Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / Тема 25. ОВП.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
14.12.2022
Размер:
91.61 Кб
Скачать
  1. Субъекты права

По субъектному составу в российском праве удержания можно выделить два вида последнего - общегражданское и предпринимательское или торговое. В связи с отсутствием в российской доктрине дуализма частного права и наличием единого Гражданского кодекса, который действует как для профессиональных предпринимателей и коммерческих организаций, так и для граждан, особенности правового положения коммерческого оборота установлены непосредственно в конкретных статьях Кодекса. Такой же подход законодателя применяется и к нормам о праве удержания.

Часть вторая пункта 1 статьи 359 ГК РФ регулирует «торговое» право удержания. Причем, правовая регламентация здесь построена по принципу исключения. Это выражается в том, что законодатель, установив общегражданский режим права удержания, в следующей норме делает исключение или изъятие из него для отношений предпринимателей. Действительно, в части первой указанной нормы сказано, что кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе, в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков, удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.

Далее законодатель указывает, что перечисленные особенности правового положения ретентора в общегражданском обороте не распространяются на предпринимателей, исключая эти особенности для последних.

Таким образом, закон распространяет действие права удержания на двух субъектов - граждан и предпринимателей.

Граждане (физические лица) осуществляют принадлежащее им право удержания с учетом норм о правоспособности. Иными словами, право удержания, как часть всех гражданских прав, признается в равной мере за всеми гражданами (пункт 1 статьи 17 ГК РФ).

Несколько слов необходимо сказать о таких субъектах права удержания как малолетние и несовершеннолетние. Последние, во всех случаях вправе реализовать удержание. И это понятно, так как в соответствии со статьей 26 ГК РФ по общему правилу несовершеннолетний совершает сделки самостоятельно либо с письменного согласия (пункт 1 указанной статьи) либо без такового (пункт 2). Как, однако, будет разрешаться вопрос, в случае применения пункта 4 статьи 26 ГК РФ, то есть ограничения права несовершеннолетнего самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами? Думается, что и в этом случае ничего не меняется. Дело заключается в том, что применение права удержания не направлено на распоряжение заработком, стипендией или иным доходом. Как раз наоборот, если несовершеннолетний выступает в качестве кредитора, о котором идет речь в статье 359 ГК РФ, то реализация права удержания направлена на сохранение его имущества, оно обеспечивает его права и ведет к получению гарантии по исполнению в отношении него обязательства. Пункт 4 статьи 26 ГК РФ, направлен на защиту интересов несовершеннолетнего, сохранение его имущества.

Малолетние также имеют право осуществлять удержание. Причем, как своими собственными действиями, когда для них допускается заключение соответствующих сделок, так и действиями законных представителей.

Субъектами предпринимательского или торгового права удержания могут выступать предприниматели и коммерческие организации.

В отношении индивидуальных предпринимателей необходимо сказать следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Таким образом, если гражданин зарегистрирован в указанном качестве и выступает как предприниматель в обязательстве с другим таким же субъектом, то его право удержания регулируется соответствующей нормой о торговом удержании. Здесь, однако, следует иметь в виду, что даже зарегистрированный гражданин-предприниматель может претендовать в определенных случаях лишь на общегражданское право удержания.

Это происходит в том случае, когда обязательство, на котором основывается право удержания не связано с предпринимательской деятельностью. Например, гражданин-предприниматель имеет право требования к другому гражданину, возникшее из договора купли-продажи телевизора, проданного предпринимателем и принадлежащего последнему как предмет личного потребления. Одновременно, у последнего находится на хранении вещь, принадлежащая покупателю телевизора. В этой ситуации, гражданин предприниматель не вправе ссылаться на свой особый статус и воспользоваться торговым правом удержания, так как обязательство на котором оно основано, не связано с его предпринимательской деятельностью. В то же время, надо заметить, что возможна совершенно обратная ситуация. Речь идет о торговом праве удержания, которое может применяться против лица, хотя и не зарегистрированного как предприниматель, но осуществляющего предпринимательскую деятельность. В соответствии с пунктом 4 статьи 23 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований о регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Если коммерческая организация, например, имеет к гражданину, не зарегистрированному в качестве предпринимателя, требование, основанное на сделках, связанных с предпринимательской деятельностью последнего, она вправе осуществить именно торговое удержание в отношении такого гражданина, при наличии соответствующих условий, указанных в законе. Ссылка гражданина на то, что он не является предпринимателем, может быть отклонена судом.

В статье 359 ГК РФ, относительно торгового права удержания сказано, что им могут воспользоваться лица, действующие в обязательстве как предприниматели. Из этой формулировки закона можно, казалось бы, сделать вывод, что данная норма распространяется лишь на индивидуальных предпринимателей и не имеет отношения к коммерческим организациям. Однако это совершенно не так. В данном случае термин “предприниматель” употреблен как собирательный, что следует из систематического толкования закона. Вместе с тем, если возможность использования торгового права удержания коммерческими организациями не вызывает каких-либо серьезных сомнений, несмотря на некоторую неточность Гражданского кодекса, то в отношении некоммерческих юридических лиц вопрос остается открытым. Однако и здесь, не требуется проведения какого-либо глубокого исследовательского процесса, чтобы найти ответ и на этот вопрос. Предпринимательское право удержания может применяться в отношении любого юридического лица, если последнее действует в качестве предпринимателя. Не случайно конструкция нормы о «торговом» праве удержания содержит фразу “… действующего как предприниматель”. Тем самым, законодатель создает юридическую фикцию - несмотря на то, что сторона в обязательстве не является предпринимателем или коммерческой организацией, но сделка осуществлена в связи с предпринимательской деятельностью, правила о «торговом» удержании распространяется и на такую сторону.

В соответствии с частью второй пункта 1 статьи 2 и статьей 124 ГК Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования могут быть участниками гражданских правоотношений. В связи с этим возникает вопрос об обладании этими субъектами права удержания и возможности применения его против них.

Ответ на этот вопрос содержится в общем плане в пункте1 статьи 124 ГК РФ, где сказано, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Данная норма дает основания утверждать, что право удержания может применяться как указанными субъектами, так и против них. Однако при этом следует иметь в виду, что реализация удерживаемого имущества по правилам о залоге является ответственностью. Следовательно, здесь должны учитываться особенности ответственности названных субъектов, когда они выступают в гражданских правоотношениях. В пункте 1 статьи 126 ГК РФ сказано, что Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования не отвечают по своим обязательствам имуществом, которое закреплено за созданным ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Данные особенности необходимо учитывать при оценке правоотношений по праву удержания, складывающихся с такими субъектами.

Соседние файлы в папке Учебный год 22-23