Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУРСОВАЯ.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
24.02.2016
Размер:
246.27 Кб
Скачать

4. Кейнсианство

Неоклассическая теория представляла экономику как саморегулирующуюся систему, в которой нарушающиеся равновесие неизбежно восстанавливается за счет рационального поведения хозяйствующих субъектов. Ситуации, возникающие на отдельных рынках, регулируются относительно автономно, независимо друг от друга и в конечном счете складываются в единую систему общего равновесия, где совокупный спрос соответствует совокупному предложению при условии полной занятости имеющихся ресурсов. Подобные представления нашли концентрированное выражение в «законе Сэя», признание которое стало по словам американского экономиста Д.К. Гэлбрейта, показателем того, «чем экономисты отличаются от дураков».

Реальная практика, однако, свидетельствовала о том, что многие предпосылки, на которых строили свои заключения неоклассики, - совершенная конкуренция, абсолютная гибкость цен, автономность рынков товаров, труда и денег – не соответствовали действительности. Даже самое рациональное поведение хозяйствующих субъектов не обеспечивала системе устойчивого равновесия, поскольку на макроуровне действовали закономерности, не сводящиеся к сумме решения, принимаемых на микроуровне. Наиболее ярким проявлением этого несовпадения стала Великая депрессия начала 30-х гг., сопровождающаяся резким спадом производства, массовой безработицей, финансовыми потрясениями.

Стало очевидным, что экономическая система рыночного типа не только не способна обеспечиться автоматическое восстановление нарушенного равновесия, но и порождает неравновесные ситуации в силу внутренне присущих ей особенностей, а не в результате внешних для нее факторов.

Все это противоречило основным постулатам неоклассической доктрины и требовало её пересмотра. Человек, который совершил очередную революцию в экономической науке стал английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946).

Экономические потрясения, связанные с Великой депрессией, заставили Кейнса пересмотреть ряд общепринятых в экономической науке положений и предложить принципиально новую трактовку механизма функционирования рыночной экономической системы, изложенную в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936).

Центральная идея, вокруг которой разворачивается вся система доказательств, заключается в том, что конкурентная рыночная экономика не в состоянии обеспечить автоматическое восстановление равновесия при полном использовании ресурсов. Экономическая система в принципе неравновесна и спрос не следует автоматически за предложением, как это следовало из «закона Сэя». Но чтобы в этом убедиться следует понимать разницу между процессами, происходящими на микроуровне и на макроуровне. Рациональное поведение отдельных хозяйствующих субъектов, стремящихся к оптимизации решений, оказывается совершенно нерациональным при переходе на макроуровень, приводя зачастую к результатам, прямо противоположным ожидаемым. Расширяя производство продукции при повышении цены на нее, индивидуальный производитель поступает рационально, но если так поступят все производители, предложение намного превысит спрос, цены упадут и результатом принятых решений станут экономические убытки. Кейнс в своем исследовании оперирует понятиями совокупного продукта, совокупного спроса на него, соотношениями потребления, сбережений и инвестиций, т.е. обобщающими показателями или агрегатами.

Основной причиной, нарушающей равновесие в экономической системе, является недостаток эффективного спроса, величина которого тождественна национальному доходу.

Кейнс считал, что главным источником движения системы национальных доходов является расход, а не сбережение. Национальный доход при использовании распадается на потребление и сбережения. Бережливость, которая у классиков возводилась в ранг наивысшей добродетели, сама по себе не в состоянии выполнять никаких физических действий, улучшающих жизнь человека. Для этого нужны затраты, т.е. расходование полученного дохода. Но динамика потребления, по Кейнсу, подчинена действию некого всеобщего психологического закона, согласно которому «…люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход». Это означает, что предельная склонность к потреблению, определяемая как отношение прироста потребления к приросту дохода, меньше единицы:

где ∆C– прирост потребления, ∆Y– прирост дохода.

Следовательно функция потребления (С=С(Y)) имеет вид монотонно возрастающей кривой с постепенным убыванием приращения.

