Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

leonardo1

.pdf
Скачиваний:
72
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
4.98 Mб
Скачать

в себе образы всей вселенной? О великое явление, чей ум в со­ стоянии проникнуть такую сущность! Какой язык в состоянии изъяснить такие чудеса? Явно никакой. Это направляет чело­ веческое размышление к созерцанию божественному.

328 С. А. 119 v. а.

Смотри же, читатель, чему можем мы верить у наших древних, которые хотели определить, что такое душа и жизнь, вещи не­ доказуемые, тогда как то, что всегда может быть ясно познано и доказано опытом, было в течение стольких столетий незнае­ мо и ложно истолковываемо. Глаз, который столь ясно раскры­ вает в опыте свое служение, до моих времен был бесчисленны­ ми авторами определяем одним способом; я путем опыта на­ хожу, что он иной.

329

С. 12 г.

Из вещей одинаковой величины, белизны, площади и длины та, которая имеет поверхность более плоскую, будет казаться больших размеров.

Железо равномерной толщины, раскаленное в одной поло­ вине, это доказывает, так как раскаленная его часть кажется более толстой, чем остальная.

Плоскую. — Почему Леонардо говорит о плоской поверхности, неяс­ но. Рихтер читает chiara — светлая, но оригинал не дает для этого оснований.

330 К. 120 [40] v.

Если глаз находится между двумя конями, бегущими к цели параллельным бегом, будет ему казаться, что они бегут, на­ правляясь друг к другу.

304

Сказанное происходит оттого, что изображения коней, за­ печатлевающиеся в глазу, движутся по направлению к центру поверхности глазного зрачка.

331

Когда птица летит по линии равновесия, тогда кажется, что чем более она приближается к глазу, тем более поднимается.

Пусть gh будет линия равновесия; птица пусть движет­ ся по линии ges, и глаз пусть будет п; я говорю, что изображе­ ния птицы поднимаются на всех стадиях движения и на вся­ кой стадии высоты в зрачке, так что кажется глазу, будто пти­ ца поднимается.

Этот и предшествующий отрывок показывают, что Леонардо инте­ ресовался не только статической перспективой, но и законами зри­ тельного восприятия движений. Практические интересы авиации и наблюдений над птицами сказываются и здесь.

S52

С. 7 v.

Глаз более удержит и более сохранит в себе подобия тел свет­ лых, чем темных. Причина та, что сам по себе глаз — высшая темнота, и так как подобное в подобном не выделяется, то ночь и другие темные вещи [не] могут быть сохранены или позна-

ны очами; свет совершенно наоборот, чем более выделяется, тем более изменения и разнообразия вносит в привычную тем­ ноту глаза, отчего оставляет по себе запечатленным подобие свое.

533 А. 26 v.

Всякое быстро движущееся тело кажется окрашивающим свой путь своим цветом. Молния, раздирающая темные тучи, бы­ стротой движения своего походит на светящегося змея. Дай го­ ловне круговое движение, круг ее покажется тебе огненным. Это связано с тем, что впечатление более быстро, нежели суж­ дение. При переходе от света к тени последняя кажется более темной, пока глаз не потерял впечатления света.

334 Т. Р. 243.

Воздушная синева рождается от телесной плотности освещен­ ного воздуха, находящегося между верхним мраком и землею. Воздух сам по себе не обладает качеством запаха, ни вкуса, ни цвета, но вбирает в себя подобия предметов, которые располо­ жены за ним; и тем более прекрасного синего цвета он будет, чем больший будет позади него мрак, если только не будет он слишком большого протяжения и не слишком плотной влаж­ ности. И на горах, в которых больше всего тени, видна с дале­ кого расстояния наиболее прекрасная синева, и где она (ropaj освещена наиболее, там больше кажет она цвет горы, чем цвет синевы, приданной ей воздухом, который располагается меж нею и глазом.

Этот отрывок с немецким переводом Гете поместил в своем «Учений о цветах» как одно из свидетельств в пользу правильности своей те­ ории.

306

SS5

F. 67 v.

О радуге. Радуга порождается ли глазом, т. е. закругленность ее, или солнцем посредством тучи?

Зеркало принимает лишь образы видимых тел, и образы не возникают без этих тел; отсюда, если такая радуга видима в зеркале и к нему стекаются образы, берущие начало в этой ра­ дуге, следует, что дута эта родится от солнца и тучи.

[На полях] Если два металлических шара посылают сол­ нечные лучи в темное место, то брызгаемая вода произведет дугу-ириду длинной формы.

