Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
24.Римское право - ответы на билеты.docx
Скачиваний:
282
Добавлен:
10.03.2016
Размер:
165.82 Кб
Скачать

35.Держание как форма фактического обладания вещью.

Не всякое фактическое обладание лица вещью признавалось в римском праве владением. Проводилось различие между владением в точном смысле и простым держанием. Лицо, имеющее в своем фактическом обладании вещь на основании договора с собственником не признавалось владельцем, а было держателем на чужое имя (detentor alieno nomine). Таким образом, владение (possessio) можно определить как фактическое обладание лица вещью, соединенное с намерением относиться к вещи как к своей (обладать независимо от воли другого лица, самостоятельно); держание же (detentio) — как фактическое обладание вещью без такого намерения (обладание на основе договора с другим лицом, вообще несамостоятельное, а также и обладание ненамеренное, бессознательное и т.д.). Практическое значение различия владения и держания выражалось в том, что в то время как владельцы (possessores) защищались от всяких незаконных посягательств на вещь непосредственно сами, арендатор как «держатель от чужого имени» мог получить защиту только через собственника, от которого получена вещь.

36.Формы фактического обладания вещами (владение и держание), сравнительная характеристика.

В римском праве владение рассматривалось как фактическое обладание вещами, то есть отношение, на основе которого сложился и весь институт права собственности. В период расцвета римского права понятия «владение» и «право собственности» значительно дифференцировалось, перестали совпадать и могли касаться как прав собственника вещи, так и спорных прав на вещь, когда вещь принадлежала одному лицу, а права на неё - другому или другим. Владение рассматривалось как фактическое обладание, связанное с юридическими последствиями и снабжённое юридической защитой. Между владением в точном смысле и простым держанием появилось строгое разграничение: владение предполагало фактическое обладание с намерением относиться к вещи, как к своей собственности, самостоятельно, держание - обладание вещью на основании договора или на основании воли другого лица, несамостоятельно, ненамеренно или бессознательно.

Сам термин «фактическое обладание» предполагал оценку вещи, исходя из положения самой вещи, то есть требовал соблюдения целого ряда условий, считавшихся стандартными для определённой ситуации (Например: домашними животными можно было обладать, пока они возвращаются во двор). «Намерение относиться к вещи, как к своей» подразумевало защиту владельца от посягательств на вещь, в этом плане поссессорная защита подразумевала только выяснение факта владения и факта самоуправного нарушения права владения. Владельческие процессы исходили из принципа, что лицо, которое пользуется вещью, относится к ней как к своей. Доказывать неправомочность такого владения должна была другая сторона, приводя основания, по которым фактический владелец не имеет права на владение и данная вещь должна быть у него изъята. Если поссессорный (вещный) иск ситуацию не разрешал, ущемлённый в правах мог подать петиторный иск к ошибочно установленному владельцу вещи, доказывая свои права на неё. Таким образом, существовало разграничение: поссессорный иск вёлся в отношении вещи, петиторный - в отношении права на вещь. Юридическую защиту в случае владения собственник мог получить согласно иску и по собственной воле, а в случае держания - только через собственника, от которого получена вещь.