Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
11
Добавлен:
19.03.2015
Размер:
469.88 Кб
Скачать

Глава 9. Легкая смерть ?

251

с помощью жизнеобеспечивающей аппаратуры. Практически все христианские мыслители признают, что повреждение ствола голов­ного мозга может приравниваться к смерти и искусственное под­держание жизни может быть приостановлено.

Однако в случае ХВС мозг продолжает работать. При этом от­четливо регистрируется активность корковых структур. Периоды сна сменяются бодрствованием. Взаимосвязь между мозговыми струк­турами нарушена, но дать точный прогноз невозможно, и потому врачи не могут сказать, как долго продлится такое состояние. Судя по всему, человек продолжает жить, но мы не можем связаться с ним, чтобы узнать, что он испытывает, находясь в таком состоянии.

Хроническое вегетативное состояние нужно отличать от другой ситуации, при которой сохраняется связь с пациентом. Приведу пример. Восьмого декабря 1995 г. Жан-Доминик Боби, сорокадвух­летний редактор французского журнала «ЕПе», возвращаясь домой, перенес обширный инфаркт и впал в кому. Через три недели, когда к нему вернулось сознание, он обнаружил, что полностью парали­зован и утратил способность говорить. Единственное, что он мог делать, — это поднимать веко левого глаза. Несмотря на то что его состояние внешне и было похоже на ХВС, в данной ситуации пра­вильным был бы другой диагноз — редкое состояние, известное как «синдром окружения». К счастью, в этом случае обошлось без ошибок.

При помощи простого кода, пользуясь движением верхнего века, Боби, преодолевая огромные трудности, букву за буквой продикто­вал историю о том, что с ним произошло. В 1997 г. во Франции вы­шла его книга, которая быстро стала бестселлером. «Водолазный ко­локол и бабочка» рассказывает о том, каково сознанию быть зако­ванным в парализованное тело. Он считал свое неподвижное тело водолазным колоколом, к которому была прикована «бабочка» — его парящий разум и воображение. Наблюдатель, рассматривая со стороны парализованное тело, мог бы посчитать, что этот случай вполне подходит для эвтаназии. Но Боби не просил о смерти, он жаждал жить, помнить, поддерживать связь с внешним миром, лю­бить свою семью и детей.

В основе диагноза ХВС лежит вывод, что глубокое коматозное состояние и отсутствие реакции на внешние стимулы является по-стояннымт. Однако многие невропатологи указывают на ряд труд-

ностей при постановке правильного диагноза и определения сро­ков выздоровления. Диагноз ХВС отличается от большинства дру­гих. Скорость восстановления функции головного мозга после се­рьезных травм у разных людей отличается и зависит от характера и сложности повреждений. Если работа мозга восстанавливается бы­стро, то мы выставляем диагноз «сотрясение головного мозга». Если выздоровление затягивается на недели или месяцы, то это состоя­ние считается «продолжительной комой». Диагноз ХВС ставится только в том случае, если состояние не меняется в течение произ­вольно установленного срока в двенадцать месяцев. Однако доку­ментально зафиксированы случаи выздоровления и позже указан­ного срока, завершавшиеся практически полным восстановлением функций даже после четырех лет нахождения в этом состоянии. Но с каждым месяцем шансов на выздоровление становится все мень­ше и меньше. Доктор Кит Эндрюс, консультант Королевского ин­ститута невропатологии, пожалуй, обладает самым богатым в Вели­кобритании опытом по лечению взрослых с подобной патологией. Он отмечает, что диагностика ХВС трудна, требует соответствую­щих навыков, длительного изучения больного, которое иногда мо­жет длиться месяцами, и учета тяжести состояния (здесь нужно сде­лать оговорку, что случай Тони Бланда был одним из самых слож­ных примеров ХВС). В «British Medical Journal» был опубликован отчет доктора Эндрюса286, в котором говорилось, что среди боль­ных, которые поступили к нему в клинику с ХВС, в 42% случаев диагноз был выставлен неверно. Одиннадцать из сорока трех паци­ентов с диагнозом ХВС пришли в сознание и десять из одиннадца­ти смогли общаться со своими родственниками. Четверо смогли научиться самостоятельно есть и двое вернулись к самостоятельной жизни, справляясь с повседневными занятиями без посторонней помощи. Доктор Эндрюс считает, что всем пациентам с тяжелыми мозговыми травмами необходимо дать шанс пройти специальную реабилитационную программу.

Можно ли назвать искусственное питание лечением?

Статус искусственного питания — важнейший пункт в лечении больных ХВС. ХВС отличается от остальных заболеваний тем, что поддержка жизнедеятельности организма не требует активного вме­шательства технологии. Больные способны дышать, переваривать

252

На грани жизни и смерти

Соседние файлы в папке Д.Уайатт