Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Шарков. Коммуникология. Учебник

.pdf
Скачиваний:
1690
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
1.67 Mб
Скачать

ресурсы в русском Интернете неразрывно связаны с личностью. Существует ассоциативная связь, к примеру, “Библиотека Мошкова”, которая является своеобразной “Ленинкой русского Интернета”.

Однако социальность Интернета не ограничивается персонализацией ресурсов. Почти все ресурсы русского Интернета в той или иной степени коммуникативно насыщены. Пользователям ресурсов практически всегда предоставляется возможность связаться с создателями через e-mail. На обратную связь с пользователями направлены и сопровождающие почти каждый сайт “гостевые книги”, где каждый желающий может оставить свои впечатления о сайте. Причем обычно связь двусторонняя, предусматривающая публичные же ответы создателей сайта.

Популярный ресурс в виде гостевой книги перерастает в так называемый “форум”, т. е. конференцию. На наиболее популярных ресурсах в последнее время создаются чаты. Таким образом, можно констатировать, что даже ресурсы, не имеющие прямого отношения к общению, эволюционируют в сторону все большей коммуникативности.

Интенсивная коммуникация через Интернет очень быстро приобретает своих поклонников. Причины такой популярности интерпретируются по-разному. Например, А. Крокер и М. Вейнштейн в духе постмодернизма трактуют привлекательность телекоммуникации в виртуальной среде: “Виртуальное сообщество так харизматически привлекательно сейчас, потому что, подобно падающему космическому кораблю, мы вновь возвращаемся в обжигающую атмосферу одинокой (виртуальной) толпы. Технологически сгенерированное сообщество не имеет иного существования, кроме как в качестве перспективного симулякрума, и в интересах медиа-сетевых функций выступает как жестокое, но всегда технически совершенное силовое поле (отличный звук, больше возможностей памяти), для того чтобы спрятать в нем свое одиночество”1.

1 Kroker A., Weinstein M. Data Trash. The Theory of the Virtual Class. — Montreal, 1994.

271

Успех Интернета зависит не только от его связующей роли Всемирной паутины, но и от его демократичности, общедоступности и отсутствия центра, диктующего правила. Самоорганизация Интернета — дух доверия в этой виртуальной корпорации, и побеждает именно этот дух.

Организации, применяющие виртуальные технологии, особенно большие транснациональные корпорации, и есть самые настоящие виртуальные корпорации.

В узком смысле классическим примером виртуальной корпорации является сам Интернет. Это единственная виртуальная корпорация, роль которой и объемы охвата рынка столь стремительно возрастают, что она становится фактором развития не какого-то отдельного национального государства, а фактом общемирового развития.

Можно выделить главные составляющие виртуальной корпорации, опирающейся на компьютерную сеть:

наличие корпоративного духа доверия, который может сплотить людей;

наличие связанных друг с другом (а не с центром) контрагентов, составляющих узлы компьютерной виртуальной сети такой корпорации; выделение проектной группы (групп), разрабатывающей и продвигающей проекты в среде такой виртуальной корпорации (вот эти проектные группы и могут иметь свои задачи и свои стратегии).

Развитая виртуальная корпорация может осуществлять различные проекты, не являясь структурированной ни под один из них. Создание и преобразование такой виртуальной корпорации происходит тоже спонтанно. Даже анализ таких виртуальных корпораций — это непредметный анализ некоторой среды, исходя из происходящих в ней изменений в содержании и направлении существующих связей контрагентов и возникающих устойчивых схем проводок товаров и услуг, перенаправлений информационных потоков, контентанализ ссылок, обработка статистики маршрутизаторов и серверов.

272

Люди, бывая на различных мировых научных и бизнесфорумах, накапливают через некоторое время определенное количество связей в виде электронных адресов и начинают, отдавая для осуществления связи предпочтение электронной почте, активно ими обмениваться.

Виртуальные компьютерные коммуникации. Передавая друг другу различную информацию, эти, уже вступившие в связи люди, договариваются о каких-либо услугах или товарах (в виде электронной информации), которые они предоставляют друг другу. Если предоставление таких услуг становится периодическим, и если они вырабатывают некоторые способы расчетов друг с другом, то мы можем сказать о наличии виртуальной корпорации. Любой контрагент может иметь свою юридическую фирму, через которую производятся расчеты, но значение ее вторично. Факт фиксации ее в юридическом смысле не так важен, важно устойчивое наличие схем проводок некоторых товаров или услуг в определенном компьютерном сетевом виртуальном пространстве.

