Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

11-12 / монография

.pdf
Скачиваний:
36
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
3.3 Mб
Скачать

ческую пресуппозицию, проявляющуюся в содержательной репрезентации взаимоотношений оппонентов в момент общения [Романова 2001: 81]; 2) локальную пресуппозицию, включающую

всебя коммуникативную организацию объективных факторов, «способных заключать в себе дополнительную информацию о месте речевого акта» [Романова 2001: 81]; 3) ситуативную пресуппозицию, которая влияет на коммуникативную организацию «объективных факторов, отражающих степень знаний оппонентов… о соответствии употребленной формы высказывания с характером и местом протекания речевого акта» [Романова 2001: 81].

Функциональные особенности характера коммуникативной ситуации зависят от коммуникативного намерения, интенции и конечной цели адресанта сообщения, особым образом влияющего на адресата. Так, если коммуникация носит негативный характер, речь в данном случае идет о конфликтном дискурсе, который в научной литературе определяется как особое «речевое взаимодействие собеседников, иллокутивная доминанта которого характеризуется наличием столкновения коммуникативных целей, репрезентация которых содержит имплицитные или эксплицитные инвективы, в результате чего в целом консеквент характеризуется тем, что участники дискурса испытывают отрицательные эмоции благодаря вербальному воздействию друг на друга» [Белоус 2008: 7]. Таким образом, «коммуникативная интенция немирного характера зачинщика КД определяет не только его роль говорящего как непосредственного участника в акте взаимодействия в процессе КД, но и обозначает конкретную цель репликового шага, способ его представления: чаще всего говорящий в своем речевом действии задает спорный вопрос, или утверждает заведомо неприемлемую “истину”, приказывает, или просит о большем, чем возможно

внормальных условиях и т. п.» [Белоус 2008: 39–40].

Формами негативного воздействия коммуникации в дискусе PR служат: во-первых, скрытая или явная агрессия; во-вторых, провокация; в-третьих, деструктивная аргументация; в-четвертых, намеренная ложь; в-пятых, умышленное умолчание. Агрессия как форма речевого поведения направлена прежде всего на причинение психического, психологического или физического вреда оп-

260

поненту. Р. Бэрон, Д. Ричардсон определяют агрессию как любую форму «поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [Бэрон, Ричардсон 1998: 26].

Признаками агрессии являются гнев, враждебность, отрицание доводов и причин коммуникатора-соперника, неприятие противоположной точки зрения и пр. В конфликтной коммуникативной ситуации агрессия – это действие или некий акт, определяемый целями и задачами коммуникатора-агрессора, который успешно использует эмоционально-экспрессивное состояние ком- муникатора-соперника. Агрессия может выражаться вербально и невербально.

Вербальная агрессия имеет формы косвенно-вербальной, оппозиционно-вербальной и эмоционально-вербальной. Косвен- но-вербальная агрессия проявляется в воздействии на коммуни- катора-соперника посредством третьих лиц: например, распространение нелестных шуток, сплетен, слухов о коммуникаторесопернике, выказывание пренебрежения и негативных эмоций с помощью косвенного обращения к сопернику. Оппозиционновербальная агрессия, как правило, направлена против коммуни- катора-соперника, занимающего более высокий пост в иерархии социума, а также против законов и порядков социума в целом посредством ассоциации с коммуникатором-соперником. Эмоцио- нально-вербальная агрессия относится к эмоциональным негативным проявлениям коммуникатора-агрессора (например, грубые, резкие высказывания в адрес коммуникатора-соперника; вспыльчивость; подозрительность к действиям соперника; чувство обиды или вины и, как следствие, возникновение негативной реакции на любые, порой разумные, действия коммуникаторасоперника).

