Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
новые тексты+спецкурс Г. / Новые тексты / Доллар-глобализация.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
331.78 Кб
Скачать

Этап "вашингтонского консенсуса" (1989 – 2001)

А.Володин отметил существенное: "Вашингтонский консенсус", действительно, знаменовал собой смену вех в политическом мышлении элит на Западе и на Востоке. Вера во всесилие рыночного механизма, в подавление инфляции, небрежение к проблемам занятости – эти и другие факторы составили, так сказать, философскую основу и глобализации, и модернизации".Аналитик М.Вулф отметил:"Нашу эпоху формировали… отказ Китая от плановой экономики и переход на рыночные принципы при Дэн Сяопине, развал Советского Союза в период с 1989 по 1991 годы, конец индийской политики, ориентированной на внутренний рынок после 1991 года. Провал системы центрального планирования, конец холодной войны и, прежде всего, присоединение миллиардов новых участников к процессу глобализации мировой экономики. Вот поворотные моменты нашей эры".

Выдающийся экономист Джеймс Кеннет Гэлбрейт выделил существенное: "Доктрина, известная под названием "Вашингтонский консенсус", была по своему характеру неким символом веры глобализации. В ней отразились уверенность в том, что рынки действуют эффективно, что отсутствует потребность в их управлении со стороны государства, что между бедными и богатыми не существует конфликтных интересов, что дела идут наилучшим образом, если в них не вмешиваться... На самом же деле верно то, что бедные, т.е. подавляющая часть населения большинства стран мира, должны ежедневно питаться. Хорошей будет та политика, которая гарантирует, что они смогут это делать, при этом постоянно должно обеспечиваться улучшение рациона питания, жилищных условий, системы здравоохранения, других материальных условий жизни. Плоха та политика, которая прямо или косвенно провоцирует нестабильность, создает проблему с потреблением продуктов питания по соображениям эффективности или либерализма либо даже свободы. Стремление к конкуренции, дерегулированию, приватизации и открытым рынкам капитала в действительности подорвало экономические перспективы многих миллионов беднейших людей в мире. Так что такая политика - просто наивная и неправомерная кампания. Она по-настоящему угрожает безопасности и стабильности в мире, поскольку подрывает основы обеспечения самих себя хлебом насущным..."

Большинство аналитиков считают датой возникновения "вашингтонского консенсуса" 1989 год. Именно в это время данный концептуальный формат презентовал Д.Вильямсон. А.Салицкий отметил: "Выражение "Вашингтонский консенсус", появившееся в конце 80-х годов, похоже, уходит в политическое небытие. Автор этого выражения, Джон Вильямсон (экономист Института международной экономики в Вашингтоне) включал в него макроэкономическую стабилизацию, микроэкономическую либерализацию и открытие внутреннего рынка. Эти меры предписывались с 80-х годов МВФ тем развивающимся странам, которые, попав в долговую петлю, остро нуждались в валютных кредитах фонда. Затем выражение "Вашингтонский консенсус" приобрело политический оттенок – для одних как символ победы в "холодной войне", для других – как навязываемая Соединенными Штатами политика "минималистского государства" и монетаризма".Известный российский аналитик С.Егишянц так иронично позиционировал "Вашингтонский консенсус":"Это комплекс джентльменских соглашений, выработанных... совместно мировыми финансовыми организациями и ФРС США с тем, чтобы постепенно отменить меры, принятые государствами по регулированию деятельности финансовых рынков, и со временем добиться полной либерализации действий для этих рынков. "Вашингтонским консенсусом" эти соглашения назвал один из авторов, американский экономист Джон Вильямсон - и хотя потом он многократно пытался объяснить, что его неправильно поняли, было уже поздно".

Широкий круг экспертов связывает "Вашингтонский консенсус" с глобализацией. А.Чесноков отметил: "Символично, что накануне программной политической презентации глобализации был принят экономический план — программа "Вашингтонский консенсус". Соглашение подразумевало открытость рынка, стандартизацию и свободу экономической деятельности в отдельных странах, настаивая на уменьшении влияния и лояльности государства по отношению к экономическому сектору и к желающим выйти на мировое экономическое поле. Свою важнейшую роль здесь сыграли единая валюта (курс и существование которой зависит от ФРС) и развитие виртуальных финансовых рынков".Смысл воплощения в жизнь "Вашингтонского консенсуса" сформулировал К.Панкратов:"Сущность догмы под названием "Вашингтонский Консенсус" (если убрать несколько слоев пропаганды) состоит в том, что самой важной экономической задачей правительства должно быть ублажение и приспособление к интересам финансовых рынков - "этих чертовых биржевых спекулянтов", выражаясь словами самого Клинтона. Откройте все двери, продайте все самым крупным транснациональным корпорациям, при первых признаках бури махните рукой на процентные ставки и занимайте еще - под более высокие проценты. И держите при себе побольше "рыночных реформаторов", чтобы умасливать МВФ и биржевых спекулянтов".