Участники уже вырабатывают правила работы, базирующиеся на естественном доверии друг к другу. Доверие поддерживает такую виртуальную корпорацию. Все ее участники являются агентами друг друга (поэтому мы и называем их контрагентами). Образовывающиеся из них проектные группы похожи на подразделения обычной корпорации, работающие по тому или иному направлению или проекту.

Виртуальной компьютерной корпорации не нужна реклама в классическом смысле. Каждый ее шаг и есть реклама, поскольку он связан с компьютерной сетью, где любой может обнаружить деятельность такой корпорации и получить нужное ему количество информации, просто добравшись до определенного “маршрута” в Сети. С учетом темпов роста сети Интернет охват ее адресной рекламы постоянно увеличивается, а рекламные возможности компьютерной сети в гипертекстовом и поисковом режиме намного выше обычной рекламы.

В Интернете всегда можно избежать насилия рекламы над собой, просто анализируя и отбирая ту рекламу, которая нужна

273

пользователю. С другой стороны, и реклама своей продукции или услуги тоже должна быть хорошо структурированной гипертекстовыми ссылками, хорошо тематизированной (содержаться в тематически родственных местах) и хорошо маршрутизированной (помещенной в популярные поисковые системы и быстро обнаруживаемой в оперативном доступе).

Постепенно меняются представления о работе проектов виртуальных корпораций. Проектные группы делают ставку уже не на финансовый или структурный капитал, а на оргресурс — не в виде самого содержания информации, а в виде структуры такого содержания и его мировых маршрутов. Именно структура содержания является даже более важной, чем само содержание. Время, которое раньше тратилось на маркетинг рынка обычных товаров, тратится теперь на электронный маркетинг Сети.

Перед проектной группой стоит задача: соотнести свой проект с имеющимися структурами Сети, создать такую структуру содержания (товара, услуги), которая бы позволила объединить пока еще не связанных контрсубъектов и на продажах уже через их структуру получить свою прибыль. Если в реальном мире товар искал потребителя, реклама шла отдельно, а проект и продвижение товара фирмой были неизвестны для потребителя, то в виртуальном мире товар содержит всю рекламную информацию как этикетку и потребитель ищет этот товар по быстрому просмотру таких этикеток. Покупая же этот товар, он может совершить не просто разовую сделку, но и сразу же стать полноправным контрагентом, поскольку проект и стратегия продвижения товара (услуги) на виду.

Пользователи Сети не просто вступают в отношения куплипродажи, но и структурируют свои действия, даже на этапе доступа к такому товару или услуге.

Сетевые формы трудовых отношений. Рассмотрим процесс придания сетевых форм социально-трудовым отношениям. На сегодняшний день в сфере использования дистанционных контактов между работодателями и исполнителями наблюдается

274

активное развитие технических средств и формирование адекватных новым возможностям норм поведения сторон.

Такие возможности в России значительно меньше, поэтому необходим детальный анализ данных инноваций. Дистанционные отношения между работодателем и его сотрудниками, иначе называемые телеработой, являются частью процесса децентрализации рабочей деятельности во времени и пространстве. Общий элемент телеработы во всех ее проявлениях — использование телекоммуникаций, компьютеров, а также интернет-технологий для изменения принятой географии работы.

Компьютеры в данном контексте служат скорее для трансформации результатов работы в формы, которые могут передаваться по компьютерным сетям. Так, например, дизайнер, сделавший свой рисунок от руки, может отсканировать его и с помощью компьютера отослать клиенту или заказчику. С другой стороны, если рисунок черно-белый, он может просто послать его по факсу, и такой вид деятельности также будет именоваться телеработой.

Телеработа. Вначале для обозначения дистанционной работы использовали термин “теледоступ” (“телекоммьютинг” — telecommuting), введенный Джеком Нийллсом (США) в 1976 г. для обозначения некого типа дистанционной договорной работы. Термин “телеработа” был введен в употребление Европейской Комиссией в конце 1980-х гг. Сам Джек Нийллс так комментирует отличие этих двух терминов: “Сейчас я являюсь телерабочим, а не телекомьютером, так как работаю целиком дома и мой дом является центром нашей компании. Когда я был телекомьютером, я работал для других работодателей, офис которых находился на расстоянии”.

