Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУРСОВАЯ.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
246.27 Кб
Скачать

11. Институционализм

Одним из течений, появившихся еще до оформления кейнсианства в качестве ведущей оппозиционной неоклассике силы, стал институционализм, представители которого противопоставили классической модели самоуравновешивающейся системы взгляд на экономику как на постоянно изменяющийся процесс эволюционирования хозяйственных форм и установлений – институтов.

Понятие института – центральное в этой концепции – имело довольно широкую трактовку. Под институтами понимался образ мышления и действия, закрепившийся в привычках, обычаях, нормах поведения социальных групп и общностей, а также в законодательных установках. Это – установившийся порядок вещей, закрепленных в форме обычая, закона или учреждения. Общество в целом и его экономика в частности представляют собой переплетение и непрерывную ткань институтов, и чтобы обнаружить закономерности развития, нужно просто отслеживать их эволюцию.

Последовательный историзм– характерная черта методологии институционализма. Экономический строй общества представляет собой результат процессов, идущих из прошлого в настоящее. Ход этих процессов сродни биологической эволюции, наиболее существенными чертами которой являются изменчивость и приспособляемость.

Понять экономические явления можно только в их историческом развитии, в динамике, а не путем построения абстрактных универсальных схем оптимального распределения ресурсов в ходе рыночной конкуренции. Это означало, что необходимо учитывать не только экономические, но и социальные, правовые, психологические, политические и другие факторы общественного развития. Экономическая теория тесно взаимодействует с другими общественными науками, и лишь междисциплинарный подходпозволяет провести комплексный анализ реального экономического строя.

Такой анализ предполагает рассмотрение рыночной системы как социального института, который претерпевает глубокие изменения в ходе эволюции. Рынок трансформируется вместе с изменениями всей институциональной системы общества.

Объектом критики у институционалистов стала неоклассическая поведенческая модель «рационального экономического человека», максимизирующего свою выгоду путем сопоставления затрат и полезностей на основе сугубо индивидуальных представлений о предпочтительности того или иного выбора. Экономическое поведение людей, по мнению институционалистов, формируется под влиянием факторов не столько индивидуальной, сколько социальной психологии: обычаев, традиций, установившихся норм поведения, моды, воздействия рекламы. Зачастую люди склонны действовать в ущерб своей выгоде из соображений престижа, чувства долга, групповой солидарности и т.п.

Экономическая теория превращается в экономическую социологию, задача которой – проследить взаимоотношения крупных социальных групп и образований, влияющих на экономическое поведение. Решению этой задачи в наибольшей мере способствует описательно-статистический метод анализа.

У истоков институционального направления находилась группа американских экономистов, наиболее заметной фигурой среди которых был Торстейн Веблен (1857-1929).

Веблен стремился проследить процессы естественного отбора и приспособляемости различных социальных институтов. Он считал противоречивым «дихотомию индустрии и бизнеса». Образ мышления и интересы промышленников и бизнесменов не только не совпадают, но зачастую противоречат друг другу. Цель промышленников – «изготовление благ», производство, цель бизнесменов – «делание денег», приобретательство. Психология бизнеса создает преграды на пути технического прогресса, машинной техники, т.к. непроизводительно использует имеющийся в их распоряжении капитал. Он не вкладывается в производство, предоставляется в кредит. Источником дохода бизнеса становятся не увеличивающиеся объемы выпускаемой продукции, а финансовые спекуляции: манипуляции ценными бумагами, игра на бирже и т.п.

Собственность все больше приобретает фиктивный характер, становясь «абсентеистской» (absent– отсутствующий), воплощенной не в реальном материальном богатстве, а в его неосязаемых финансовых титулах: акциях, облигациях, кредитных обязательствах.

Отрыв абсентеистской собственности от реальной создает огромный разрыв между денежной оценкой капитала и его действительной стоимостью.

