Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия права лекц. 2.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
10.02.2016
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Раздел V. Познание правовой реальности и правовая деятельность..

Глава 3. Герменевтика и толкование законов

269

знать правила понимания и интерпретации. Ф. Шлегель с позиций эстетики пытался объяснить, как понимать иронию, художественные образы и другие иносказания.

У истоков герменевтики стоял еще один немецкий философ — Вильгельм Дильтей (1833—1911), рассматривавший ее как специфиче­ский способ познания социальной сферы. Основной методический прием такого познания — «вчувствование». Скажем, чтобы понять ис­тинный смысл гамлетовского «быть или не быть», надо поставить себя на место Гамлета, «стать» Гамлетом. Именно Дильтей разделил два ме­тода: объяснения — используемого в естественных науках, и понима­ния — применяемого в социальной сфере, требующего вчувствования, сопереживания, духовного единения с говорившим или писавшим.

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) не ограничивал герменевтику толко­ванием духовной жизни индивида. Ее методологические возможнос­ти, утверждай он, могут быть использованы и для интерпретации все­го жизненного мира человека.

Большое внимание проблемам герменевтики уделял немецкий экзистенциалист Мартин Хайдеггер (1889—1976). В работе «О сущ­ности истины» он обратил внимание на то, что неаутентичность (не­точность) языка преодолевается с помощью самого же языка. Другой его важный вклад в герменевтику — теория о преднахождении и предпонимании. Хайдеггер полагал, что познающий всегда вовлека­ется в то, о чем мыслит, «преднаходит» себя в том месте и в то время, о котором читает или слышит. Такое преднахождение обеспечивает подлинное понимание происходившего: до истолкования текста он уже нами понят1.

Названные проблемы, сформулированные родоначальниками гер­меневтики, получили свое развитие в современной философии. Сего­дня главная задача герменевтических исследований заключается в вы­явлении различия между объяснением в естествознании и пониманием в человекознании. Ибо, как отмечают исследователи, не всегда воз­можно учесть цели, мотивы, интересы и другие субъективные факторы, влияющие на поступок. Видное место в герменевтической литературе отводится проблеме понимания. Подчеркивается, что понимание — это постижение не объективной истины, а субъективного смысла. Та­кое постижение происходит не через обобщение опытных фактов, а че­рез сопереживание с тем субъектом, который вложил в постигаемое конкретный смысл. Ведь одному и тому же факту можно придавать противоположный смысл.

Виднейшие представители современной герменевтики — немец­кий философ Ханс Георг Гадамер (1900—2002) и французский фило­соф Поль Рикер (род. 1913).

Х.Г. Гадамер рассматривает герменевтику как деятельность по ос­мыслению не только текстов, но и социальных фактов. При осмысле­нии текстов, подчеркивает философ, важно выявить подтекст, а при оценке социальных фактов обязательно следует учитывать ситуацию, в которой этот факт совершался1.

В работе «Истина и метод» он утверждает, что у человека еще до понимания возникает предпонимание, а истина постигается человеком не рационально, а интуитивно. Схематично процесс понимания Гада­мер строит следующим образом: первый смысл текста — проекция (ожидание) — исправление — понимание текста. В этой системе предпониманием выступает проекция как предвосхищение того, что написано, как угадывание развязки, ожидание логического разверты­вания событий. На нарушении ожиданий читателей строятся сюжеты детективов, боевиков, приключенческих романов. Именно поэтому они и становятся «захватывающими».

Еще одна важная посылка теории Гадамера — герменевтический круг. Его суть сводится к следующему: текст как целое состоит из от­дельных частей (слов, предложений, смысловых разделов); для того чтобы понять целое, необходимо понять отдельное, а чтобы понять отдельное, необходимо понять целое. Получается замкнутый круг ти­па «курица — яйцо». Задача исследователя — проникнуть внутрь это­го круга, понять текст из самого текста через сопричастие к изложен­ным событиям, а не через какой-либо метод. Любой метод, уверен Гадамер, извращает действительность, искажает истину, и только гер­меневтика способна открыть познающему истину подлинную.

П. Рикёр — наиболее популярный сегодня представитель герме­невтики. Пытаясь сгладить радикализм предшественников, он рас­сматривает герменевтику как специфический метод интерпретации именно социальных явлений. Одним из его частных проявлений Ри­кёр считает прогрессивно-регрессивный метод как осмысление событий и исторических фактов в единстве прошлого и настоящего. С одной стороны, интерпретация утверждает традицию, а с другой — эта тра­диция уже современна. Поэтому, полагает Рикер, следует обратиться к «третьему» времени — времени самого смысла.

Герменевтика тесно связана с правом. Однако большинство юрис­тов, занимающихся проблемой толкования законов, ограничиваются

1 См.: Хайдеггер, М. О сущности истины // Философские науки. 1990. № 4.

См.: Гадамер, X. Г. Истина и метод. М., 1988.

270 Раздел V. Познание правовой реальности и правовая деятельность...

повторением и комментированием правил толкования, сформулиро­ванных римскими юристами и сохранившихся в Юстиниановых сво­дах, изредка делая кое-какие поправки и дополнения. Некоторые юристы пытаются самостоятельно исследовать процесс толкования, касаясь все же его не целиком, а лишь частично1. Действительно, для того чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридиче­ские законы, их нужно понимать, причем однозначно.

Однозначность восприятия закона в правовой сфере предстает как однозначность толкования закона. Не случайно уже древние фи­лософы и юристы выдвигали требование ясной, четкой и лаконич­ной формулировки закона. Толкование права означает выявление его объективного содержания и учет его субъективного восприятия, уст­ранение двусмысленностей, согласование содержания текста закона и формы его изложения, учет формального характера права и дина­мики реальных общественных отношений в конкретно-историчес­кое время.

Юридические законы могут нести в себе определенные черты субъективизма, что и влечет за собой их неоднозначное восприятие. Кроме того, возникают противоречия между теми, кто обязан испол­нять эти законы, и теми, кто стоит на страже их исполнения. Поэто­му толкование закона — это не только акт познания, но и интеллекту­ально-волевая деятельность, представляющая собой важное связующее звено между текстом закона и его реализацией.

Выделяют различные подходы к толкованию права; грамматичес­кий (исследование смысла слов, понятий), логический (изучение смысла понятий и суждений при помощи законов логики), систем­ный (уяснение места конкретной нормы в системе других правовых норм), исторический (обращение к прошлым примерам), политичес­кий (определение социально-классовых интересов и позиций), соци­ально-юридический (определение выраженности властной воли зако­нодателя в правовой норме) и др.

Среди них философско-правовой подход занимает особое место, ибо его эпистемологический статус — это исследование самой мето­дологии и практики толкования, интерпретации. Он интегрирует все знания об интерпретации — юридические, логические, лингвистиче­ские, психологические, исторические, социально-политические и др.

1 См.: Вальковстй, Е. В. Руководство к толкованию и применению законов. СПб., 1997. С. 17; Ветчинкына, М. Герменевтика — толкование скрытого смысла текста. СПб., 1997; Овчинников, Л. И. Правовое мышление в правоприменительном процессе: опыт герменевтической методологии. М, 1997. С. 197.

271


1лава 3. Герменевтика и толкование законов

Поэтому государственные органы, осуществляющие толкование пра­ва, создающие законы и внедряющие их в практику1, не могут обой­тись без философско-правовой герменевтики.