Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Уайт Д.М. Индейцы Северной Америки. 2006.pdf
Скачиваний:
134
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
12.75 Mб
Скачать

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

конец был заострен, чтобы шест можно было втыкать в землю. Он был тщательно обернут по всей длине кожей или мехом, и к нему были прикреплены связки из перь­ ев. Воин, конный или пеший, должен был приблизиться в ходе боя к противнику и коснуться его концом «жезла», за что он получал «очки», которые учитывались и высо­ ко ценились тем обществом, к которому воин принадле­ жал. Считалось более доблестным и храбрым сблизить­ ся с противником и поразить его в ближнем бою, чем с большого расстояния. Поэтому, как ни странно это зву­ чит, сразив врага из лука с расстояния 45 м, воин очков за это не получал; в то же время он набирал максималь­ ное количество очков, если ему удавалось дотронуться до противника, а тем более сразить его «жезлом для «ку».

Некоторые воины, чтобы подчеркнуть свою доблесть, шли в бой, взяв с собой лишь «жезл для «ку» — наподо­ бие того, как офицеры британской армии старых времен прогуливались перед противником с бамбуковой тростью. Военные общества Равнин, такие как Лисята или Беше­ ные Псы, специально собирались вместе и решали, какое количество баллов и за что следует присуждать. За ка­ сание или поражение противника «жезлом» начислялось 4 очка; меньше очков начислялось за действия, которые считались менее доблестными. Подсчет «ку» велся во вре­ мя смертельной яростной схватки, бывшей обычно куль­ минацией боевой операции индейцев, и выявлял тех, кто проявлял особые мужество и доблесть, что напоминало поединки между крестоносцами и сарацинами во време­ на Крестовых походов.

СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ

Как мы уже отмечали, военные действия индейцев со­ держали в себе и то, что мы можем назвать определенным «игровым моментом». Крики, например, называли спор­ тивные состязания «младшим братом войны» и считали их очень полезными для молодых индейцев в плане под­ готовки из них настоящих воинов. Индейцы Северной Америки придавали спортивным состязаниям не меньшее значение, чем войне, и перед тем, как посмотреть, что происходило после завершения военного похода, мы сде-

124

ВОИНЫ

лаем небольшое отступление и познакомимся с основны­ ми видами спортивных состязаний, которые были рас­ пространены среди североамериканских индейцев.

Дети индейцев привыкали к играм с детства — в этом смысле они не отличались от детей белых. Они делали плетеные плетки, играли в волчок, крутили обруч, игра­ ли в мяч, бросали метательные кольца. Было также мно­ жество домашних игр, способствовавших развитию ум­ ственных способностей и наблюдательности, в частности шашки и кости (их делали либо из дерева, либо из кос­ ти). Женщины также порой увлекались игрой в кости, что настораживало мужчин, поскольку, увлекаясь игрой, жен­ щины забывали о работе по дому и в поле.

Некоторые виды спорта были вполне традиционными. Это соревнования по бегу, скачки на лошадях, соревно­ вания по гребле на каноэ, а также по плаванию. Кстати, именно индейцы, ежедневно плававшие в водах великих американских рек, изобрели такой стиль плавания, как кроль (когда два американских индейца завоевали меда­ ли на олимпийских соревнованиях по плаванию вольным стилем в конце XIX в., применив кроль, их соперники от­ крыто выражали свое негодование, считая, что индейские пловцы победили «нечестно»). Индейцы также очень лю­ били состязания по стрельбе из лука.

Некоторые наиболее жесткие виды спортивных сос­ тязаний действительно можно было назвать «младшими братьями войны». К ним относились футбол, в который играли с таким же яростным энтузиазмом, как и в сред­ невековой Англии; шинни, или хоккей, где применялись изогнутая клюшка и маленький мячик, а также игра, яв­ ляющаяся индейским изобретением, — лакросс1.

По концам поля устанавливались высокие и широкие ворота, в которые нужно было забить мяч из оленьей кожи при помощи ракеток с натяжением из веревок или сухо­ жилий. В каждой из двух команд зачастую было по не­ скольку сот человек из различных племен, мойети или кланов. Одна команда была выкрашена темным цветом, другая — светлым. Игра сопровождалась громкими кри-

1 Л а к р о с с — своего рода гибрид регби и тенниса; что каса­ ется футбола, то речь идет, естественно, об игре, лишь напоминав­ шей современный футбол.