Радуга видима в мелких дождях теми глазами, у которых солнце сзади и туча спереди, и всегда воображаемая линия, идущая все прямо от центра солнца, проходя через центр гла­ за, кончится в центре дуги. И такая дуга никогда не будет ви­ дима одним глазом в том же месте, в каком видит ее другой; бу­ дет видима она во стольких местах тучи, где рождается, сколь­ ко есть глаз, ее видящих. Следовательно, эта радуга вся во всей туче, в которой рождается, и вся в каждом из мест, где может оказаться [видимой], и так будет казаться большей или мень­ шей, половинной, целой, двойной, тройной.

[На полях] Пусть будет сделано так же с водою, брызгаемою на падающий в темное место солнечный луч:, имея солнце сза­ ди,— и также со светом факелов или луны.

Брызгаемые воды — acque soffiate — Равессон толкует как испаряю­ щиеся (vaporisees); дугу-ириду — солнечный спектр. Дюэм указывал,

Iчто страница кодекса F, посвященная радуге, повторяет мысли па­ рижского ученого Темона Иудея, изложенные им в его Quaestiones super quatuor libros meteorum, которые печатались вместе с коммен­ тариями Альберта Саксонского к трактатам «О небе и мире» (1516 и 1518. Было и более раннее издание с «Метеорологией» Аристотеля, без указания места и года, относимое к 1505 г.). Из форм Temo Iudaeus,

307

Thimo и Themo Iudaei следует наиболее правильной считать послед­ нюю. Августин Нифо (1523) указывал, что Quae&iones будто бы на­ писаны Альбертиллом, т. е. Альбертом Саксонским. Однако автор Quaesiones критикует последнего. Таким образом, остается откры­ тым вопрос, откуда компилированы «Вопросы». (Что они являются компиляцией, видно из начала их: Incipiunt quaestiones... compilatae per doctissimum Philosophiae professorem Thimonem.) В «Вопросах» доказывается, что радуга есть реальная форма, запечатленная в об­ лаке или дожде. Там же указывается, что естественную радугу мож­ но видеть в зеркало. В другом месте указано, что центр солнца, центр дуги, центр глаза и центр круга горизонта расположены в одной воображаемой плоскости. Можно привести и другие параллели. Резю­ ме своих размышлений о радуге Леонардо дает в кодексе Е.

336 Е. обл. v.

Цвета внутри радуги смешиваются друг с другом.

Сама по себе радуга—ни в дожде, ни в глазу, который ее ви­ дит, хотя и рождается от дождя, солнца и глаза.

Небесная дуга видима всегда глазами, которые располага­ ются между дождем и телом солнца; следовательно, когда солн­ це находится на востоке и дождь на западе, дуга эта родится в западном дожде.

IКодекс Е. — поздний, судя по записи, датированной 24 сентября 1513 г.

308

Ораспространении образов

ио волнах

Старая геометрическая оптика весьма часто ставилась в связь с более об­ щим учением о распространении «сил» (virtutes) или «образов» (мы бы сказали «энергии»). Явные отголоски этих учений — у Леонардо (337-339). Аналогии звука, света и волн (340-342) показывают ста­ рое в сочетании с новым. В той же связи с общим учением о распро­ странении «сил-образов» стоит и отрывок 343, где делается попытка количественного подхода к этим явлениям на примере тепла. Ста­ рая теория усложняется у Леонардо более разработанной теорией волн (344-357), выходящей далеко за границы старой теории рас­ пространения «образов» и опирающейся на вдумчивые наблюдения над морскими волнами.

537 Т. Р. 526 а.

Подобие и субстанция предмета с каждой единицей расстоя­ ния теряет единицу силы, то есть: чем более будет вещь уда­ лена от глаза, тем менее будет проницающей воздух своим по­ добием.

358

А. 2 v.

Каждое тело наполняет окружающий воздух своими образа­ ми, В образами, которые все во всем и все в каждой части. Воз­ дух полон бесчисленных прямых и светящихся линий, кото-

309

рые пересекают друг друга и переплетаются друг с другом, не вытесняя друг друга; они представляют каждому противосто­ ящему истинную форму своей причины.

В античной и в особенности средневековой оптике тела мыслились излучающими свои подобия (similitudines), образы, виды (species) или зраки-отображения (simulacra). В отличие от эпикурейской тео­ рии материальных истечений они по большей части мыслились как особое состояние или видоизменение среды (species intentionales)

539Т. Р. 4.