Таким образом, мы можем с вами отметить, что данный этап глобализации наиболее четко формализуется в концептуальном аспекте.

Признаем, что 1989 год можно считать вехой в новейшей глобальной истории человечества не только потому, что  именно в этом году появилось словосочетание "вашингтонский консенсус". С 1989 годом связаны еще ряд ключевых событий. Важнейшие из них - падение Берлинской стены и завершение "холодной войны". Можно вспомнить и заявление организаторов Нобелевской Конференции 1989 года, озаглавленной вполне откровенно – "Конец Науки".В нем, в частности, говорилось:"Поскольку мы занимаемся изучением мира сегодня, нас не покидает все более острое ощущение того, что мы подошли к концу науки, что наука, как некая универсальная объективная разновидность человеческой деятельности завершилась". Можно вспомнить и события на площади Тяньаньмэнь, продемонстрировавшие волю руководства Китая противостоять негативным эффектам глобализации, демократизации и вестернизации.

Отметим, что многие аналитики позиционируют 1989 год, как переломный. Ги Верхофстадт, премьер-министр Бельгии в 1999–2008 годах, выделяет следующие "поворотные моменты"в истории человечества:"1989-й, когда пала Берлинская стена и рухнул "железный занавес"; 1944–1945 годы – окончание Второй мировой войны, создание Организации Объединенных Наций, подписание Бреттон-Вудских соглашений, начало фанатичной гонки двух новых сверхдержав за превосходство; 1919, 1814–1815 и 1648 годы, когда соответственно был заключен Версальский мирный договор, состоялся Венский конгресс и подписан Вестфальский мир. Все это вехи, ознаменовавшие завершение одной эпохи и возвестившие о наступлении новой эры в истории человечества".Олег Гаврилишин, научный сотрудник Центра международных исследований им. Мунка (Munk Center for International Studies) при Торонтском университете, презентовал следующее видение:"9 ноября 1989 года рухнула Берлинская стена. Это судьбоносное историческое событие знаменовало собой завершение коммунистического эксперимента и близкий конец советской империи, стало символом окончания "холодной войны", освобождения миллионов людей от власти авторитарного государства, державшего их в изоляции от остального мира, и избавления экономики коммунистических стран от пут социалистического централизованного планирования". 3 декабря 1989 года Генеральный секретарь ЦК КПСС М.Горбачев заявил во время встречи с президентом США на Мальте:"Мы настроены на мирные отношения с США. И именно, исходя из этой предпосылки, предлагаем трансформировать нынешнее военное противостояние".3 декабря 1989 года многие аналитики считают датой окончания "холодной войны" между "Востоком" и "Западом".

Широкий круг аналитиков считают временем окончания "холодной войны" 10 часов 45 минут 25 декабря 1991 года - прекращение существования СССР, а действия М.Горбачева – "актом о капитуляции СССР в холодной войне". Военный аналитик Л.Ивашов убежден:"Холодная война носила глобальный характер, и наступивший после ее завершения период является периодом закрепления победителями результатов глобального масштаба, то есть утверждения мирового господства".Для нас важно осознать, как это отразилось на процессе глобализации.

И.Бощенко презентовал особенности расширения "долларовой системы": "К концу 80-х годов сфера роста западной экономики базирующейся на ссудном проценте подошла к пределу своего роста, т.к. прямое военное расширение из-за ядерного сдерживания было невозможно, то начались кризисные явления, которые выразились в кризисе 1991-го года ... в США. Дело в том, что дефицит бюджета и угрожающие финансовые показатели привели в 1991-м году к массовым беспорядкам в США и вся система базирующаяся на ссудном проценте была на грани краха. Но судьба преподнесла подарок, второй центр рухнул "сам собой", высвободив огромное экономическое пространство, пригодное для освоения долларовой системой. Этого пира хватило ровно на 10 лет, и вновь, когда система ограничилась в росте, начались кризисные процессы и обвал фондовых рынков в марте 2001-го. Вновь замаячила угроза глобального кризиса системы базирующейся на ссудном проценте, в это время существовало ещё несколько зон, которые мешали расширению долларовой зоны, это Ирак и Афганистан, Иракский лидер договорился до того, что отказывался продавать нефть за доллары, таким образом, сужая экономическое пространство обращения доллара не только у себя, но и у импортеров его нефти. Наказание последовало в марте 2003, другим поддерживающим фактором для США стало открытие больших рынков дешевой рабочей силы в Китае, Индии, Индонезии. Но и этот ресурс оказался конечным. Моноэкономическая система, базирующаяся на ссудном проценте охватила всю планету Земля. Система подошла к физическому пределу своего роста. Это значит, что экспансия и расширенное воспроизводство более уже не возможно, как бы кто-то не старался, но придётся банкротить тех, кто не обеспечивает самой высокой прибыли".

