Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3179

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.26 Mб
Скачать

ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ. Повесть

Дежурный:

—  Если не виновен, то скоро увидишь свою маму. Сейчас только проведем очную ставку.

Ввели парня. Дежурный: —  Знаешь? Олег:

—  Нет.

Ввели второго парня. Дежурный:

—  Знаешь? Олег:

—  Нет. Ввели Малаха: Дежурный: —  Знаешь? Олег:

—  Да, это Трофим Малахов. Дежурный:

—  Откуда знаешь? Олег:

—  Вместе в школе учились, хороший парень, спортсмен.

—  А где он сейчас учится? — спросил дежурный, сделав акцент на слове «учится».

—  Не знаю, давно не виделись, — ответил Олег. Малаха увели, ввели Рогача и продолжили допрос. Дежурный:

—  Его знаешь? Олег:

—  Да, это Семен Ковалев. Он к нам приходил на луг мячи погонять, покупаться.

Дежурный:

—  А чем он занимается? Олег:

—  Понятия не имею. Дежурный:

—  А давно виделись?

141

Эдуард Сазонов ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

Олег:

—  Недавно. В «Спартаке» кино смотрели, «Кубанские казаки». Это была правда. Он, действительно, встретил там Семена, но

они даже не разговаривали, только поздоровались, помахав друг другу рукой.

Олег подписал протокол и его отпустили, предупредив, чтобы он никуда из города не выезжал, так как может понадобиться следователю.

На другой день после уроков Сергей отвел Олега в сторону, сказал, что от него никто не ждал такого клевого поведения и что ребята ему передают привет. Но Олегу это уже было ни к чему. Он твердо решил завязать. Завязать не дружбу, завязать воровские дела.

Был суд. Трофиму Малахову и Семену Ковалеву дали с учетом всех обстоятельств по 1,5 года условно. Сергей Дедов и Валентин Сидоркин в деле не фигурировали.

После ноябрьских праздников на первом занятии радиокружка Зоя Ивановна предложила избрать Олега Карпова старостой. Олег стал отказываться, дескать, он еще не «порвал» связь с авиамодельным кружком во Дворце пионеров, что много времени забирает спорт, что…

—  Олег, — перебила его Зоя Ивановна, — по моим сведениям, ты во Дворец пионеров уже не ходишь. Это — первое. Второе: директор школы собирается ее радиофицировать, и в этом возлагает большие надежды на вас, старшеклассников. И третье: считай это комсомольским поручением, с комитетом комсомола школы я уже договорилась.

Олегу оставалось только согласиться.

Всю зиму мальчишки изучали основы радиодела, собирали самые простейшие детекторные радиоприемники, изготовляли для них кристаллические диоды. Было удивительно, что без всяких электрических батарей, без усилителей можно было по устройству, изготовленному собственными руками, слышать голоса мира.

C началом 1952 года планы радиофикации школы начали реализовываться. Дирекция школы выделила место для размещения радиоузла, приобрела колхозную радиостанцию, купила катушечный магнитофон «Днепр-3».

142

ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ. Повесть

Как-то после уроков Зоя Ивановна попросила Олега остаться для разговора.

—  Олег, всю работу по радиофикации школы директор возложил на меня. Мне одной не справиться, прошу твоей помощи: собери, для начала, трех-четырех толковых ребят…

—  Вроде меня? — улыбнулся Олег.

—  Может быть, и лучше, — поддержала его тон Зоя Ивановна. —  Тогда им и поручайте, — предложил он.

—  Хорошо, хорошо, успокойся. Ты у нас неповторимый. Я имела в виду тех, кто помог бы и смонтировать установки, и организовать выпуск радиогазет.

Олег подобрал ребят под «свой стандарт». Подобрал тех, кому он верил, кто, действительно, мог помочь делом — Сергея Васютина, Кирилла Щербакова, Зиновия Либермана и Юлию Ефимову. К майским праздникам вышел первый номер школьной радиогазеты. Но этому предшествовали обещанные Зоей Ивановной соревнования по «охоте на лис».