Невербальная агрессия проявляется в физической форме, т.е. в применении физической силы коммуникатором-агрессором; в расправе с коммуникатором-соперником. Мимическая форма агрессии чаще всего случается на уровне мимики и жестов: сжатые плотно губы, бойцовская поза, сжатые кулаки, суженные глаза, хмурое выражение лица и пр. Агрессия, как правило, ведет к агрессивности – эмоционально-психическому состоянию, прояв-

261

ляющемуся в самых разнообразных коммуникативных ситуациях, в которых участвуют коммуникатор-агрессор и коммуникаторсоперник (количество тех или других вариативно).

Вместе с тем существует принципиальная разница между агрессией и враждебностью, также являющейся формой негативного воздействия коммуникации в дискурсе PR. Враждебность предполагает особый эмоционально-психологический настрой индивидуума, который чаще всего проявляется в вербальном выражении, а не в готовности к действию. Враждебность – это своего рода пассивная агрессия, не предполагающая физического вмешательства или устранения коммуникатора-соперника.

Провокация как форма воздействия довольно распространена и часто используется на практике средствами массовой информации. Многие теле- и радиопрограммы построены на явной или скрытой провокации. В научных исследованиях стратегий поведения личности в условиях конфликтной коммуникации [Степанов 2005; Анцупов, Шипилов 1999; Доценко 1996; Панкратов 2000; Шейнов 2000 и др.] провокация исследуется как неявный, скрытый агрессивный способ манипуляции, оказывающий деструктивное влияние на личность с целью получения преимущества за счет другой личности без ее согласия.

Участниками подобной коммуникативной стратегии являются коммуникатор-провокатор и коммуникатор-соперник. Функция коммуникатора-провокатора заключается в использовании таких стратегий воздействия, которые направлены на усиление конфликтной коммуникации, подстегивание коммуникаторасоперника. Специфика провокации заключается в ее особой коммуникативной направленности, которая представляет собой целевую практическую направленность. Эта направленность провокации обусловлена передачей коммуникатором-провокатором ком- муникатору-сопернику определенной ценностно-нормативной установки, которая может заключать в себе как созидательные, так и деструктивные элементы.

К созидательным провокационным элементам относятся мотивирование, стимулирование, побуждение индивидуума к действию, в котором изначально отсутствует негативная сторона процесса при ярко выраженной стимуляции и мотивации как к

262

внешней, так и внутренней трансформации индивидуума. В этом случае провокация выполняет побуждающую роль к взаимодействию участников коммуникативного акта.

Деструктивными провокационными элементами являются подстрекательство, намеренные действия к продуцированию негативного психоэмоционального фона (гнев, ярость, депрессия и пр.), противостояние, скандал, нападение, конфликт, обман и пр. В этом случае провокация выполняет функцию негативного метода воздействия, характеризуемого наличием скрытых целей для реализации определенных целей и задач коммуникаторапровокатора, в результате которого оказывается психоэмоциональное давление на коммуникатора-соперника.

Для коммуникатора-провокатора принципиальным является наличие ответной реакции коммуникатора-соперника на провокационные действия первого. Алгоритм взаимодействий комму- никатора-провокатора и коммуникатора-соперника можно представить следующим образом:

Коммуникатор-провокатор

Коммуникатор-соперник

(субъект провокации)

(объект провокации)

Реакция коммуникатора-

Реакция коммуникатора-

соперника (объекта

провокатора (субъекта

провокации)

провокации)

Рис. 25

Провокация бывает двух видов: явная и скрытая. При явной провокации коммуникатор-провокатор намерено вызывает у ком- муникатора-соперника искомое эмоционально-психологическое состояние. При скрытой провокации коммуникатор-провокатор, используя определенные речевые стратегии (например, намеки, комплименты и пр.), оказывает влияние на коммуникаторасоперника для того, чтобы извлечь наибольший информационный объем незаметно для самого реципиента. Таким образом, «провоцирование как часть манипулятивного воздействия являет собой актуализацию определенных концептов (интенций), уже имеющих-

263

ся в человеке. В действие вступают мыслительные категории, которые в тексте не имеют формальных признаков; они идентифицируются при взаимодействии текста с концептуальной системой коммуникантов» [Волкодав 2007: 71].