В 1990 году японский исследователь К.Омае предположил: "В эру глобализации все главные процессы оказываются подчиненными либеральному рыночному пространству. Наступает новая эпоха в истории человечества, когда традиционные нации-государства теряют свою естественность и становятся непригодными как партнеры в бизнесе".Признаем, что предположение К.Омае о латентной десуверенизации национальных государств оказалось близко к истине. Более того, ослабление суверенных государств проходило и в формате торжества"общечеловеческих ценностей",источником которых является Всемирная декларация прав человека 1948 года.

Т. де Монбриаль, директор Французского института международных отношений (IFRI), отметил следующее: "Суть экономической реальности, называемой глобализацией, заключена в финансовой сфере. Свобода перемещения капиталов росла по мере развития информационно-коммуникационных технологий и преодолевала границы, стирая одновременно различия между формами вложения капитала и частной собственности, на которых прежде основывались монетарные системы и экономические теории. 1990-е были отмечены крупными сделками. На фоне появления частных акционерных капиталов (private equity) и хедж-фондов (hedge funds) происходили глубокие изменения в процессах слияния и приобретения компаний, успех которых в большей степени зависел от конъюнктуры на все более нестабильных финансовых рынках. По коммерческим соображениям самые крупные предприятия могут сегодня в одночасье сменить владельцев, оказаться поделенными на несколько более мелких фирм или же, напротив, стать частью большой компании".

М.Делягин делает вывод: "Мир должен подчиняться одной идеологеме".Для широкого круга аналитиков и экспертов "вашингтонский консенсус" – это, действительно, нечто из разряда"религия – идеология".Г.Вельяминов отметил следующее:"Будучи своего рода вероучением, неолиберализм окружен ореолом сакральности: бог этой "религии" – Капитал; храм – свободный рынок. Есть и свое евангелие – так называемый "Вашингтонский консенсус" Этот термин, введенный в политический обиход в конце прошлого века экономистом Джоном Уильямсоном, служит для обозначения лишь виртуального консенсуса великих мира сего, принимающих в отношении более уязвимых стран и сообществ важнейшие решения, которые реализуются через международные учреждения, в основном подконтрольные Соединенным Штатам".

Этап "вашингтонского консенсуса" был завершен 11 сентября 2001 года. Отметим, что предшествовало приходу crush-глобализации. "Business Week" писал в конце 2000 года: "Головокружительные дни глобализации прошли. Если некогда считалось, что простое распространение рынка уничтожит бедность, уничтожит диктатуры и объединит разные культуры, то сегодня одно упоминание глобализации вызывает озлобление, разногласия и упреки... Отчаяние вытесняет эйфорию; оборона сменяет триумф. Волны протеста свидетельствуют о растущих сомнениях в способности глобализации творить добро"(06.11.2000). В это время появились сотни публикаций о постглобализации, о которых сегодня забыли, так как процесс распространения демократии и общечеловеческих ценностей, маркирующих процесс глобализации, принял новые агрессивные формы.

Американская экономика вступила в рецессию 1 декабря 2007 года, заявила экспертная комиссия Национального бюро экономических исследований (National Bureau of Economic Research - NBER). Данная частная неправительственная организация, объединяющая ведущих экономистов, следит за хронологией бизнес-циклов в США. По данным NBER, в прошлый раз американская экономика переживала рецессию в марте-ноябре 2001 года. Я.Бутаков отметил, что"теракты реального или мифического Бен-Ладена состоялись как нельзя более кстати для реализации США своих новых глобальных геостратегических планов. В данном случае – для присутствия в Центральной Азии и для подготовки последующего вторжения в Ирак". Аналогичной позиции придерживается С.Батчиков:"Глобализация под эгидой Запада генерирует хаос, но не может создать аттракторы, которые втягивали бы этот хаос в структуры желаемого порядка. Глобализованный мир столкнулся с выделяемыми им же "антителами". Террористический ответ на террор Нового мирового порядка питается ненавистью всего многообразия социальных и культурных идентичностей, которые репрессированы и унижены нынешней глобализацией". Батчиков считает:"Глобализация – новый тип войны, причем участь потерпевших поражение в этой войне будет ужасной".

Вышеизложенное позволяет нам связать между собой два следующих друг за другом этапа глобализации.