В очень красивой части города, в лесу, в районе сельскохозяйственного института, на базе школы № 20 проходили городские юношеские соревнования по «охоте на лис». Был март, но зима никак не хотела сдавать свои позиции: легкий мороз, яркое солнце и огромные снежные сугробы, не потерявшие своей первозданной чистоты. В гуще этих сугробов были спрятаны разбросанные в радиусе трех километров «лисы». Недостаток техники ребята искупали своими физическими силами. Паша Плотников, Сеня Фетисов, Олег Карпов, пробежав по 2-2,5 километра по лесным тропинкам, по грудь утопая в сугробах, с мокрыми штанами и промокшими ногами вернулись на базу — поймав всех «лис». Зоя Ивановна расцеловала ребят, заставила разуться, укрыть ноги теплыми вещами, напоила чаем. Итог соревнований был радостным: команда школы заняла третье место, пропустив вперед лишь опытную команду радиотехникума и ребят из седьмой школы.

Весной неожиданно нашлось применение «заработанным» деньгам — Олег с друзьями увлеклись, нет, «заболели» бильярдом. В городе работали две бильярдные: одна, «Динамо», располагалась рядом с кинотеатром «Спартак», другая находилась в саду Дома офицеров.

143

Эдуард Сазонов ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

Бильярдная «Динамо» размещалась на верхнем этаже двух­ этажки, нижние помещения которой занимали магазины. Публика этого заведения была очень разной. Это были 13-14-летние пацаны, забегавшие погреться или, сложившись мелочью и заплатив 8 рублей, целый час гонять шары. Это были 16-17-летние ребята, «сбрасывавшие» заработанные разными путями деньги. Туда приходил, обычно под вечер, рабочий люд выпить принесенную с собой водку и между делом покатать шары. Почти всегда там находились инвалиды войны, правда, больше смотревшие игры других, чем игравшие сами. Солидная публика и «профессиональные» игроки там появлялись редко.

Совсем другое дело представляла бильярдная Дома офицеров. Она располагалась в летнем павильоне сада, слева от входа, и в ней, в отличие от «Динамо», стояли столы только большого размера. Но, главное, там была совсем другая публика: офицеры — от лейтенантов до полковников, — артисты воронежских театров, солидные пожилые люди. Шантрапу и пьянь туда не пускали. Но ребятам возраста Олега разрешали зайти, посмотреть на игру мастеров. Знаменитостью бильярдной был маркер Алексей, человек с трудно определяемым возрастом: ему могло быть и 50, и 70 лет. Он разрешал возникающие между игроками споры, принимал негласно ставки на игру, иногда сам играл с кем-нибудь на интерес. У него, по всей видимости, от долгого общения с кием и рюмкой, немного тряслись руки, но глазомер оставался цепким. Он не бил по шару, он его нежно толкал, и тот встречался с другим шаром именно в той точке и с тем вращением, которые позволяли последнему изящно опуститься в лузу. Популярность Алексея среди определенной части воронежцев была настолько велика, что на чей-либо вопрос: «Где ты был вчера?», можно было сказать: «У Алексея», и все понимали, что ты был в бильярдной Дома офицеров. Зашел туда на минуточку, а пробыл допоздна, приобрел опыт, но потерял деньги. Опыт всегда дорого стоил.

В бильярдную «Динамо» Олега привел Сергей Дедов. Познакомил его с игрой, с некоторыми завсегдатаями заведения. Игра сразу захватила Олега своим азартом. В ней были свойственные его характеру состязательность и стремление к победе. Увлечение игрой на первых порах отодвинуло на второй план другие развлечения Олега: кино, книги, даже, в какой-то степени, спорт. Все свободное время

144

ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ. Повесть

и свободные деньги уходили на бильярд. Олег, как и его ближайшие по игре подельники, на деньги не играли, играли на интерес и обычно проигравший платил за время проведенной игры. Но крепла рука, оттачивался глаз и Олег начинал себя пробовать в игре на деньги. Играл разумно: в большом выигрыше не был, но и в проигрыше тоже.

Как-то днем, возвращаясь домой, Олег зашел в бильярдную погреться, посмотреть, нет ли кого-либо из знакомых. В зале почти никого не было, лишь за одним из столов двое неизвестных ему разного возраста приятелей играли «американку». Играли вроде бы умело, но с ошибками — то по шару не попадут, то его за борт выкинут. Один из них, тот, кто постарше, говорит товарищу:

—  Неинтересно с тобой, кореш, играть, ты сегодня какой-то вялый, не выспался, что ли? — и, обращаясь к Олегу, предложил: — Алеха, по твоей реакции видно, что ты разбираешься в бильярде, умеешь играть, может, скатаем шары на червонец из трех партий?