Инвестиции в модели Кейнса играют определяющую роль в достижении равновесия. Если у классиков сбережения через гибкую норму процента определяют объем инвестиций, то в кейнсианском варианте автономно складывающийся уровень инвестиций определяет объемы производства, национального дохода и занятости. Если инвестиции будут меньше сбережений, объем дохода сократится до величины, при которой инвестиции и сбережения сравняются. При увеличении инвестиций будет расти и объем дохода до тех пор, пока вновь не наступит равновесие. Таким образом, равновесие может достигаться на уровнях, которые не обеспечивают полную занятость.

Процентная ставка у Кейнса выступает как плата за отказ от ликвидности и потому слабо реагирует на колебания объема сбережений. Поэтому разрыв между сбережениями и инвестициями не компенсируется падением процентной ставки.

Недостаточно успешно выполняют свою регулирующую роль и цены. Падение спроса в условиях неполной занятости ведет не к снижению цен, а к сокращению производства и еще большему обострению проблемы занятости. Заработная плата также не становится эффективным инструментом достижения полной занятости. Деятельность профсоюзов, социальные программы делают заработную плату негибкой и не позволяют ей оперативно реагировать на изменения спроса и предложения на рынке труда.

Недостаточная эффективность рыночных регуляторов делает необходимым стимулирование инвестиций, в частности, за счет государствен-ных расходов. Такая политика может приблизить экономику к уровню полной занятости, поскольку инвестиционные инъекции увеличивают национальных доход и занятость в объеме большем, чем они сами благодаря эффекту мультипликатора.

Механизм мультипликатора у Кейнса отражает взаимосвязь между приростом инвестиций и приростом национального дохода. Дополнительные инвестиции, будучи потраченными, создают доход тех, кто продал инвесторам необходимые факторы производства. Полученные доходы в свою очередь будут потрачены на приобретение каких-либо товаров и услуг и тем самым создают доходы тех, кто их продал. Те опять начнут их тратить и создавать доходы следующего эшелона продавцов и т.д.

Первоначальные инвестиции многократно умножаются, увеличивая общий размер дохода. Процесс этот был бы бесконечным, если бы все полученные доходы тратились сразу и целиком. Однако часть доходов сберегается, уменьшая тем самым сумму, идущую на потребление. Та доля дохода, которая потребляется, получила у Кейнса название предельной склонности к потреблению (МРС), а та доля, которая сберегается – предельной склонностью к сбережению (МРS). Каждое последующее умножение дохода будет меньше предыдущего на величину сбережений, и чем больше будет сберегаемая часть, тем быстрее завершится процесс мультипликации дохода. Прирост дохода, следовательно, будет равен приросту инвестиций, умноженному на определенный коэффициент, называемый мультипликатором. Он будет равен величине, обратной предельной склонности к сбережениям, т.е. 1/МРS. Поскольку МРSи МРС в совокупности равны единице, мультипликатор можно определить как

В целом рассматриваемую зависимость можно представить как

где Y– прирост национального дохода;I– прирост инвестиций; МРС – предельная склонность к потреблению.

Концепция мультипликатора еще раз подчеркивала, что размеры национального дохода, определяющие совокупный спрос, задаются функцией инвестиций. Отсюда следовало, что важнейшим способом обеспечения эффективного спроса является сознательное стимулирование инвестиционной активности, что и определило основные направления кейнсианской экономической программы.

Наращивание инвестиций может достигаться при помощи мероприятий бюджетно-финансовых и кредитно-денежной политики. Первая предполагала активное участие государства в хозяйственной деятельности не только в виде регулирующего воздействия на происходящие в этой сфере процессы, но и в качестве самостоятельного экономического субъекта. Государство должно расширять объемы капиталовложений в различные отрасли хозяйства, что должно стать импульсом экономического роста, запуская механизм мультипликатора. Главная цель таких инвестиций – расширение платежеспособного спроса, а не получение дополнительного количества продукции. Поэтому непроизводительные затраты даже предпочтительнее, поскольку не увеличивают предложения, а обеспечивают мультипликационный эффект.

