Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия права лекц. 2.doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
10.02.2016
Размер:
1.09 Mб
Скачать

Раздел III. Онтологические проблемы философии права...

Глава 2. Правовая реальность

125

Сущность институциализации, по Т. Лукману и П. Бергеру, заклю­чается в хабитуализации (опривычивании) на основе многократного повторения определенных образцов поведения, типизации действий и их закрепления как обязательных для исполнения. После этого уже институт осуществляет функцию социального контроля над теми же, кто его (институт) создал. В этом случае, если контроль оказывается недостаточно успешным, возникает система вторичного контроля в форме санкций, защищающих и поддерживающих институт1.

Конечно, степень институциализированности правовой сферы за­висит от конкретных исторических условий. В первобытном общест­ве, например, ведущую роль в социальном контроле играл институт морали — обычаи, обряды, традиции, табу. В условиях идеациональ-ного (божественного) права роль главного «социального контролера» перешла к церкви. Таким образом, историчность правовой реальнос­ти очевидна, она имеет свое историческое пространство и свое исто­рическое время, которыми и определяются правовая деятельность как способ существования правовой реальности, ее структура, направлен­ность, содержание и другие характеристики.

Процесс институциализации права и соответственно формирова­ние правовой реальности характеризуются, по крайней мере, следую­щими особенностями.

Во-первых, в структуре социума возникают профессиональные группы людей, которые разрабатывают юридические законы, осуще­ствляют контроль за их исполнением, формируют правосознание, со­действуют функционированию института права.

Во-вторых, институциализация, объективируя разработанные субъектом нормы, правила, правовые учреждения, ставя их над субъ­ектом, тем не менее, предполагает, что каждый субъект является но­сителем права, а правовая реальность формируется в процессе реали­зации (или нереализации) требований системного мира.

В-третьих, появляется устойчивая тенденция укрепления и расши­рения сферы действия права. Границы институциализации, как отме­чалось, могут меняться, но правовая реальность существует уже как объективная и необходимая, подчиняя себе все больше свойств и яв­лений жизненного мира.

В-четвертых, происходит интеграция субъективных и объектив­ных, материальных и духовных правовых процессов, превращение од­ного в другое. Например, институциализация «собирает» в единое це­лое материальные и идеологические правовые отношения законного

См.: Современная американская социология. М., 1994. С. 237.

ш незаконного. А правовое сознание, как духовный феномен, реали­зуется в материальной деятельности, в практике, в силу чего субъек­тивное сознание обретает объективное бытие.

Институциализация права позволяет выделить две стороны право­вой реальности, границей между которыми служит противостояние «материальный—духовный», «объективный—субъективный», «пер­вичный—вторичный». Социальный субъект, будучи и субъектом пра­вовой реальности, «первичной» правовой реальностью считает норму, закон, а их реализацию в общественных формах рассматривает как «вторичную» реальность. Однако это иллюзия. «Первичная» реаль­ность не возникает и не может быть понята сама из себя или из «чело­веческого духа», по сути, она «вторична», являясь отражением и фик­сацией материальных отношений.

Этот постулат лежит в основе материалистического подхода к по­ниманию правовой реальности, некоторые положения которого будут детализированы ниже.

Следующий подход к рассмотрению правовой реальности — сис­темный. Если феноменологический подход преимущественно ориен­тирован на «человеческую» сторону правовой реальности, а материа­листический — на выяснение соотношения материального и духовного, то системный прежде всего обращает внимание на струк­турно-функциональные показатели. Под правовой реальностью он подразумевает всю систему жизнедеятельности общества, его субъек-1тов, основанную на праве и юридических законах.

Подобно любой системе, правовая реальность может быть опреде­лена как целостность, состоящая из элементов, наделенных индиви­дуальными функциями. Причем характеристики целостности не сов­падают с характеристиками ни отдельных элементов, ни их простого «сложения». Такое понимание правовой реальности дает возможность рассмотреть ее в двух аспектах: функциональном и элементном.

Первый аспект позволяет выделить такие подсистемы, различаю­щиеся по специфике функционирования и задачам, выполняемым в общей системе правовой реальности, как:

1. Интеллектуально-психологическая: функционально обеспечи­вает формирование у социумов правосознания. Содержательно эта подсистема состоит из общественного, группового и индивидуаль-1 ного сознания, отражающего правовую материальную сферу. Пра­восознание включает правовую идеологию, правовую науку (юрис­пруденцию), правовую психологию (правовые чувства, настроения, симпатии, обычаи, обряды, традиции) и правовые эмпирические знания.