Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лучшие билеты к Шклярик_215.docx
Скачиваний:
19
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
9.48 Mб
Скачать

14. М.Монтень «Опыты»

15. Скептицизм м.Монтеня в понимании смерти, добра и зла. (совместно 2 вопроса)

Лекция

Презентация:

Натурфилософский этап

Как исследовать природу:

  • тотальное сомнение – конструктивный элемент познания

  • скептицизм-рационализм-эмпиризм индивидуализм

  • естественный, а не схоластический подход к пониманию мироустройства

Слова Елены Николаевны: «Что это? Монтень? А, это вы сами прочтёте на семинарах»

Электронная библиотека ИФ РАН. Новая философская энциклопедия. Монтень

Главным делом своей жизни Монтень считал написание «Опытов» («Les Essais», кн. 1–2, 1580; рус. пер. 1954–60), над которыми работал до самой смерти и выпустил при жизни еще три издания(1582, 1587, 1588; последние два – в трех книгах). Монтень – через описание самого себя – воссоздал в «Опытах» обобщенный образ философствующего аристократа эпохи Возрождения – мыслителя-скептика, гуманиста, моралиста и вольнодумца.

Провозгласив, что «философствовать – значит сомневаться», Монтень выступает с критикой схоластики, всякой отвлеченной философии, догматической теологии, притязаний разума на «всеведение». Однако этот критический скептицизм не мешает ему придерживаться четких позиций натурализма, эмпиризма и эпикуреизма. В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность: вместо «неподкупного разума» человек имеет «инструмент из свинца и воска, который можно удлинять, сгибать и приспособлять ко всем размерам» и благодаря которому легко составить «сто мнений об одном и том же предмете».

Кабанова И.В. Зарубежная литература

Жанр «Опытов» — эссе. М. Монтень — его родоначальник. Эссе поcвящено филоcофcким, интеллектуальным и моральным вопроcам, и по каждому из них автор предлагает несколько точек зрения одновременно. Композиция книги в целом производит впечатление бессистемности; отдельные главы — самостоятельные эссе — не выстраиваются ни в тематической, ни в логической последовательности, переходы между ними подчиняются, кажется, только авторскому капризу. Но происходит это потому, что Монтень хочет, чтобы был виден естественный ход мыслей, воспроизводит каждый их зигзаг, и этот принцип свободного развития мысли определяет не только план книги в целом, но и композицию каждого отдельного эссе.

М. Монтень. Опыты

Основная идея — наше восприятие добра и зла (и смерти) зависит от представления, которое мы о них имеем.

Судьба не приносит нам ни зла, ни добра, она поставляет лишь сырую материю того и другого.

То, что мы зовем злом, не является само по себе таковым, или, по крайней мере, чем бы оно ни являлось, – от нас самих зависит придать ему другой привкус и другой облик.

Если бы подлинная сущность того, перед чем мы трепещем, располагала сама по себе способностью внедряться в наше сознание, то она внедрялась бы в сознание всех равным и тождественным образом, ибо все люди – одной породы и все они снабжены в большей или меньшей степени одинаковыми способностями и средствами познания и суждения. Однако различие в представлениях об одних и тех же вещах, которое наблюдается между нами, доказывает с очевидностью, что эти представления складываются у нас не иначе, как в соответствии с нашими склонностями; кто-нибудь, быть может, и воспринимает их, по счастливой случайности в согласии с их подлинной сущностью, но тысяча прочих видит в них совершенно иную, непохожую сущность.

Мы смотрим на смерть, нищету и страдание, как на наших злейших врагов. Но та самая смерть, которую одни зовут ужаснейшею из всех ужасных вещей, для других – единственное прибежище от тревог здешней жизни, высшее благо, источник нашей свободы, полное и окончательное освобождение от всех бедствий. И в то время, как одни в страхе и трепете ожидают ее приближения, другие видят в ней больше радости, нежели в жизни.

Мы чувствуем различно, мудрецы и простой народ не боятся смерти. Когда мы говорим, что страшимся смерти, то думаем прежде всего о боли, её обычной предшественнице. Правда, если верить одному из отцов церкви, "смерть – зло лишь в силу того, что за ней следует". Но, мне кажется, правильнее было бы сказать, что ни то, что предшествует смерти, ни то, что за ней следует, собственно к ней не относится.

Относительность добра и зла. Зло и страдание, нищета – всё это или прямо зависит от нашего мнения, а не от самого себя, или может быть изменено нами, нашим сознанием (что сводится к тому же).

Добро измеряется трудностью преодоления соответствующего зла.