К числу рекомендаций, призванных способствовать расширению совокупного спроса, относилось увеличение государственных закупок товаров и услуг, организация финансируемых из бюджета общественных работ, реализация социальных программ, имеющих целью перераспределение части дохода в пользу групп населения с наибольшей склонностью к потреблению.

Неизбежным следствием такой политики должен стать дефицит гос. бюджета, следствием которого должно быть увеличение денежной массы и угроза инфляции. Кейнс однако, считает, что инфляция будет иметь место лишь в случае возрастания спроса в условиях полной занятости. Если же её нет, то дополнительные расходы приведут лишь к вовлечению в производство недоиспользованных ресурсов, а не к росту цен. Кроме того, небольшой уровень контролируемой инфляции даже полезен, поскольку обесценивание денег противостоит тенденции предпочтения ликвидности.

В этой связи рассматриваются возможности кредитно-денежной политики, главная цель которой – воздействовать на ставку процента, чтобы с её помощью стимулировать инвестиции. Чем ниже будет норма процента, тем охотнее держатели средств будут вкладывать их в какое-либо дело, а не превращать их в сбережения. Добиться этого можно при помощи политики «дешевых денег». Центральные банки понижают норму обязательных резервов коммерческих банков, снижают учетную ставку, начинают покупать облигации на открытом рынке ценных бумаг. Скупка облигаций у коммерческих банков увеличивает их кредитные возможности, а у населения – их покупательную способность. Все это означает увеличение денежного предложения, следствием чего становится снижение процентной ставки, которое в свою очередь стимулирует рост инвестиционных расходов, увеличение ВНП и занятости.

Но сама по себе кредитно-денежная политика, как считает Кейнс, недостаточна для решения проблемы «эффективного спроса». Воздействие на ставку процента имеет ограничения. В периоды депрессии падение процентной ставки может достигнуть такого уровня, ниже которого она уже не опускается. Изменение денежного предложения в таком случае не будет влиять на норму процента, а эта последняя – на объем инвестиций. Такая ситуация называется «ликвидной ловушкой». Из этого следовало, что кредитно-денежная политика не всегда может быть эффективной и способствовать выходу экономики из состояния депрессии, а потому предпочтение отдавалось бюджетной политике.

Кейнсианская программа включала в себя также рекомендации по воздействию на внешнеэкономические составляющие совокупного спроса. Одним из важнейших его компонентов является чистый экспорт (разница между экспортом и импортом), а потому стремление к активному сальдо торгового баланса является одним из способов повышения эффективности спроса. В связи с этим более перспективной внешнеторговой политикой, по мнению Кейнса, является протекционизм. Государство, защищая хозяйство от внешней конкуренции, создает условия для расширения отечественного производства и занятости, что является условием роста национального дохода.

Важным инструментом воздействия на состояние совокупного спроса и составляющих его элементов может стать также валютный курс. Корректирую перемещение валютных потоков из страны в страну, можно оказывать влияние на состояние платежных балансов, а через них – на экономическую ситуацию в стране. Кейнс высказывался за введение фиксированных валютных курсов, предполагающее активное государственное участие в их поддержании, поскольку этот вариант уменьшал риск и неопределенность в торговых взаимоотношениях, способствовал нормализации международных валютных расчетов и смягчению болезненных последствие девальваций национальных валют, к которым страны время от времени прибегали для расширения своих экспортных возможностей.

Кейнсианские идеи и рекомендации были частично учтены при формировании Бреттон-Вудской валютной системы, которая в течении трех десятилетий после Второй мировой войны утвердилась в практике международных расчетов.

Предложенная Кейнсом трактовка экономического процесса попала на благоприятную почву, поскольку мировая экономика после Великой депрессии нуждалась в стимуляторах, которые позволили бы ей преодолеть кризисные потрясения. Рекомендации активного вмешательства в экономику регулирую-щего начала были встречены с пониманием, а их теоретическое обоснование положило начало переосмыслению традиционных положений экономической науки и оформилось в новое направление, занявшее в ней господствующее положение.