Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

3179

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
3.26 Mб
Скачать

Зряче только сердце. Самого главного глазами не увидишь.

Антуан де Сент-Экзюпери

KARDIA

Мой основной недуг prostate cancer в последнее время находился в стагнации, и это меня успокоило. Но природа не терпит пустоты, и о себе напомнило сердце, что, в общем-то, не стало для меня неожиданностью.

Диагноз — ишемическая болезнь сердца, мне был поставлен в 30 с небольшим лет, после того, как я переключился на научную работу и совсем забыл о своем «физическом теле»: прекратил занятия спортом, перестал

делать утреннюю зарядку, много и не вовремя ел и пил. Хорошо, что опомнился и занялся собой. Бег, режим питания, отказ от курения и прохладные взаимоотношения с Бахусом, даже в очень привлекательном для меня его обличье — сухом красном вине, быстро дали результат. Я, в пределах разумного, занялся спортом, довел до часа продолжительность любимого мною бега по пересеченной местности, стал «собачником». Но от судьбы не уйдешь, и в жизни за все надо платить. Сначала из-за старых спортивных травм наступил парез правой ноги, затем — левой, потом падение с пятиметровой высоты, закончившееся переломом позвонков и ребер, несколько хирургических операций, автомобильная авария, повредившая, правда, больше машину, чем меня, и перегрузка работой сделали свое дело — сердце снова дало сбой: стенокардия, и предположение, что я перенес на ногах микроинфаркт. Кардиологи настойчиво советовали провести кардиографию и по ее результатам выработать стратегию лечения.

291

Эдуард Сазонов ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

Заведующий кардиологическим отделением одной из больниц города Семен Иванович, очаровательный человек, посмотрел мои анализы и без раздумья сказал:

—  Не надо откладывать ваши дела в долгий ящик, выберите время и приходите на госпитализацию.

Февральским на редкость морозным утром я предстал перед ясными, хитровато-умными глазами Семена Ивановича. Он подписал мое направление, и я пошел в палату. Стучусь и, получив разрешение, вхожу. Палата двухместная, небольшая, с собственным туалетом поразила меня своим необычным микроклиматом: висевший на стене у входа термометр показывал только 14° по Цельсию.

—  Это что, новый способ лечения сердечно-сосудистых заболеваний? — интересуюсь я у провожающей меня медицинской сестры.

—  Нет, — отвечает она, — это доблестные дела наших строителей. Этим летом они проводили здесь ремонт, ставили новые окна и «забыли» утеплить проемы! Посмотрите, как штора ходуном ходит, да и радиаторы не теплее парного молока.

—  И что же мне делать? — не унимаюсь я.

—  Потеплее одеться или перенести лечение на лето. Думаю, тогда здесь будет весьма комфортно, — то ли шутит, то ли и вправду дает дельный совет медсестра. — Ваш сосед не жалуется.

—  А, может быть, можно поставить электронагреватель?

—  Нет, это запрещено по пожарным правилам, — уже недовольным голосом, вызванным, по всей видимости, моими надоевшими ей расспросами, заканчивает сестричка диалог и уходит, плотно прикрыв за собой дверь, — наверное, чтобы не выстужать коридор.

Смотрю на соседа: молодой мужчина, ростом пониже меня, но массой раза в два больше. С такой утепляющей прослойкой можно вообще без отопления обойтись. После знакомства спрашиваю у Михаила, как он выходит из создавшегося положения?

—  Мне, действительно, не очень холодно, к тому же днем я, если надо, отогреваюсь на процедурах, а на ночь уезжаю домой, — отвечает сосед.

—  А как же быть мне? Ведь после кардиографии необходимо провести сутки в постели.

—  А вы попросите у сестры-хозяйки второе одеяло, — советует Михаил.

292

KARDIA. Очерк

Иду к сестре-хозяйке и прошу выдать мне второе одеяло к моему первому — по размеру детскому, а по возрасту пенсионному.

—  Все разобрано, ничего нет, остались только пододеяльники, — отвечает она.

Забрал пододеяльник и стал думать, что с ним делать: укрыться — неэффективно, завернуться — неудобно, использовать для утепления щели вдоль подоконника — самое разумное. Но это паллиатив, а нужно искать кардинальное решение. И оно в данной ситуации единственное — необходим электронагреватель. Отпрашиваюсь на ночь домой якобы для того, чтобы забрать забытые результаты анализов. Дома обзваниваю всех друзей и соседей и, наконец, нахожу у кого-то тепловую пушку — компактную, но достаточно мощную. Ни свет ни заря прихожу в больницу, включаю нагреватель и — «Ура!» — уже через час температура воздуха в палате поднимается до 18°. Правда немного болит голова от постоянного шума работающего электродвигателя, недостатка кислорода и специфического запаха пригоревшей пыли, но я же в российской больнице, где все и сразу хорошо по идее быть не должно…

Вызывают в процедурный кабинет для забора крови на анализ. Сажусь на стул перед симпатичной лаборанткой. Спрашиваю:

—  Из какой руки будем кровь забирать? —  Из левой, — отвечает.

—  А можно, из правой? У меня на левой руке плохие вены. —  Давайте левую руку!

Даю. Прокалывает вену. Кровь не идет.

—  Давайте правую руку, — командует лаборантка. —  Хорошо.

