Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Печатнова Л. Г. История Спарты.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
23.05.2015
Размер:
3.59 Mб
Скачать

- 403 -

Клеандр, Киниск, Лисандр, Лисипп, Праксит, Феримах, Фиброн)112. Судя по дальнейшей карьере тех, кто этот пост занимал, должность гармоста рассматривалась как важная ступень на пути к высшим военным и гражданским магистратурам. Непосредственно после службы в качестве гармоста эфором стал Дифридат (Plut. Ages. 17), а также, возможно, Леонт (Thuc. V, 44-46; Xen. Hell. II, 3, 10). Среди бывших гармостов встречаются навархи - Пантоид (Diod. XIV, 12, 4-7; Plut. Pelop. 15) и Гериппид (Xen. Hell. IV, 8, 11; Plut. Pelop. 12-13), а также другие крупные военачальники и высшие флотские офицеры - Деркилид (Thuc.VIII, 61-62; Xen. Hell. III, 1, 8-2, 20; Diod. XIV, 38-39), Фиброн (Xen. Hell. III,1, 4-8; IV, 8, 17-19; Diod. XIV, 36-38, 99), Гиппократ (Thuc. VIII, 35, 99, 107; Xen. Hell. I, 1, 23; 3, 5-7; Diod. XIII, 66, 2), Анаксибий (Xen. Hell. IV, 8, 32-39; Diod. XIV,30, 4), Клеандр ( Xen. Anab. VI, 4, 18; 6, 6-37; VII, 2, 5-6). Среди гармостов был и один член царствующего дома Еврипонтидов - Киниск (Xen. Anab. VII, 1, 13).

Никаких следов присутствия неспартиатов в их среде не зафиксировано. Создается впечатление, что спартанскими гармостами становились только представители высшего офицерства. И это вполне понятно. То, что спартанское правительство могло терпеть в годы Пелопоннесской войны, когда экстремальные условия военного времени порождали и нетрадиционные решения, и нетрадиционный тип военачальника, стало совершенно недопустимым после ее окончания. Не случайно уже в 403 г. сошел с политической арены Лисандр, а вместе с ним, вероятно, и все его друзья. Если есть хоть доля истины в предании о гармостах-илотах, то такие случаи могли иметь место только при Лисандре. В дальнейшем, особенно после заговора Кинадона, спартанские власти должны были самым тщательным образом следить за социальным составом своего офицерского корпуса, куда, по-видимому, уже не могли попасть ни гипомейоны, ни неодамоды, ни мофаки, т. е. все те, кто не пользовался в полном объеме гражданскими правами спартиатов.

Должность гармоста помимо кадрового роста давала возможность честолюбивым спартиатам приобрести политический вес и войти в немногочисленный клуб политических лидеров Спарты. Кроме того, отдаленность от Спарты, сравнительная неподотчетность и независимость делали такую должность весьма привлекательной

- 404 -

и в финансовом плане. Образцовый в этом отношении Деркилид, служа в течение 20 лет (c 411 по 389 г.) гармостом в различных областях Спартанской державы113, доказал свой необыкновенный талант в деле добывания денег как для своей армии (Xen. Hell. III, 1, 28), так и для себя лично (Xen. Hell. III, 2, 9; Diod. XIV, 38, 7). По словам Ксенофонта, Деркилид за ловкость и изобретательность даже получил прозвище Сизиф (Hell. III, 1, 8).

Но Деркилид прославился не только умением ловко устраивать свои дела. Он являет собой редкий для Спарты пример нового подхода к должности гармоста. В отличие от основной массы спартанских гармостов Деркилид был не просто военным комендантом на вверенной ему территории. Он вел себя скорее как гражданский наместник, собирающийся надолго и всерьез сотрудничать со всеми политическими силами, действующими в его районе. Деркилид отказался от применения исключительно военных методов в своих отношениях как с новыми союзниками, так и с персидскими сатрапами. С последними он научился договариваться (Xen. Hell. III, 1, 9; 2, 1; 2, 19-20). Деркилид старался не повторять ошибок своих предшественников, в частности Фиброна. Он отказался от порочной практики зимовать на землях союзников, перебравшись для этого на территорию Фарнабаза во Фракийскую Вифинию (Xen. Hell. III, 2, 1-2). Ксенофонт, возможно, тогда служивший под началом Деркилида, не раз восхищался его корректным поведением по отношению к малоазийским союзникам (Xen. Hell. III, 1, 10). Особенно Деркилид прославился тем, что возвел стену, отделяющую от набегов фракийцев Херсонес Фракийский (Xen. Hell. III, 2, 8-10; Diod. XIV, 38, 5-7)114. Такое внимание к Херсонесу, предположительно, объясняется тем, что Деркилид задумал колонизовать часть территории - уж очень подробно и даже любовно описывает Ксенофонт достоинства этой "изумительной" земли (Hell. III, 2, 10). Судя по отдельным замечаниям Ксенофонта, Деркилиду, как и самому Ксенофонту, по-видимому, была также не чужда идея

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]