Другая форма воздействия – деструктивная аргументация, представляющая собой способ убеждения коммуникаторасоперника путем речевого воздействия с помощью угроз, упреков, оскорблений и пр. Средством такого воздействия служит вариативная взаимосвязь обоснований коммуникатора-провокатора с целью убеждения коммуникатора-соперника в истинности своих рассуждений и аргументов для последующего влияния на возможные решения и действия, которые может предпринять ком- муникатор-соперник.

Намеренная ложь или обман как формы воздействия характеризуются «сознательным созданием ложного представления о тех или иных обстоятельствах действительности в сознании другого субъекта. Обманывающий действует умышленно, то есть не только передает ложную информацию (или умалчивает о чемлибо), но и скрывает свои истинные намерения» [Сахнова 1990: 80]. Конституирующим элементом данной формы воздействия является такое искажение явлений реального мира, которое базируется на злоупотреблении и корыстном использовании комму- никатором-провокатором всего объема информационного потока для того, чтобы извлечь максимальное преимущество над комму- никатором-соперником. Интересными представляются исследования, проведенные Г. Грачевым и И. Мельниковым для выделения характерных признаков неискренности, которые проявляются в голосе и речи человека при передаче ложной информации:

«– непроизвольное изменение интонации;

изменение тембра речи;

изменение тембра голоса;

появление дрожи в голосе;

появление пауз при ответах на вопросы, которые не должны вызвать затруднения;

слишком быстрые ответы на вопросы;

264

появление в речи нетипичных для данного человека в обычном общении или исчезновение типичных для него слов и оборотов;

демонстративное подчеркивание (выделение) с помощью речевых средств – интонацией, паузой и др. каких-либо фрагментов передаваемой интонации, маскируя или искажая истинное отношение к ней» [Грачев, Мельник 2003: 101].

Безусловно, наличие только этих признаков не гарантирует абсолютного выявления намеренного ложного сообщения, поскольку существуют и другие способы определения истинности или ложности информационного воздействия (например, анализ самих факторов и условий коммуникативной ситуации, проверка достоверности информации и пр.).

При исследовании функциональных особенностей форм негативного воздействия коммуникации необходимо обратить внимание на форму (умышленное умолчание), которую не следует ассоциировать с намеренной ложью или обманом. Существует огромное количество субъективных или объективных причин, когда индивидуум умышленно не сообщает какую-либо информацию. Например, врач едва ли объявит смертельно больному человеку о его трагическом диагнозе (скорее сообщит близким родственникам пациента, которым тот доверяет). Кроме того, умалчивая информацию, человек, вероятно, действует подобным образом, основываясь на общепринятых морально-этических нормах данного социума. В зависимости от условий коммуникации умышленное умолчание может иметь отрицательный или положительный характер. В случае если речь идет об обмане, намеренном сокрытии информации и пр., происходит очевидное манипулирование сознанием коммуникатора-соперника,

итогда следует говорить о негативных последствиях такого манипулирования для психоэмоционального состояния коммуникаторасоперника. Положительный характер умышленного умолчания заключается в намеренном сокрытии информации, которая может нанести непоправимый вред индивидууму (врач – пациент; близкие друзья; родственникии пр.).

Формы негативного воздействия коммуникации широко представлены в дискурсе PR. Вариативностью методов и способов реализации, безусловно, отличается теледискурс, осуществ-

265

ляемый на аудиовизуальном уровне коммуникации. Приведем в качестве примера отрывок программы «Девчата» (22.10.2010), гость студии – Владимир Соловьев.

Со б ч а к: …Это не Сереженька. А как Вас звать?

Со л о в ь е в: В последнее время как меня только не зовут. Ш е л е с т: Что нужно делать все-таки на первом свидании,

чтобы оно не стало последним.