У Олега при себе было около 12 рублей. «Рискну», — решил он. Первую партию он легко выиграл, вторую случайно из-за кикса на последнем шаре проиграл, третью выиграл со счетом 8:5. К столу подошел чуть выпивший, но тоже незнакомый мужик, стал хвалить Олега:

—  Смотри, молодой, а как клево играет, такому и проиграть не жалко.

Партнер Олега расплатился с ним, предложил еще сыграть. Олег отказался, сославшись на нехватку времени.

—  Это не по понятиям, так правильные пацаны не поступают, дают отыграться, — сказал он. — Видимо, тебя плохо учили.

Партнера поддержали другие, собравшиеся у стола люди, стали корить Олега. «Действительно, неудобно, — подумал Олег, — надо дать надежду человеку». Он дал надежду и… в результате остался должен 62 рубля. 12 рублей у него были, а где взять еще 50? В общем, развели Олега, как лоха. И он вспомнил от кого-то услышанное: «Не за то отец сына ругал, что тот в карты играл, а за то, что отыгрывался».

—  Слушай сюда, — сказал Олегу его партнер по игре уже не елейным, а жестким требовательным голосом, — снимай котлы и дуй за деньгами. Принесешь в дополнение к часам 40 рваных, или, если хочешь вернуть котлы, то все 50. Если через час денег не будет — найдем, порежем.

145

Эдуард Сазонов ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

Олег вышел из бильярдной и задумался: «Где же взять деньги? У матери — Боже упаси, у кого-то из родственников — все равно маме расскажут, у отца — не выход. Остается только Серега, лишь бы он был дома…» Сергей был дома.

—  Срочно деньги нужны, займи пятьдесят рублей, — попросил его Олег.

—  Зачем? Что-то купить хочешь? —  Нет, долг отдать.

Сергей посмотрел на расстроенного, огорченного Олега и все понял, сказал:

—  Я же тебя, несмышленыша, учил — не играй с незнакомыми людьми, разденут и разуют. Моли Бога, что так легко отделался. Дам тебе денег, потом отработаешь.

—  Нет, на таких условиях я не возьму, ты же знаешь, я завязал. —  А какой у тебя выход? Сколько тебе дали времени — час, два?

Где ты за это время башли достанешь?

—  Не знаю. Пойду ребят обходить, может быть, соберу.

—  Это тебе до утра их обходить надо. А «там» не ждут, «там», на этот счет, люди серьезные, действительно пырнуть могут. Хорошо. Вот тебе деньги, иди отдай, а потом разберемся.

В бильярдную Олег вернулся почти вовремя, опоздал всего минут на пять. Отдал деньги и получил назад часы.

—  Фрайерок, — сказал Олегу уже хорошо выпивший его партнер по игре, — чувствуется, что ты пацан честный, но еще неопытный. Поэтому даю тебе бесплатный совет: учись разбираться в людях, пригодится в жизни.

Этот случай охладил влечение Олега к бильярду, как бы отрезвил его. А деньги, экономя на всем, занимая и перезанимая у других, он отдал Сергею за месяц.

Семья после ухода отца не бедствовала. Но денег, передаваемых отцом, хватало только на еду и на кое-какую одежду для детей — мать Олега себе почти ничего не покупала. А у мальчишек рубашки, перешитые уже много раз, рвались, штаны протирались, обувь «сгорала» в сезон. Мать Олега решила пойти работать. Но куда и кем? Ее специальность «мама» была востребована только здесь, дома, а идти на черновую работу в ее возрасте и в ее состоянии было безрассудным. По-

146

ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ. Повесть

мог господин Случай. В школе для химического кабинета требовалась лаборантка. А что? И от дома недалеко, и дети под присмотром. За Олегом, правда, уже присматривать не было надобности, а вот за его братьями нужен был постоянный глаз. Ребята росли, мягко говоря, шаловливыми. Ни одна серьезная заварушка без них не обходилась. Разбитые чаянно и нечаянно окна, носы, свои и чужие, драки местного и районного значения, налеты на сады — это только малый список их «похождений». А старший из них, Глеб, уже пытался курить. После второго, как оказалось, бесполезного предупреждения пришлось Олегу применять к нему физические методы воспитания. Подействовало, к сожалению, ненадолго. А Олегу деньги край как были нужны, и, прежде всего, на одежду. Ходить в школу в спортивном лыжном костюме и в футбольных бутсах со свинченными шипами становилось стыдно. Идти снова в подручные к Малаху? Нет, с этим покончено.

