Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kurs_lektsy_po_IRLYa_2.doc
Скачиваний:
733
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
951.3 Кб
Скачать

Учение о трех «штилях»

Учение о возможности деления речи на стили своими корнями уходит в античное прошлое, в эпоху Квинтилиана (Iв. н.э.). Схожая теория была изложена в популярной анонимной латинской риторике «Риторика к Герендию». В античных риториках, в учебниках красноречия духовных школ Запада, Юго-Восточной Руси и Московского государства постоянно рассматриваются три разновидности речи. Теория деления языка на три стиля опирается на общий логический принцип т.н. трихотомического деления понятия, т.е. такого деления, при котором любое родовое понятие делится на два противоположных видовых, между которыми помещается еще и третье, промежуточное. Еще Феофан Прокопович в «Пиитике» 1705 г. выделял три стиля: простой, деревенский, или простонародный; серьезный, или возвышенный, и смешанный.

Ломоносов использовал отвлеченную схему трех стилей, представленную в риториках XVIIи началаXVIIIвв., наполнив ее конкретными языковыми фактами, связал ее с поэтикой российского классицизма, с художественной литературой.

В основу теории Ломоносова легли следующие исходные положения:

        1. Сфера употребления и функции церковнославянизмов в различных литературных жанрах резко сузились по сравнению с XVIIв. Не следует воскрешать забытые церковнославянизмы, целесообразно и полезно развивать «из круга старой славянской традиции лишь живое, понятное, образно-выразительное и идейно-содержательное».

        2. Эти живые и ценные элементы церковнославянского языка следует искать не в профессиональной богословской литературе, неизвестной широким массам, а в произведениях хотя и культовых, но обиходных и популярных: Библии, широко употребительных богослужебных текстах.

        3. Русский язык является основной, органической частью литературного языка. От приемов смешения русского и церковнославянского языков, от различной их «дозировки» зависит появление того или иного речевого стиля, призванного оформлять различные литературные жанры.

У Ломоносова сталкиваются три принципа отбора и употребления слов:

а) этимологический (сопоставляются общеславянские, церковнославянские и русские слова);

б) стилистический (отобранные единицы закрепляются за определенным типом речи);

в) функционально-стилевой (отобранные единицы закрепляются за определенным жанром литературы).

Ломоносов связал стилистическую организацию современного русского языка со своеобразием его исторического развития и современного состояния.

Под «штилем» Ломоносов понимал соответственным образом организованную систему речевых средств, за которой закрепляется строго очерченный круг жанров художественной литературы. Каждому жанру соответствуют особые речевые средства. Каждый жанр характеризуется своими особенностями в отборе лексики, в грамматике, в орфоэпии.

Ломоносов выделил 5 основных стилистических пластов лексики:

1. «Обветшалые» старославянские слова, архаичные, устаревшие, уже не употребляемые в живом русском языке, непонятные современникам (# обоваю – «колдую, заговариваю»,рясны – «каменья в женском украшении»,свене – «кроме»,овогда – «иногда»).

Они должны быть исключены из употребления в русском литературном языке; их не следует употреблять даже в высоком стиле.

2. Церковнославянские по происхождению слова, неупотребительные только в разговорной речи, но понятные всем грамотным людям – книжные слова (# отверзаю, господень, взываю, насажденный).

3. Общеславянские или «славено-российские», встречающиеся как в церковных книгах, так и в обиходном языке. Ломоносов характеризует их как одинаково употребительные и у древних славян, и у современных россиян. Они относятся к общеславянскому словарному фонду (# бог, глава, рука, ныне, почитаю).

4. Русские по происхождению слова, неизвестные языку церковных книг и принятые в разговорной речи культурного общества (# говорю, ручей, который, пока, лишь).

5. Просторечные слова, диалектизмы, вульгаризмы, которые Ломоносов называет «презренными словами». Они не должны употребляться нигде, кроме как в «подлых комедиях». Ломоносов не приводит примеров таких слов.

Не все из указанных лексических рядов русского языка можно, по мнению Ломоносова, употреблять в русском литературном языке. В зависимости от того, какие слова употребляются в произведении, меняется сам стиль произведения.

Ломоносов считает, что в русском литературном языке его времени можно различить 3 стиля в зависимости от степени использования в них старославянской лексики: высокий, средний и низкий.

1. Высокий стиль должен составляться из слов 2-ой и 3-ей группы. Этим стилем предлагалось писать произведения торжественной литературы: героические поэмы, оды, трагедии, торжественные прозаические речи о важных материях.

2. Средний стиль складывается из слов 3-ей и 4-ой группы. Допустимы небольшие добавления слов 2-ой и 5-ой группы – с соблюдением меры. При этом нельзя соединять старославянизмы и русское просторечие, ибо это нарушает стилевую ровность. Ломоносов не дал четких и определенных рекомендаций относительно лексического состава среднего стиля. Этим стилем нужно писать театральные произведения (драмы), стихотворные дружеские письма, сатиры, эклоги, элегии, «описания дел достопамятных и учений благородных» (историческую прозу и научные трактаты).

3. Низкий стиль составляется из слов 4-ой и 5-ой группы. Особенно предупреждал Ломоносов о невозможности употреблять в низком стиле обветшалые старославянизмы. Этим стилем следовало писать комедии, увеселительные эпиграммы, песни, прозаические дружеские письма, «описания дел обыкновенных».

Черновые заметки Ломоносова свидетельствуют и об еще одном подходе к дифференциации стилей – функциональном. В его черновых заметках содержатся следующие записи: «Штиль разделить на риторической, на пиитической, исторической, дидаскалической, простой», «В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям».

Русский язык утверждался Ломоносовым как основа литературного языка. Церковнославянский язык ограничивается в своем употреблении. Средний стиль, образуя равнодействующую между высоким и низким, рассматривается Ломоносовым как магистральная линия развития русского литературного языка, преимущественно в прозе. За средним стилем он видит будущее.

В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) Ломоносов изложил следующие взгляды на русский язык:

  1. «российский язык» изобилен, его употребление и развитие должно быть основано на природном его свойстве, «того, что ему весьма не свойственно, из других языков не вносить»;

  2. необходимо планомерно и серьезно совершенствовать русский язык трудами писателей, которым в этом языке «собственное и природное употреблять надлежит»;

  3. развивая «собственное и природное», из других языков «ничего неугодного не ввести, а хорошего не оставить, надобно смотреть, кому и в чем лучше последовать».

В области лексики ломоносовская теория трех стилей блестяще решала проблему церковнославянизмов, а также исконно русских речевых средств в русском литературном языке. Высоко оценивая речевые средства старославянского происхождения, хорошо известные русским грамотным людям, Ломоносов доказывал, что отказаться от этого ценного культурного наследия нельзя. Считая церковнославянские «речения» родными, прочно вошедшими в речевую культуру русского народа, Ломоносов полагал, что употребление их в тесном единстве с коренными русскими словами будет способствовать обогащению языка, развитию его силы и красоты. В связи с этим он указывал на необходимость борьбы с неоправданными жизнью и неуместными заимствованиями, в результате которых в язык входят «дикие и странные слова нелепости».

А.П. Сумароков и его последователи в качестве национальной нормы выдвигали язык столичной образованной среды. Высокий стиль Ломоносова Сумароков характеризует как «многоречие», «многоглаголание тяжких речей» «пухлое и высокопарное». Ломоносов же доказывал, что отказ от старославянизмов был бы отказом от нескольких столетий русской речевой культуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]