Носителем всех этих негативных тенденций является институт «праздного класса» - собственников, ведущих паразитический образ жизни и не участвующих в созидательном процессе производства благ и услуг. Единственное значение для них играет накопленное богатство, которое определяет их социальный статус в обществе, степень престижности занимаемого ими положения, образа жизни, основанной на демонстративном соперничестве и расточительном потреблении. Такое поведение представителей праздного класса создает экономические ситуации, которые не могут быть объяснены с точки зрения общепринятой неоклассической теории спроса. В случае увеличения цены на какой-либо престижный товар, они не сокращаю на него спрос, а из снобистских побуждений увеличиваю его. Такая ситуация получила название «эффект Веблена».

Антиподом праздному классу является класс научно-технической интеллигенции. Его интересы обусловлены принципами производственной рациональности. Он – носитель научно-технического прогресса, в его руках находится управление сложными системами современного производства, немыслимого без специальных знаний и высокой квалификации. Антагонизм между индустрией и бизнесом разрешается путем перехода власти к инженерно-технической элите. Веблен был у истоков формирования технократического варианта институционализма, который получил широкое распространение уже на следующем этапе его эволюции.

Учеником и последователем Веблена был Уэсли Клэр Митчелл (1874-1948). Задачу своих исследований он видел в выяснении действительных мотивов хозяйственного поведения людей, которое, по его мнению, не подтверждает представлений о рациональном субъекте, просчитывающим свои действия в стремлении получить максимум удовольствия. Поведение определяется инстинктами и привычками и в значительной степени иррационально. Это проявляется в разрыве между динамикой производства и динамикой цен, который Митчелл исследует, привлекая обширный статистический материал. Он приходит к выводу, что движение цен обусловлено не изменениями в характере и объемах производства, а стремлением к приобретению денег. Деньги играют относительно самостоятельную роль в жизни общества, оказывая существенное влияние на характер человеческого поведения. Поэтому в центре внимания исследователей должна быть эволюция институтов денежного хозяйства. Сам Митчелл предлагает образец такого анализа в работе «История гринбеков» (1903), в которой прослеживается движение цен и массы бумажных денег в период гражданской войны в США.

Движущий мотив экономической деятельности Митчелл видит в стремлении к получению прибыли. В отличие от Веблена он не видит в этом ничего предосудительного и порочного. Проблема, по мнению Митчелла, не в умении «делать деньги», а в искусстве их рационального расходования.

Митчелл анализировал циклические процессы. Циклические колебания представляют собой чередования подъемов и спадов экономической конъюнктуры, возникающей под влиянием процессов, происходящих в институциональной сфере предпринимательства. Цикличность – характерная черта экономики, подчиненная интересам бизнеса. В то же время течение циклов поддается регулирующему воздействию, если влиять на них путем коррекции институтов рынка – финансов, кредита, денежного обращения. Государственные учреждения должны разрабатывать и реализовывать программы антициклического регулирования, призванные обеспечить более равномерное экономическое и социальное развитие.

Третьим видным представителем раннего этапа американского институционализма был Джон Роджерс Коммонс (1862-1945). Его практическая деятельность стала основой для теоретических обобщений и разработки системы идей, в обобщенном виде представленной в работе «Институциональная экономическая теория» (1934).

В понимании Коммонса институты – это исторически сложившиеся обычаи, отражающие особенности коллективной психологии и закрепленные в виде юридических норм и установлений. Именно институты права отражают результаты взаимодействия организованных социальных групп – корпораций, профсоюзов, государственных учреждений – достигающих разумных компромиссов, которые обеспечивают нормальное функционирование экономики.

Не индивидуальные интересы, а коллективные действия определяют ход экономических процессов. В основе коллективного взаимодействия лежит понятие «сделки» (трансакции). Участниками сделок являются как коллективные институты, так и индивиды.

Вообще, задача экономической науки заключается в том, как считает Коммонс, чтобы выработать рекомендации по перестройке экономической жизни на разумных основаниях. Оптимистическую уверенность в силе человеческого разума, который способен разрешить все актуальные проблемы, если его направить на верный путь, и его способности находить рациональные решения путем совместных согласованных усилий Коммонс выразил в последней своей работе «Экономика коллективных действий (издана посмертно в 1950 г.), а также пытался реализовать на практике, участвуя в разработке трудового законодательства и социальной защиты.