие нашей свободы». «Если мы собираемся изобретать догму, что соглашения должны ограничивать свободу, тогда сразу же свобода становится тиранической, поскольку это запрещает людям получать даже наиболее обычные каждодневные удовольствия. Например, я не могу выйти на прогулку с моим другом, потому что это - против принципа Свободы, ибо я должен согласиться быть в некотором месте в некоторое время, чтобы встретить его. Я не могу сколь-либо расширить мою собственную власть вне меня единолично и ни с кем не считаясь, потому что поступить так я могу лишь сотрудничая с кем-то еще, а если сотрудничество подразумевает соглашение, то это - против Свободы. Эти аргументы абсурдны. Я не ограничиваю мою свободу, а просто осуществляю ее, когда я соглашаюсь с моим другом выйти на прогулку».

Анархисты полагают, что организация общества "без власти, [это] - единственное средство для того что бы каждый из нас привык к активной и сознательной позиции в коллективной работе, и прекратил быть пассивными инструментом в руках лидеров". [Э. Малатеста, Жизнь и Идеи, стр. 86]

Факт, что анархисты выступают за организацию, может показаться сначала странным, но это только потому что мы живем в обществе, в котором фактически все формы организации являются авторитарными, заставляя ошибочно думать, что это единственно возможный вид. Обычно не упоминается, что этот способ организации исторически обусловлен, он возник в пределах определенного вида общества - того, принципы которого - доминирование и эксплуатация. Согласно археологам и антропологам, этот вид общества существует только приблизительно 5000 лет, появившись с возникновением первых примитивных государства, основанных на завоевании и рабстве, в котором труд рабов создавал излишек, который служил источником средств существования правящему классу.

До того времени, сотни тысяч лет человеческие и прото-человеческие общества были основаны на совместных формах экономической деятельности, взаимопомощи, свободном доступе к производительным ресурсам и распределению результатов совместного труда по потребности. Хотя такие общества базировались на ранжировании статуса по возрасту, не было никаких иерархий в смысле институциализации отношений подчинения и господства, предписанных принудительными санкциями и заканчивающихся стратификацией класса, влекущей экономическую эксплуатацию одного класса другим (см. М. Букчина, Экология Свободы).

Надо подчеркнуть, что анархисты не предлагают вернуться назад в Каменный век. Мы просто обращаем внимание, что, так как иерархически-авторитарный способ организации - относительно недавно «изобретен» в ходе человеческого социального развития, то нет никакой причины предположить, что он так или иначе «обречен» быть вечным. Мы не думаем, что люди генетически «запрограммированы» для диктатуры, конкуренции и агрессивного поведения, так как нет никакого вероятного свидетельства в поддержку этого заявления. Напротив, такое поведение социально обусловлено. (См. Ашлей Монтегю, Природа Человеческой Агрессии). Мы - не фаталисты и не генетические детерминисты, но верим в добрую волю, что означает, что люди могут изменять способ, которым они делают вещи, включая способ, которым они организуют общество.

И нет сомнения, что общество должно быть лучше организовано, потому что теперь большинство его богатства, которое производится большинством, властью распределяется избранному меньшинству наверху социальной пирамиды, причиняя лишения и страдания остальным, особенно тем, кто в самом низу. Эта элита управляет средствами принуждения через контроль и управление государством (см. Раздел B.2.3), она способна подавить большинство и игнорировать его страдания - явление, которое происходит в пределах любой иерархической структуры. Вызывает удивление, что количество сторонников диктатуры и централизованных структур увеличивается, вместо того, чтобы ненавидеть эти структуры как отрицание их свободы. Как Александр Беркман выразился: «капиталистическое общество так ужасно организовано, что его отдельные члены страдают: так, например, когда у вас что-нибудь болит - Вы больны в целом, а не только какой-нибудь отдельный орган, а остальные все здоровы..., ни одного члена организации или союза нельзя безнаказанно подавлять или игнорировать. Сделать так было бы то же самое, что и игнорировать болящий зуб: Вы были бы больны все время. " [Александр Беркман, Азбука Анархизма, стр. 53]

Это именно то, что характерно капиталистическому обществу, так что в итоге оно действительно «больно все время».

По этим причинам, анархисты отклоняют авторитарные формы организации и вместо этого поддерживают ассоциации, основанные по принципу свободного договора. Свободное соглашение между людьми важно, потому что, по словам Беркмана, « только когда каждый человек - свободная и независимая единица, сотрудничающая с другими по своему собственному выбору для достижения взаимных интересов и целей, может что-либо быть сделано в мировом масштабе". [Избр. произв. стр. 53] В «политической» сфере, это означает прямую демократию и конфедерацию, которые являются выражением и окружающей средой свободы. Прямая демократия необходима, потому что свобода и равенство подразумевают потребность в форумах, где люди могут обсуждать и спорить как равные и которые учитывают свободное осуществление того, что М. Букчин называет «творческой ролью инакомыслия».

Анархистские идеи либертарной организации, прямой демократии и принцип построения конфедерации будут обсуждены далее в разделах 2.9 и 2.10.