Олег сидел дома, на веранде, готовился к последнему экзамену за 8-й класс. Прибегает Паша Плотников.

—  Карп, работа есть, — выпаливает он. — Тебя Кросс Суйтис ищет. Я уже дал согласие.

—  Можно подробнее с этого места: что за работа, на какое время? —  Суйтис работает водолазом на спасательной станции.

—  Я знаю, — перебивает его Олег.

—  Так вот, им нужны дежурные спасатели на общегородских пляжах: у Вогрэсовской дамбы, у Чернавского моста, в Отрожке и в СХИ у Дома отдыха. Платят по 360 рублей в месяц, работа через день. Для оформления нужен только паспорт.

—  Клево. Завтра сдадим экзамен и пойдем оформляться, — согласился Олег.

—  «Никаких завтра», идти надо сегодня, а то вдруг места займут. Да, им еще два человека нужны. Кого возьмем?

—  Жорку Комарова — без вопросов, ну и… — Олег задумался, — Петьку Худякова, он тоже хорошо плавает.

Кросс Суйтис встретил ребят приветливо, с неизменной своей хитроватой улыбкой. Объяснил суть работы, попросил отнестись к ней более чем серьезно, так как дело касается жизни людей и, обращаясь к Олегу, добавил:

—  Зря ты бросил плавать, мы бы с тобой могли до мастера дотянуть.

147

Эдуард Сазонов ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

—  Сейчас не до этого, — сказал Олег, — да и мне больше нравятся игровые виды.

—  Знаю, знаю, — продолжил Кросс, — оповещен, что ты в волейбол за сборную юношей играешь. Главное, не расставайся со спортом, поверь мне: он в жизни пригодится.

Олег, действительно, уже играл за сборную юношескую команду города. А получилось это почти, как всегда, по воле случая.

В их школу приходил один-два раза в неделю тренер из общества «Спартак», которое шефствовало над школой, — Станислав Петрович Сидорович. Он учил ребят играть в волейбол и баскетбол. Учеба обрела реальное воплощение: школьная волейбольная команда во главе со своим капитаном Мишей Берманом выиграла первенство района и успешно выступала в городских соревнованиях.

Перед майскими праздниками Станислав Петрович сказал Олегу:

—  Тренер юношеской сборной Шалва Челидзе ищет игроков для команды. Я ему посоветовал тебя. Если хочешь, а я думаю, что это надо сделать обязательно, то он хотел бы посмотреть тебя в деле, и просил придти на стадион «Динамо» в воскресенье к 10 часам.

2 мая в 9 часов Олег уже был на стадионе у хоккейного корта, на котором в летний период размещались волейбольные площадки. Через полчаса на корте собрались почти все «восходящие звезды» воронежского волейбола — ребята из разных школ, которых Олег уже знал по соревнованиям, но не был с ними знаком: Юра Янов, Юра Портнов, Володя Зиновьев, Толя Пичурица, Жора Сенкевич. Ребята переоделись в тренировочные костюмы и стали разминаться. Появился Шалва Челидзе. Олег подошел к нему, сказал:

—  Я — Карпов, меня к вам прислал Станислав Петрович. —  Очень хорошо. Форма есть?

—  Нет, — ответил Олег.

—  Ну, хоть тапочки захватил? —  Да.

Разве же это были тапочки? Ребятах были обуты в белые спортивные туфли, Янов — даже в кроссовки и короткие на резинках носки, а у Олега — темно-серо-синие тапочки, в которых он уже собрался прорезать дырки для пальцев, так как они ему были малы.

148

ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ. Повесть

—  Вот тебе форма, переоденься, разогрейся и покажи, как ты играешь в волейбол, — попросил Шалва.

Олег показал.

—  Да, можно было бы и лучше, — констатировал тренер и продолжил: — Мы сегодня играем отборочный матч с Курском, а у нас нет двух игроков, будешь играть.

