Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
94
Добавлен:
11.03.2015
Размер:
41.96 Кб
Скачать

Роль идеологии в интенсивном развитии при режиме государственной собственности на примере толерантных стран.

Так как быть с фактами, которые все знают? Мы знаем о существовании «шарашек» в СССР, которые создавали удивительные изделия. Некоторые похожие организации существовали в нацистской Германии, хотя и не были так распространены, как в СССР. Как это объяснить? Один из лучших специалистов по теории институциональных изменений Дуглас Норд специально занимался изучением этих случаев. Вывод, к которому он пришел: поскольку мы имеем дело с человеческими сообществами, есть такой тип институтов, как идеология. Институты имеют значение вообще, а идеология как институт имеет значение в частности. Если вам удается создать интенсивную, консенсусную идеологию в обществе, широко разделяемую, вы можете некоторое время «плыть против течения». Сколько? Норд утверждает, что не больше 10-12 лет. Потому что после того, как начинается размывание идеологии, система довольно быстро начинает разлагаться из-за оппортунизма агентов, а в государственном режиме все – агенты, из-за ограниченной рациональности. Поэтому есть периоды, когда государственный режим собственности, в том числе тоталитарный, в состоянии давать интеллектуальные и интенсивные результаты, но только до тех пор, пока работает институт идеологии.

Режим частной собственности. (45.31) Две загадки частной собственности: объяснение Ф. Хайеком роли скрытых знаний в развитии собственности на примере хозяйства (46.30) и Де Сото роли нелегальной частной собственности в ограничении экономического развития, и влияние ее легализации на экономический рост. (50.33)

Режим частной собственности исследовался почти 300 лет. Но вторая половина 20 века преподнесла две загадки про частный режим собственности. С одной стороны, он очень легко определяется. Частный режим - это когда объекты специфицированы, права собственности специфицированы за отдельными лицами. Кажется, ограничения и преимущества понятны. На первый взгляд, ограничения связаны с тем, что трудно проводить мобилизацию активов, собирать их достаточно большие массы, в отличие от государственного заёма; с другой стороны, здесь есть сильная мотивация, человек это делает сам. Но вот два примера того, какой это загадочный режим.

Объяснение ф. Хайеком роли скрытых знаний в развитии собственности на примере хозяйства.

Первый связан с известным экономистом, лауреатом Нобелевской премии Фридрихом Фон Хайеком. В 50-е годы 20 века экономисты в разных направлениях спрашивают, как они себе представляют, какие режимы собственности к концу 20 века будут преобладать? И кейнсианцы, и неокейсианцы, и неоклассики, и марксисты, и неомарксисты говорили: «Государство». Причины тому - дорогостоящий технический прогресс, большие издержки создания крупных систем, необходимость мобилизации ресурсов. Был один человек, который говорил, что преобладать будет частный режим. Это был Фридрих Фон Хайек. Когда в конце 70-х - начале 80-х произошла революция в телекоммуникациях, резко пошел процесс расширения частного режима. Но у Хайека был не просто прогноз, у него было объяснение, которое касалось такого явления, как скрытые знания. Берем аграрный сектор и сельское хозяйство. Там крестьянин знает, что в апреле на его поле вода скапливается в одном месте, а копать нужно вот от этого места, засевать нужно, когда на этом дереве листочек расправится. Если же попробовать знания, которые у крестьянина есть, превратить в открытые знания и кому-нибудь передать, нужно учесть, что крестьянин не учился переводить свои знания в какую-либо форму. Это значит, что вы должны к нему прислать не только людей, которые владеют агротехникой, но и психолога, который будет у него все узнавать, он же будет говорить: «Я не знаю», а сам он использует эти знания легко и просто. Получаются очень высокие трансакционные издержки превращения скрытого знания в открытое. А зачем его превращать в открытое, если человек действует сам? Ровно то же самое касается условий информационной революции. Если информация становится очень важным фактором, если индивидуальная интеллектуальная активность становится источником продукта, то начинает работать то, что предсказал фон Хайек – скрытые знания. И поэтому вперед идет сам индивид, или группа, которая что-то ищет, а потом они, может быть, продают это большой компании, для того, чтобы был использован эффект масштаба, был эффект тиражирования, устойчивые связи… Поэтому оказалось, что частная собственность обладает не только свойством мотивировать и ограничением по возможности мобилизации ресурсов, она не безразлична к объекту, определенные объекты очень хорошо развиваются в частном режиме, потому что они не требуют издержек вытаскивания этого объекта из человека, они работают прямо в самом человеке.

Соседние файлы в папке referativnoe_izlozhenie_videolektsy_A_A_Auzana