Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Галяшина Е.И. Лингвистика vs экстремизма.doc
Скачиваний:
72
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.23 Mб
Скачать

Не случайно, особую трудность при назначении судебной лингвисти- 49

ческой экспертизы по уголовному делу, возбужденному по ст. 282 УК РФ,представляет процесс формулирования вопросов эксперту, именно они оп-ределяют стратегию и тактику экспертного исследования. Здесь необходимопридерживаться двух простых и вместе с тем важных правил: во-первых,вопрос должен быть поставлен четко, ясно, не допуская двойного толкова-ния, во-вторых, вопрос не должен выходить за пределы специальных знанийэксперта.

При назначении судебной лингвистической экспертизы в отношениитекстов СМИ и публичных высказываний по уголовным делам, возбужден-ным по ст. 282 УК РФ, можно предложить следующие ТИПОВЫЕ формули-ровки вопросов эксперту-лингвисту65.

  1. Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержа-щие негативные оценки в адрес какой-либо национальной, конфессио-нальной или иной социальной группы?

  2. Имеются ли в представленном тексте высказывания враждебно-го, агрессивного либо уничижительного характера по отношению к ли-цам какой-либо национальности, этнической, конфессиональной илииной социальной группы?

  3. Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержа-щие утверждения о возложении ответственности за деяния отдельныхпредставителей на всю этническую группу?

  4. Имеются ли в представленном тексте высказывания побудитель-ного характера, содержащие побуждение к насильственным действиямпротив лиц определенной национальности, расы, религии и или инойсоциальной принадлежности?

  5. Имеются ли в представленном тексте высказывания об изначаль-ной враждебности какой-либо нации, расы или иной социальной груп-пы по отношению к другой?

  6. Имеются ли в представленном тексте высказывания об антаго-низме, принципиальной несовместимости интересов одной националь-ной, религиозной, этнической или иной социальной группы по отноше-нию к другой?

  7. Имеются ли в представленном тексте высказывания, где бед-ствия, неблагополучие в прошлом, настоящем и будущем одной соци-альной, этнической, конфессиональной или иной социальной группы

Часть 3. Использование специальных лингвистических знаний.

65 За основу взят типовой перечень вопросов, опубликованный в «Памятке по вопро­сам назначения судебной лингвистической экспертизы. Для судей, следователей, доз­навателей, прокуроров, экспертов, адвокатов и юрисконсультов / Под ред. М.В. Гор- баневского». - М: Медея, 2004, с. 37-38.

ЛИНГВИСТИКА VS ЭКСТРЕМИЗМА

50 Объясняются существованием и целенаправленной деятельностью (действиями) другой нации, народности, этнической или иной соци­альной группы?

  1. Имеются ли в представленном тексте высказывания, содержа­щие положительные оценки, восхваление геноцида, депортации, реп­рессий в отношении представителей какой-либо нации, конфессии, эт­нической или иной социальной группы?

  2. Имеются ли в представленных текстах высказывания, содержа­щие негативные уничижительные оценки личности как представителя оп­ределенной национальности, этноса, расы или иной социальной группы?

Судебная лингвистическая экспертиза может быть назначена как в экс­пертное учреждение (государственное или негосударственное), либо персо­нально эксперту (экспертам). Как же выбрать эксперта или экспертное уч­реждение, куда целесообразно следователю или суду назначать экспертизу по таким категориям дел, какими профессиональными знаниями должны обладать эксперты? Достаточно ли привлекать в качестве экспертов только лингвистов - преподавателей вузов или нужны специалисты с профессио­нальным экспертным образованием?

Действительно, до недавнего времени судебно-лингвистические иссле­дования спорных текстов выполнялись на уровне искусства - мастерства отдельных наиболее опытных и квалифицированных ученых, зачастую вне стен экспертных учреждений. Хотя привлечение к экспертизе даже автори­тетных филологов (не являющихся штатными сотрудниками экспертных уч­реждений), не всегда оказывается успешным. И это понятно - не будучи про­фессиональными судебными экспертами, вузовские преподаватели нечетко представляют круг своих прав и ответственность в качестве судебных экспер­тов за сформулированные выводы, зачастую не видят судебной перспективы сделанных ими умозаключений и суждений. Нередко ими смешиваются зада­чи теоретических, поисковых научных изысканий и практической экспертной деятельности по установлению фактов, имеющих значение судебных доказа­тельств. В их заключениях вместо научно обоснованных аргументов нередко фигурируют субъективные мнения, которые могут быть вполне приемлемы для научной дискуссии, но не годятся в качестве выводов экспертизы. Да и методы и методики, если они вообще указываются в заключениях, оставля­ют сомнения в их надежности и практической апробации.

Не случайно обвиняемые в совершении преступления по ст.ст. 280, 282 УК РФ оспаривают в суде обоснованность и достоверность выводов таких заключений экспертов, всеми правдами и неправдами пытаясь переквали­фицировать на менее тяжкие составы, либо вовсе исключить заключения эк­спертов из числа доказательств по делу как недопустимые доказательства и избежать таким способом уголовной ответственности.