Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
fnbilog.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
09.05.2015
Размер:
427.52 Кб
Скачать

2.6. Философские проблемы биологии и экологии

287

софское обоснование коэволюции как новой познавательной модели и перспективной стратегической установки цивилизационного развития да­но в работе «Философия природы: коэволюционная стратегия»1. Здесь по­казано, что идея коэволюции ныне все более осознается в своей философ­ской глубине и становится центральной для всего эволюционистского способа мышления. Коэволюционная установка оказывается ныне и регу­лятивным методологическим принципом биологических наук, задающим способы введения ими своих идеальных объектов, объяснительных схем и методов исследования, и одновременно новой парадигмой культуры, поз­воляющей осмыслить взаимоотношения человечества с природой, единст­во естественно-научного и гуманитарного знания.

Коэволюционная стратегия открывает новые перспективы для орга­низации знания, ориентируя на поиск новых аналитических единиц и способов понимания сопряженности мира природы и мира культуры, осмысления путей совместной эволюции природы и человека, биосфе­ры и ноосферы, природы, цивилизации и культуры. Эта стратегия позволяет преодолеть разрыв между эволюционистским подходом к природе и эволюционистским подходом к человеку, наметить пути син­теза между эволюционизмом в биологии и эволюционизмом в социо­культурных науках. Критерием для выделения коэволюирующих про­цессов в различных областях реальности выступает отнюдь не только сопряженность процессов развития, но и их направленность, автоном­ность участвующих во взаимодействии компонентов, процессуальность, кооперативность, полифоничность взаимодействующих процессов.

Таким образом, можно утверждать, что системный подход, ставший одним из важнейших методологических регулятивов в XX в., не потерял своего значения и своих эвристических возможностей и для нашего вре­мени. Напротив, он продолжает творчески развиваться и трансформиро­ваться, порождая новые методологические ориентации и акценты. Это ярко проявилось в становлении новой коэволюционной познавательной модели. Этому же способствует и становление синергетики как еще одной разновидности трансформации идей системности. В частности, систем­ную теорию эволюции, развитую Е. Янчем, можно назвать моделью сис­темного эволюционизма. А. П. Огурцов убедительно показал, что взаимо­отношение изменчивости и устойчивости, понятое как механизм эволюции, получило в работе Янча значение механизма коэволюции — сопряженной эволюции различных процессов и структур, которая развер­тывается в незамкнутых круговоротах, расширяющихся спирально2. Кон­цепция Янча представляет собой наиболее обобщенную философскую

1 См.: Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюцион­ ная стратегия. М., 1995.

2 Там же. С. 150-155.

концепцию системной самоорганизации природы, причем идеи самоор­ганизации и коэволюции в ней тесным образом взаимосвязаны.

2.6.5. Воздействие биологии на формирование новых норм, установок и ориентации культуры

Наступивший XXI век укрепляет высказывавшиеся уже давно прогнозы, что это будет век биологии. Еще сравнительно недавно, в середине XX в., высшей планкой в интегральной оценке социальной роли биологии было утверждение, что она превращается из собственно академической науки в многообещающий производительный ресурс общества. Ныне подобное утверждение представляется верной, но далеко не полной оценкой вклада биологии в функционирование социума. Развитие биологии в наши дни дает все больше плодотворных идей и дерзких вызовов действующим нор­мам и установкам для нового осмысления онтологических, методологичес­ких, ценностных и деятельностных подходов, имеющих широкие выходы за пределы собственно биологии — в науку и культуру в целом.

В онтологическом плане — это прежде всего новое понимание приро­ды, освобожденное от натурфилософских представлений о природе как существующей вне и независимо от человека. Содержание философии природы под воздействием биологии начинает в последние годы карди­нально переосмысляться — из некоей мировой схематики, представлен­ной в предшествующих натурфилософских концепциях, она все более становится философскими размышлениями человека, существующего в природной среде, вовлеченного в сложную сеть взаимоотношений с природой. Именно человек в абстрактной философской форме выража­ет те предельные основания понимания природы, на которых строятся и наука, и духовное, и материальное производство. Картина природы с этой точки зрения — это картина наших взаимоотношений с природой. Природа втянута в горнило человеческой деятельности и человеческих взаимоотношений и не может быть осмыслена вне этих отношений, вне исторического мира культуры.

С познавательной, методологической стороны весьма характерно, что именно в сфере биологического познания зарождались установки и идеи, которые, функционируя в биологии, впоследствии перерастали ее рамки, становясь общекультурными познавательными ориентациями и моделями. Прежде всего это относится к идеям целостности, организа­ции, развития, системности.

Изначальное восприятие живого как некоей целостной системы сы­грало существенную роль в формировании направленности биологичес­кого познания, в придании ему определенного синтетического статуса. «Мне кажется, — писал В.И. Вернадский, — философия холизма с ее но-

288

2. Философские проблемы естествознания

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]