Наиболее распространенный вид телеработы — телеработа “на дому”, главная особенность которой — выполнение работы у себя дома вместо нахождения в офисе в течение рабочего дня. Кроме этого телеработа может иметь множество других форм и характеристик. Например, кочевая, оффшорная, концентрированная телеработа и др.

275

По техническим критериям телеработа становится возможной благодаря уменьшению стоимости и увеличению производительности компьютеров и телекоммуникаций на стороне пользователей. Телеработа может быть реализована в достаточно развитой технической системе и хорошем сервисе открытых электронных сетей, включая Интернет, т. е. в среде, позволяющей взаимодействовать пользователям. Большую роль играет и растущая готовность работодателей и лиц, нанимающихся на работу, изучить эти новые возможности.

Интерес к концепции телеработы возник после первых нефтяных кризисов (в начале 1970-х гг.). В целях экономии энергоресурсов появились предложения использовать потенциал информационных технологий для замены реальных переездов электронными коммуникациями и, следовательно, уменьшения использования транспорта. Джек Нийллс провел ряд сравнительных опросов теле- и обычных работников, в основном — служащих. Полученные результаты подтвердили эффективность телеработы (производительность труда и качество работы не снижались, а зачастую оказывались выше, чем при традиционной офисной организации) и снижение транспортных и энергетических затрат (меньше использовался автомобиль для поездок на работу, сокращались затраты на офисное пространство и потребление электроэнергии). Кроме того, телерабочие лучше справлялись с проблемами сочетания работы, личной и семейной жизни.

Современные примеры массового децентрализованного применения интернет-технологий для установления и использования экономических связей показали, что параметры географического расположения субъектов и экономических ресурсов, например “удаленность” и “доступ к ресурсам”, должны быть заменены на параметры их подключения к сети. Таким образом, затраты для преодоления географических пространств заменяются в сетевой экономике на затраты подключения к сети и на организацию эффективного сетевого доступа.

После организации сетевого доступа к экономическим объектам и субъектам решается проблема установления и поддер-

276

жания нужных связей между ними. Можно сказать, что в этой ситуации сети связей теряют такое свое качество, как “редкий ресурс”, поскольку в фундамент сетевой экономики уже встроены связи “всех со всеми”. Таким образом, одно из отличий среды жизнедеятельности субъектов в сетевой экономике от рыночных и иерархических форм в том, что связи сами по себе ценности больше не представляют. Однако ограниченным ресурсом попрежнему остается то, ради чего субъекты устанавливают между собой эти связи: место в системе разделения труда, на котором данный субъект представляет для экономической системы максимальную ценность и, следовательно, получает от участия в совместной деятельности максимально возможную для себя выгоду.

Другой особенностью сетевой формы управления является отсутствие вышестоящей власти, которая могла бы вмешиваться в процессы управления. Все проблемы согласования своей деятельности в этом случае субъекты решают между собой на равноправных условиях. Если на рынке действиями субъектов управляет “невидимая рука” с помощью “ценовых сигналов”, а в иерархической организации — “видимая рука” менеджера, то про детали работы механизма координации в малой группе пока известно не очень много.

Внутренние коммуникации в сети. Координация совместной деятельности на прямых равноправных связях основана на ситуации, когда сами коммуниканты осознают свою взаимозависимость и в состоянии предвидеть характер зависимости собственных действий от действий окружающих.

Субъекты, непрерывно обмениваясь между собой информацией, участвуют в коллективном формировании образа их возможной совместной деятельности, когда определяется содержание их деятельности, а также место каждого субъекта в системе распределения труда между ними. При определенных обстоятельствах текущее состояние информационного образа совместной деятельности начинает считаться приемлемым для практической реализации, и субъекты производят соответствующую переконфигурацию сетей связей. Так, например,

277

меняются производственные связи, по которым распространяются промежуточные результаты производственной деятельности субъектов (в соответствии с технологическими цепочками). Также могут меняться распределительные связи, по которым конечные результаты их коллективной деятельности возвращаются к субъектам в виде необходимых ресурсов.

Для того чтобы отдельный субъект мог “осознать” возможность своего участия в ее деятельности и “предвидеть” возможные выгоды и степень заинтересованности группы в его действиях, он должен достаточно полно представлять возможности и намерения остальных членов группы. Учет этого обстоятельства применительно к условиям прямых связей между субъектами в малой группе может быть реализован включением в модель поведения субъекта его так называемой ментальной модели1, содержащей полученные им из внешней среды информационные образы других действующих лиц, а также образы доступных ему фрагментов социальной системы.