Со л о в ь е в: На самом деле общение с женщиной довольно простое – ее надо слушать.

Г о л у б: Ее надо слышать, мне кажется.

Со л о в ь е в: Это просто счастье!

Ш е л е с т: Подождите, это с мужской точки зрения. А с женской? Вам не нравится, что делает женщина. Вот, что ты сделала и – просто до свидания!

Со л о в ь е в: Я же птичку сразу вижу. Что ж тратить время ее и свое. Если я чувствую, что птичка не моя, я и не буду на шашлыки возить.

Со б ч а к: Что ж, какими Вы птичками интересуетесь, Владимир Рудольфович?

Со л о в ь е в: К счастью, теми птичками, которыми я интересовался, я заарканил!

Д о в л а т о в а: Ой, молодец!

Со л о в ь е в: Притом, что очень важно, это не только, когда счастье случилось, но и когда счастье заканчивается, сохранить хорошие отношения.

Г о л у б: Сохранили?

Со л о в ь е в: Всегда!

Со б ч а к: Владимир Рудольфович! Вы говорите, надо слушать женщину. А сами так любите поговорить, такой красноречивый человек!

Со л о в ь е в: Ксения Анатольевна! Как Вы все зеркалом да зеркалом! Отнюдь! Это я на работе говорю!

Со б ч а к: А дома молчите?!

Со л о в ь е в: При личном общении я больше слушаю.

Со б ч а к: Молчащий Соловьев… Я даже представить себе такое не могу.

…………………………………………………………………………

266

Со б ч а к: А Вы не завидуете, Владимир Рудольфович, куда пошла государственная награда?

Со л о в ь е в: Во-первых, а у меня есть государственная награда…

Со б ч а к: Еще одна не помешает.

Со л о в ь е в: Ксения Анатольевна, понимаете, это же не нижнее белье, которое коллекционируют. Это заслужить надо! (Довлатовой) Ах, простите, что перебил!

Д о в л а т о в а: Ее бы Вы чем наградили? Смотрите, вот

она!

Со л о в ь е в: Есть небольшая особенность: есть Чапман, которую мы легко и радостно обсуждаем, которая снялась там, снялась здесь. А есть человек, жизнь которого мы не знаем. То, что она сделала, заслуживает награды. Фотосессия заслуживает денежного вознаграждения. Это уже другой вопрос.

Со б ч а к: Почему одно наше издательство, не буду называть, какое, на телеканале «Россия», одна газета, когда пишет о Вас, что Соловьев, считающий себя порядочным журналистом…

Со л о в ь е в: Это очень просто. Это «Коммерсант», это господин Васильев, мне было очень приятно, вел личную войну против меня, после того как я в эфире радиостанции, на которой работал много лет и которую я недавно покинул, сказал правду о том, что я думаю о телевизионных критиках. Рассказал об их страстной любви к другому каналу и чего стоила эта любовь. Вполне четко и конкретно! Потому что знаю, к сожалению, как часто бывают слабы телевизионные критики, как они принимают от разнообразных людей разнообразные подарки. После чего вдруг совершенно неожиданно начинают вырастать те или иные каналы, вдруг начинают нравиться те или иные передачи и как они с любовью об этом говорят!

Со б ч а к: А Вы, конечно, ни от кого, ни подарков, ни денег не принимаете!

Со л о в ь е в: Я не только ни от кого ни подарков, ни денег не принимаю и являюсь единственным журналистом в России, на которого подавали в суд представители Администрации Президента. Меня проверяли все, кто только мог, и ничего не нашли.

Со б ч а к: Вы просто кристально чисты! Это же очевидно!

267

Со л о в ь е в: Я регулярно просто моюсь и отслеживаю свои слова, что не каждому понравится!

Ш е л е с т: Володя, Ксения! Вы только послушайте, как это звучит: острополитическая программа «Девчата»!