125

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

ками, многочисленными потасовками, порой переходя­ щими в настоящую «мясорубку», в результате которой многие оказывались с проломленными черепами.

В восточных районах было популярно охотничье со­ стязание — «чанки», известное еще со времен древних охотников. Со склона вниз пускали круглый камень, и каждый участник должен был метнуть копье в то место, где, по его оценке, камень должен остановиться. Выиг­ рывал тот, чье копье оказывалось ближе к остановивше­ муся камню. Ирокезы внесли в игру небольшое измене­ ние: вместо камня, вниз пускался полый деревянный шар, в который нужно было попасть копьем, пока он находил­ ся в движении. Довольно простая мысль, но в то же вре­ мя очень хорошая тренировка на меткость для воинов и охотников.

Самая сложная и необычная из всех спортивных игр, в которые играли индейцы, была распространена на югозападе, причем в нее уже почти не играли, когда здесь впервые появились испанцы. В таких местах, как КасаГранде, столице людей культур хохокам и саладо, и Вупат­ ки1, являвшемся центром родственной им культура синагуа, древними племенами юго-запада были построены про­ сторные площадки для игры в мяч. Они изобрели свою разновидность той игры, которая была распространена у родственных им народов более южных районов во време­ на существовавших там великих цивилизаций и которая там имела глубокий религиозный смысл. Выполненные из глины площадки в Аризоне не могут, конечно, срав­ ниться с сооружениями майя и тольтеков в Чичен-Ице или сапотеков в Монте-Альбане, которые своими разме­ рами напоминают сегодняшние стадионы. С другой сто­ роны, представляется маловероятным, чтобы миролюби­ вые жители юго-запада играли по тем же правилам, что и в древней Мексике, где игра сопровождалась смертель­ ным исходом. Игра там состояла в следующем. Высоко на стене было закреплено каменное кольцо, в которое нуж­ но было послать каучуковый мяч, причем при помощи лишь колен и бедер. Игроки были защищены щитками, как в американском футболе. Когда игра заканчивалась,

1 Сейчас памятник природы в штате Аризона.

126

ВОИНЫ

начинались казни. Одни считали, что казнить нужно про­ игравших, другие — наоборот, поскольку казнь победите­ лей была бы жертвой, приятной и угодной богам. К счас­ тью для спортсменов юго-запада, они принадлежали к племенам, являвшимся одними из самых кротких и ми­ ролюбивых на территории Северной Америки, и до смер­ тной казни дело не доходило.

УЧАСТЬ ПЛЕННЫХ. ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ВОЕННОГО ПОХОДА

Теперь мы должны перейти к весьма мрачной теме. Как бы горько и неприятно это ни было, мы должны ее рассмотреть. Речь пойдет о том, что происходило после окончания военных действий.

Как мы уже говорили, большинство военных операций индейцев были ограниченными по масштабу; они пред­ ставляли собой своего рода серию уколов, и лишь изредка ставилась задача полного уничтожения противника. Сред­ ний индеец был вполне удовлетворен небольшими стыч­ ками, в ходе которых он мог проявить себя и воспользо­ ваться плодами этого; он не стремился к крупномасштаб­ ным сражениям и длительной военной кампании. Для последнего требовалось много людей, средств и оружия, которых у большинства племен не было. Лишь некоторые племена могли себе позволить роскошь вести крупномас­ штабные военные кампании. В то же время почти каж­ дое племя могло похвастать хотя бы одной полномасш­ табной и громкой победой над одним из своих основных противников. Также следует иметь в виду, что далеко не все племена были миролюбивыми и жили по принципу «живи и давай жить другим». Некоторые отличались во­ инственными и агрессивными наклонностями и никак не вписывались в порой создаваемый образ индейца как «бла­ городного дикаря, обитавшего на райской земле». Не­ которые индейские племена творили просто ужасающие зверства после победы над противником и захвата его по­ селения. Никаких правил или договоров относительно того, как относиться к побежденным, не было; грабежи, изнасилования и массовые убийства были в порядке ве-