—  А я смогу?

—  Сможешь, сможешь. Пойдем, познакомлю с мальчишками. Шалва собрал ребят, сказал:

—  Мальчики, это Олег Карпов. Коля Кургузкин болеет, Гриша Марусов порвал связки, нас вместе с Олегом 6 человек, замен нет. Будем играть так: с 4-го номера начнет Зиновьев, под ним — Сенкевич, Пичурица пойдет в паре с Карповым, а Юрки, Янов и Портнов, останутся на своих номерах, на 2-ом и 5-ом. Юра Портнов, ты прикрываешь Олега, работаешь за двоих.

Игру с командой Курска ребята выиграли в общем-то легко, со счетом 3 : 1. Но как проходила игра, Олег не помнил. Он куда-то перемещался, кто-то оттаскивал его от сетки, кто-то просил: «Ради Бога, подай мяч. Уйди, не мешай».

—  Я ожидал, что будет хуже, — сказал Шалва, разбирая игру. — Всем спасибо. — И, обращаясь уже к Олегу, добавил: — В общем-то, ты мне приглянулся, приходи на тренировки. Если ответственно отнесешься к делу, поедешь в июле с командой в Казань на первенство России.

Вот так, нежданно-негаданно изменилась жизнь Олега. Обычное бесцельное проведение каникул ушло в прошлое, теперь времяпрепровождение стало приобретать осмысленность, регламентироваться возникшими обстоятельствами. Все дни недели были заняты тренировками и работой спасателем. Но если тренировки, особенно в первые дни, выматывали его до полного физического изнеможения, то работа была и отдыхом, и развлечением. Олег с Жоркой Комаровым приходили к 8 часам утра на пляж у Вогресовского моста, спускали лодку-шлюпку на воду и проводили время в свое удовольствие: купались, загорали, занимались греблей, ловили рыбу, уходили по очереди домой обедать или вместе со сторожем лодочной станции варили уху или кашу.

Река в этом месте была широкой и глубокой, но без быстрого течения. Поэтому тонущих в обычные дни не было. Проблемы воз-

149

Эдуард Сазонов ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

никали в выходные и праздничные дни, когда на пляж приходили большие и малые компании проводить время в тесном общении со спиртными напитками. Ребята быстро установили связь между количеством выпитого спиртного и вероятностью утонуть: чем больше люди пьют, тем чаще тонут. А к тонущему пьяному человеку очень опасно близко приближаться и вплавь, и на лодке: он может вцепиться в спасающего и вместе с ним уйти на дно, или перевернуть лодку, пытаясь в нее забраться. Лучше всего бросить ему привязанный к лодке спасательный круг, а затем, как советовал сторож лодочной станции Максим Петрович, дать ему немного нахлебаться водицы, остыть, придти в себя, и после этого на буксире тащить к берегу.

Для поездки в Казань на первенство России по волейболу нужен был спортивный костюм. Ехать в зимнем лыжном костюме и неудобно, и стыдно. Тапочки, трусы и майку выдали в спорткомитете, а костюма нет. Выход из сложившейся ситуации нашелся неожиданно.

Недалеко от дома Олега проживала семья Новоскольцевых. Муж, Борис Петрович, работал тренером по велосипедному спорту, а его жена, Вера Львовна, бывшая волейболистка, была детским врачом в поликлинике, где, в свое время, лечила братьев Олега. При одной из их встреч Вера Львовна поинтересовалась спортивными успехами Олега.

—  Еду в Казань на республиканские соревнования, — с некоторым пафосом в голосе ответил Олег.

—  Великолепно. Рада за тебя, — поддержала его Вера Львовна. — Но что-то я не вижу радости в твоих глазах.

—  Костюма спортивного нет, а купить — дорого, — уже без патетики ответил Олег.

—  Ну, это не проблема. Приходи к нам домой вечером, часов

ввосемь, что-нибудь придумаем.

Ввосемь часов вечера, минута в минуту, Олег был у Новоскольцевых. Его усадили за стол, угостили яблоками, напоили чаем. Борис Петрович поинтересовался, почему Олег оставил плавание, в котором уже имел второй взрослый разряд, или не занялся, например, велосипедом?

150

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]