Г о л у б: Вот у нас сегодня рейтинг будет, Боже мой! Я поливаю себя водой…

Со л о в ь е в: Аккуратней! Великая актриса не должна утонуть в стакане воды!

Г о л у б: Я не утону, Володя!

Д о в л а т о в а: Она умеет плавать.

Ш е л е с т: Володя, мы также разбирали здесь одно издание – «Эсквайр», которое ставит острые политические вопросы, и вот они составили, ну, это, правда, американское издание, составили список ста самых сексуальных женщин мира. И туда вошли и Юлия Тимошенко, и Наталья Водянова.

Со л о в ь е в: А Олбрайт вошла?

Г о л у б: Олбрайт, of course.

С о л о в ь е в: But, of course!

Ше л е с т: Кто бы, по Вашему мнению, вошел бы в эту сотню…

С о л о в ь е в: Ну, женщины такие разные!

Ше л е с т: Ну, не важно!

Д о в л а т о в а: Согласны ли Вы с Тимошенко?

Со л о в ь е в: Я с Тимошенко сразу согласен! Тимошенко – она прикольная!

Д о в л а т о в а: То есть как женщина она Вам кажется сексуальной.

Со л о в ь е в: Я делал с ней интервью, и, конечно, она – гений, то есть я не говорю о ее политических взглядах, это дело десятое.

Ш е л е с т: Но она – сексуальный гений?

Со л о в ь е в: Ну, конечно, у нее есть такой животный заряд, ведь, верно, что наши политики падали штабелями!

Ш е л е с т: А кого бы Вы выбрали из российских женщинполитиков?

Со л о в ь е в: Мне всегда казалась очень точной, очень стильной Ира Хакамада. Замечательная! Мне казалось, она сей-

268

час меньше занимается политикой, но в общем – молодец! Мне очень нравится, ну, это кому нравится – «Здравствуйте тридцатые!» Это когда смотришь на Государственную Думу и там сидят такие люди – кок – там такие дамы!

Г о л у б: Ну, Володь, так нельзя!

Со л о в ь е в: Хорошо. Говорю совершенно серьезно. Чулпан Хаматова.

Г о л у б: Правильно.

………………………………………………………………………..

Со б ч а к: Да Вы дальтоник! И сами пришли в пиджаке цвета кремлевского ковра!

Со л о в ь е в: Цвет фуксия, что на Вас, был популярен четыре года назад в гардинах! Если Вы никогда не были в Кремле и не знаете цвет ковра…

Со б ч а к: Зато Вы там часто бываете!

Со л о в ь е в: И третий вариант, Ксения Анатольевна. Скажите, если за Вас пишут книги, а Вы даже не успеваете их прочитать и после этого искренне считаете себя специалистом…

Со б ч а к: Я свои книги пишу сама…

…………………………………………………………………………

Со л о в ь е в: Вы часто употребляете слова, смысла которых не понимаете.

Со б ч а к: Вы по-хамски себя ведете.

Со л о в ь е в: Никогда не мешайте даме, которая знает, как себя вести, попытаться упасть на наезженные рельсы. …Дурное воспитание не дает Вам осознать свое место в жизни.

Со б ч а к: Вы недавно говорили, что не судите людей.

Со л о в ь е в: А я и не сужу! Здесь, милочки, я констатирую! …И после этого Вы хотите, чтобы Вас считали дамой.

Со б ч а к: Я не хочу, чтобы Вы меня никем считали.

Со л о в ь е в: А я и не считаю, Вы несчетны, ибо пустые множества не поддаются счету!

…………………………………………………………………………

Ш е л е с т: Мне становится страшно. Я своим поцелуем заткну рот либо Собчак, либо Соловьеву. Выбирайте! Голосуем!

...Московская городская дума! Приезжайте! Заберите Соловьева и Собчак! Да, «03»!

269

Соседние файлы в папке 11-12