Такая модель взаимодействия “нужна” субъекту, чтобы проигрывать возможные действия и принимать решения, но она будет способна обеспечить присущий коммуникациям в малых группах высокий уровень взаимозависимости равноправных субъектов, только если существует механизм непрерывного поддержания ее в актуальном состоянии. Для этого информационные образы субъектов-партнеров в ментальной модели должны иметь хорошие связи с реальными партнерами, которые в условиях малой группы формируются через прямые контакты. В этом случае о ментальной модели можно говорить как о некоторой коллективно поддерживаемой субстанции, уже не принадлежащей единолично отдельному субъекту, хотя она и может существовать только в его сознании.

Начиная с определенного уровня развития информационных технологий ментальная модель может быть отчуждена от субъекта на определенном информационном носителе, после

1 См.: North Douglass C. Economic Performance Through Time // The American Economic Review. — 1994. — № 3. — P. 360.

278

чего она уже является одним из объектов среды обитания других субъектов.

Допустим, что субъект провел отчуждение своей ментальной модели во внешнюю среду в виде определенного информационного объекта. Учитывая, что все субъекты принимают активное участие в ее актуализации, можно сказать, что данный информационный объект фактически является комбинацией ментальных моделей членов данного сообщества (малой группы). Такого рода объект можно представить в виде “информационного образа среды существования” данного сообщества.

Информационное пространство киберсреды. С учетом гипотезы о существовании информационного образа среды этот процесс координации может быть уточнен. С этой целью готовятся предложения новых вариантов деятельности и перекомбинаций связей. Совокупность таких предложений составляет область выбора каждого субъекта системы, которые оценивают приемлемость существующих предложений и вносят свои, также оценивающиеся остальными социальными субъектами. Если сообщество субъектов зафиксировало в своей области выбора взаимоприемлемый вариант, то он переходит в стадию реализации, а установленные между субъектами связи используются для текущей координации деятельности. Для процесса координации на базе прямых связей характерно, что субъекты “обсуждают” свои действия между собой, “договариваясь” о взаимоприемлемых действиях и затем “координируют” совместную деятельность.

В экономике прямых равноправных связей существуют два подпространства, опосредующих различные виды деятельности субъектов: первое — материальное — включает реальные процессы создания, распределения и потребления ресурсов; второе — информационное — является результатом ментального (социально-психологического) отображения первого и включает процессы формирования информационного образа среды, а также коллективное конструирование субъектами нового образа подпространства первого вида.

Вначале субъекты создают в информационном пространстве примерную модель нового материального пространства, а затем

279

перестраивают его в соответствии с этим образом. В этом есть определенная цикличность — информационные образы новых связей и видов деятельности, рождающиеся во втором подпространстве, частично материализуются в структуре первого, меняя его текущее состояние. С другой стороны, новое состояние первого подпространства становится базисом для генерации новых состояний и информационных образов, заполняющих второе подпространство. Соответственно этим подпространствам связи субъектов также могут быть разделены на два вида: первый — связи для обмена ресурсами, второй — связи для обмена информацией.

В результате наблюдаемой в настоящее время высокой интенсивности основных процессов, формирующих сетевую экономику, в ближайшие годы большинство организаций в экономически развитых странах будут использовать интернеттехнологии и сетевые формы управления. Следовательно, в той или иной степени все они станут участниками сетевой экономики, а ее особенности и возможности будут представлять для основной части бизнеса достаточно большой интерес.

Интернет-технологии предоставляют и другие возможности развития социально-экономических систем. По своей природе эти изменения будут носить децентрализованный и конкурентный характер. Можно ожидать, что в ближайшем будущем для основной массы населения в странах с доминирующей сетевой экономикой стоимость жизни станет ниже и будет давать больше возможностей для самореализации людей. С другой стороны, конкуренция станет жестче и потребует дополнительных усилий для освоения принципов выживания в новой социальной реальности. Появятся новые факторы социально-экономического неравенства: те, у кого лучший доступ к Интернету и адаптированность к особенностям Сети, будут иметь преимущества над остальными.

Сетевая социально-экономическая реальность представляется неизбежностью, поскольку в своей “экологической нише” она выглядит более эффективной, чем другие известные формы управления. Однако возможные социальные потери в процессе ее

280