127

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

щей. Воины победившей стороны становились буквально обезумевшими. Удовлетворив среди пылающих жилищ свои животные инстинкты, победители приступали к сня­ тию скальпов. Эта процедура была распространена прак­ тически повсеместно: на голове делался надрез, после чего волосы выдирались вместе с кожей. Некоторые ка­ лифорнийские племена вместо снятия скальпа отрезали голову; на юго-востоке отрезали руку или ногу. Индей­ цы западных плоскогорий просто срезали волосы; другие удовлетворялись захваченными у врага одеждой и оружи­ ем. Тем не менее практически все воинственные племена снимали скальпы и хранили их. На юго-востоке считалось особой доблестью добыть скальп женщины, поскольку для этого нужно было проникнуть в самый центр вражеско­ го лагеря. Снятый скальп тщательно высушивали и поме­ щали на особо украшенное специальное приспособление. В конце концов его вешали на специальный шест; либо же он хранился в доме самого воина, либо в святилище; воин мог также украсить им своего коня, боевую дубин­ ку, отдать помощнику или передать в военное общество, членом которого он состоял.

Фактически каждое племя брало пленных; кто-то брал в плен только мужчин, кто-то — только женщин. Лишь немногие племена, подобно индейцам санпойл из райо­ на западных плоскогорий, считали унизительным и недо­ пустимым лишать людей свободы. К счастью, к пленным женщинам и детям почти везде относились хорошо. Они достаточно безболезненно приживались в семье или роде захватившего их в плен воина. Индейский воин был же­ сток и безжалостен лишь в самый первый момент после победы, находясь в состоянии сильного возбуждения; позже, успокоившись и поостыв, он был гораздо более терпимым и рассудительным. К тому же вследствие отсут­ ствия деления на классы и касты он не считал никого ниже и «недостойнее» по социальному положению по срав­ нению с самим собой. Часто пленники так привыкали к жизни на новом месте, что не хотели возвращаться до­ мой, даже когда предоставлялась такая возможность. Это относилось даже и к попавшим в плен белым. Ниже мы приводим интересное свидетельство о том, как индейцы возвращали пленных американцев, которых их вынудили вернуть.

128

ВОИНЫ

«Они доставили своих обожаемых пленников и пере­ дали их начальнику американского военного лагеря с ве­ личайшим сожалением, проливая над ними потоки слез

искорбя о предстоящей разлуке. Все время пребывания в американском лагере они старались окружить их тем же вниманием и заботой, как и тогда, когда они находились в индейских семьях. Их навещали каждый день, предла­ гая кукурузу, шкуры, лошадей и все, что могло бы быть им полезным. Когда же американцы снялись с лагеря, не­ сколько индейцев взяли разрешение на временное отсут­ ствие в племени, чтобы сопровождать бывших пленников

изаботиться о них в пути, охотиться и снабжать их про­ довольствием. Дети, которые попали к индейцам в ран­ нем детстве и фактически росли в племени, не выказы­ вали каких-либо признаков радости по поводу предстоя­ щего воссоединения с родителями или родственниками. Были случаи, когда даже некоторые взрослые пленные не хотели возвращаться назад. Индейцам пришлось связать некоторых пленных и доставить в американский лагерь; некоторые бывшие пленницы впоследствии бежали и вер­ нулись в индейское поселение. Те же, кто знал, что бежать не смогут, не могли оторваться от индейцев при проща­ нии и потом в течение многих дней горько оплакивали разлуку».

Следует отметить, что пленных брали не только ин­ дейцы. Так, одно время не менее 6000 навахо и апачей находились в плену у англичан и мексиканцев, кото­ рые, согласно источнику, датируемому XIX в., высо­ ко ценили индейцев за их «покладистость, ум, светлый цвет кожи, а также чувственность и сладострастность их женщин».

Можно сказать, что воинам, проигравшим сражение, погибшим в бою и скальпированным, повезло по срав­ нению с теми, кто попал в плен. Участь последних была незавидной. Уже по пути в лагерь победителей они под­ вергались побоям и унижениям. Ирокезы, например, брали в поход специальные кожаные ремни, чтобы свя­ зывать ими пленных; во время каждого привала по пути домой пленных избивали. По возвращении отряда все жители ирокезского поселения выстраивались с дубин­ ками у входа в поселение и пленников прогоняли сквозь строй. Затем часть пленных распределяли среди семей