Уплоской поверхности все ее подобие—на всей другой плоской поверхности, ей противостоящей. Доказательство: пусть rs бу­ дет первой плоской поверхностью, и oq — второй плоской по­ верхностью, расположенной против первой. Я говорю, что эта первая поверхность rs вся находится на поверхности oq, и вся в q, и вся в р, так как rs является основанием и утла о, и угла/),

итакже всех бесчисленных углов, образованных на oq.

Отрывок и чертеж могут служить иллюстрацией к часто повторя­ емой мысли Леонардо, что образы все во всем и все в каждой части. В «Трактате» отрывок носит заголовок «Начало науки живописи»-

310

340

А. 19 v.

Звук голоса, ударяющийся о предмет, вернется к уху по линии, имеющей наклон, равный наклону линии падения, т. е. линии, которая передает звук от точки его зарождения к тому месту, где звук этот получает способность возникнуть снова [где он улавливается), и делает этот звук наподобие видимого в зер­ кале предмета, который весь на всем зеркале и весь на каждой части... Возьмем пример солнца: если ходишь по берегу реки, будет тебе казаться, что солнце ходит с тобою, и это потому, что солнце все во всем и все в каждой части.

Уже в Средние века (Р. Бэкон) делались, как сказано, попытки создать обобщенное геометрическое учение о распространении сил, или «умножении образов» (de multiplicatione specierum).

341

С. 16 г.

Об отраженных движениях. Я хочу определить, почему теле­ сные и духовные движения после удара, производимого ими о предмет, отскакивают назад под равными углами.

О телесных движениях. Я говорю, что голос эхо отражается ударом к уху, как к глазу отражаются удары, производимые о зеркала образами предметов. Так же, как подобия падают от вещей на зеркало и от зеркала к глазу под равными углами, так под равными же углами упадет и отразится в углублении го­ лос после первого удара к уху.

342 А. 9 v.

Как брошенный в воду камень становится центром и причи­ ною различных кругов, так же кругами распространяется и звук, порожденный в воздухе, так же и всякое помещенное в светлом воздухе тело распространяется кругами и наполняет

311

окружающие части бесчисленными своими образами и все яв­ ляется во всем и все в каждой части.

543G. 85 v.

Оприроде тепла. Если основание в 4 локтя [в поперечнике] по­ сылает силу свою в пространство величиною в локоть, то теп­ ло этого основания возрастает в 16 раз, а если это основание сокращается до 1/4 ЛОКТЯ, то сила эта получает на 64 единицы (grado) больше по сравнению с этим основанием, и такое сокра­ щение оснований и возрастание силы обозначены здесь ниже:

4

16

64

256

1024

4096

16 384

65 536

262144

1048 576

4 194 304

• Если ты основание с поперечником в 4 локтя сведешь до размеров чечевичного зерна (veccia), то получишь силу в 4194304, а при постоянном учетверении растет основание и убывает сила.

344 На. 67 [19] г.

Вода, ударяемая водою, образует вкруг места удара крути; звук — на далекое расстояние в воздухе; еще больше — огонь;

312

еще дальше—ум в пределах Вселенной; однако, поскольку она ограничена, он простирается не в бесконечность.

345

А. 61г.

Хотя звуки, проникающие этот воздух, кругообразно расходят­ ся от своей причины, тем не менее круги, распространяющи­ еся от различных исходных точек, встречаются друг с другом без какой бы то ни было помехи, и проникают друг друга, и проходят один чрез другой — и так сохранят всегда свою при­ чину в качестве причины своей в середине.

Так как во всех случаях движения вода имеет большое сходство с воздухом, я свяжу это ради примера с вышеприве­ денным положением. Я говорю: если бросишь одновременно два камешка на некотором расстоянии друг от друга на глад­ кую и неподвижную поверхность воды, то увидишь, как во­ круг каждого из них возникнет два независимых друг от дру­ га множества кругов, которые, растя, наконец встретятся, по­ том войдут одно в другое, пересекаясь друг с другом и всегда сохраняя в качестве своего центра то место, куда камни удари­ лись. Причина этого заключается в том, что, хотя и появляется некоторая видимость движения, вода с своего места не сдвига­ ется, так как отверстие, которое сделали в ней камни, тотчас же сомкнулось, и это возникшее от внезапного размыкания и за­ мыкания воды движение производит в ней некое сотрясение, которое гораздо скорее можно рассматривать как дрожание, нежели как движение. И чтобы тебе стало яснее то, о чем я тебе говорю, обрати внимание на те соломинки, которые по своей легкости остаются на воде,—они не покидают прежнего свое­ го места под действием волны, возникающей под ними от про­ хождения кругов. Поскольку, таким образом, все это колебание

313

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]