129

ДЖ.М. УАЙТ. ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

воинов, погибших в этом походе. Судьбу остальных ре­ шали женщины поселения, которые указывали, кого каз­ нить, а кого оставить в живых. Казнь была долгой и му­ чительной. Пленным наносили порезы шипами; вырыва­ ли куски мяса раскаленным железом и съедали у них на глазах. Главными палачами были женщины, которые не только сами мучили пленных, но и подталкивали к это­ му детей. Пленных подвергали пыткам и издевательствам в течение нескольких дней; если человек терял сознание от боли, его снова приводили в чувство. Когда все было кончено, ирокезские воины съедали сердца умерших, а различные части тела отдавали соплеменникам. Кри­ ки, как и ирокезы, считали, что, съедая сердце умер­ шего человека, они забирают его силу; их женщины так­ же принимали участие в пытках и издевательствах над пленными.

Может вызвать недоумение, что осейджи, которые в других вопросах вели себя вполне цивилизованно, под­ вергали пленных самым ужасным испытаниям; в то же время не кажется удивительным, что у их соседей — нат¬ чезов, управляемых высокомерным и жестоким сослови­ ем, пленных заставляли плясать несколько дней и ночей перед храмом правителя Великое Солнце, а затем при­ вязывали к столбу и сжигали заживо. Увы, до создания Красного Креста и подписания Женевской конвенции неподобающее, а то и прямо бесчеловечное отношение к пленным было в порядке вещей. Практически при всех древних цивилизациях, включая те, которые считались самыми просвещенными и высококультурными, пленных не считали за людей. Однако никто из индейцев не из­ девался над побежденными с таким жестоким и отвра­ тительным наслаждением, как апачи и команчи. Апачи, единственные, следует подчеркнуть, из племен юго-запа­ да, занимались такими вещами, как кастрация живых и мертвых; привязывание на муравейник; сдирание кожи с живого человека; распятие при помощи шипов кактуса; подвешивание вниз головой над огнем, а также привязы­ вание к кактусу в качестве мишени для поражения стре­ лами. Что касается команчей, то те сначала убивали де­ тей, потом насиловали женщин, после чего либо сажали их на кол, либо бросали посреди пустыни, перерезав ахиллово сухожилие. Затем они приступали к уничтоже­

130

ВОИНЫ

нию пленников-мужчин: убивали медленно и методично, лишая тело жизни сантиметр за сантиметром.

Возвращение отряда из похода в родное поселение так­ же представляло собой определенную процедуру, как и от­ бытие. Если поход был успешным, то воины триумфально входили в поселение; в случае неудачи или чрезмерных по­ терь, они долго бродили вокруг поселения, прежде чем ре­ шиться тихо и незаметно в него войти.

Если была одержана победа и потери составляли не­ сколько человек, то сначала в течение трех-четырех дней соблюдался траур по погибшим, а затем уже начинали праздновать победу. Однако в случае полного и безого­ ворочного успеха, который можно было считать настоя­ щим триумфом, праздновать начинали сразу же; в этом диком и необузданном веселье принимало участие все по­ селение: люди пировали, пили, пели и плясали до полно­ го изнеможения. Затем награждали победителей. Разда­ вались особые знаки отличия, и наносились почетные та­ туировки, объявлялось о повышениях и присвоении бо­ лее высоких рангов, как по линии военной организации племени, так и внутри военных обществ. Происходило распределение добычи и трофеев, а руководитель успеш­ ного военного похода одаривал из своей доли особо от­ личившихся воинов и давал им части своей одежды, что­ бы они включили их в свою священную связку. С дру­ гой стороны, если кампания закончилась поражением или сложилась неудачно, ее руководитель мог быть отдан под трибунал, получить предупреждение, понижен в дол­ жности или даже казнен; последняя мера применялась у осейджей.

Теперь было целесообразно заключить мир, и в лагерь противника направляли специальных посланников, снаб­ женных охранным свидетельством, которые должны были передать врагу приглашение прислать парламентеров для заключения мира на приемлемых для сторон условиях. По окончании переговоров заключался мирный договор, который скреплялся раскуриванием племенной трубки мира; она наряду с трубкой войны входила в состав лич­ ных знаков отличия верховного вождя племени. Исполь­ зование личной трубки вождя считалось одновременно и гарантией, и знаком искренности и доброй воли как со стороны вождя, так и всего племени.

131