Прокалывает вену на правой руке. Кровь не идет. Вынимает иглу

ипрокалывает другой сосуд. Кровь, слава Богу, пошла. Но это же надо: больница — не какая-то там районная захудалая поликлиника, а для одноразового анализа крови надо сделать три прокола вен. Но ничего, в палате тепло, правда, нет воды в туалете, но это мелочи, мои стариковские придирки. Установлено, что без воды человек может прожить неделю, а я больше и не собираюсь находиться в больнице.

Меня вызывают на операцию. Вкатывают в палату тележку-ка- талку, расстилают на ней мое одеяльце, укладывают на него меня

иим же, одеяльцем, закрывают. На лестничной клетке, где темпера-

293

Эдуард Сазонов ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

тура воздуха оставляет желать много лучшего, долго ждем лифт. Замерзают ноги. Прошу их укрыть. Укрывают ноги, но оголяется грудь и становится еще холоднее. А может быть, это так и надо, может быть, это уже проводят анестезию холодом, чтобы на замороженном теле провести операцию?

Операция-исследование прошла быстро, примерно за час.

—  Поздравляю, — говорит делающий мне перевязку врач, — стеноз артерий для вашего возраста в пределах нормы, считаем, что пока хирургическая операция не требуется, ищите ваши сердечные боли в других причинах.

А чего их искать? Они мне хорошо известны: болезни, переломы, операции и постоянная психологическая нагрузка, свойственная научным и творческим натурам. От себя не уйдешь. Как когда-то сказал Сомерсет Моэм: «Душевный покой можно обрести только в своем сердце».

Везут обратно. Настроение хорошее, сутки придется провести в постели, поэтому будет время поразмыслить, подумать о дальнейшей жизни, если такая представляется.

Ввозят в палату. О, ужас! Мой нагреватель не работает, и температура воздуха вновь опустилось до своего «нормального» уровня — 14°. Оказывается, из-за перегрузки электрической сети произошла авария, и здание обесточено. Спасла незавидное мое положение пришедшая проведать супруга. Она помогла мне надеть всю мою одежду, укрыла своей шубой и моей дубленкой. Так что пять часов, пока устранялась авария, я провел закутанным в одежду, как тутовый шелкопряд в кокон, в довольно приличных температурных условиях. Зато как желанна была постепенно нарастающая теплота от заработавшего электронагревателя…

Через два дня меня выписали из больницы.

Не надо хвалить утро, пока не наступит вечер.

Народная примета

УТРО

Вузовскую производственную практику я вместе с сокурсником Сергеем Богатко проходил на реке Матыра, исследуя ее гидрографию. Для этих целей мы переоборудовали лодку-плоскодонку, соорудив для нее съемный тент, получили приборы для проведения замеров, запаслись провиантом и отправились в путь. На автомашине нас довезли почти к истоку Матыры, до села Шехмань, что в Тамбовской области, откуда мы и начали сплав по реке.

Ранний, около 6 часов утра, подъем, завтрак и в путь. Лодка идет по течению, мы ведем записи, фотографируем, проводим инструментальные замеры. Далеко пополудни останавливаемся на ночлег. Вытаскиваем лодку на берег, разводим костер, готовим обед­ -ужин. Ночью у реки в этих местах даже в самое жаркое лето прохладно, температура воздуха опускается ниже десяти градусов. Поэтому, укладываясь спать, мы натягивали над лодкой тент и надевали на себя все теплые вещи. Вставали обычно после того, как наше «жилище» прогревалось солнцем.

По натуре я «жаворонок». Просыпаюсь рано, но сразу не встаю, жду тепла, да и не хочу будить товарища. Но главное, интересно лежать, слушать и угадывать, что происходит снаружи. В безветренную погоду тишина такая, что можно услышать, как стекает с листьев ивы вода и каплями с нежным звоном падает в реку. Вот мальки, увертываясь от щуки, выпрыгивают из воды и с характерным звуком возвращаются назад. Хора лягушек уже нет, поздно по времени года, но отдельные солисты продолжают квакать. Голоса птиц разнообразны и нестройны: то крякнет утка, подзывая утят, то раздастся короткая трель желтой трясогузки, то послышится приятное негромкое щебетание ласточек, снующих у своих гнезд в береговых обрывах. А если

295

Эдуард Сазонов ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

рядом поле, то с самого раннего утра слышна мелодичная песня жаворонка. Песня звучит громко, переливается звоном колокольчика, уходит высоко в нежно-голубое небо. Если повезет, то задолго до рассвета можно услышать, как поют в соседней роще соловьи.

Но вот запела коса. Люди уже работают. Пора вставать. Высовываю наружу нос и принюхиваюсь. Запах чистый, речной. Утренняя свежесть еще не сменилась теплом солнца, еще не смешались запахи поля, луга, реки.

Вылезаю наружу и вижу совершенно другую, чем вечером, картину. Как будто кто-то перенес тебя в другое измерение. Нет, я не спорю, вечером было прекрасно. И отблески костра в воде, и погасающий, завораживающий розово-малиновый закат. Но не было того буйства цвета, которое видишь утром. Подумать только, что всего-то из трех первичных цветов — красного, желтого и синего — природа порождает спектр в сотни миллионов расцветок. А они, лакированные солнечным лучом, каждый раз дают новую, ежесекундно меняющуюся, волшебную картину мира.

Солнце уже высоко в небе, но не настолько, чтобы выбелить краски. Цвéта воды не определить из-за солнечных бликов, а в тенях — из-за отраженных в воде берегов. Прозрачными одеждами шелестят над водой синие стрекозы. Водяные лилии раскрылись и вносят свою лепту в цветовую гамму бело-желтыми вкраплениями. Роса еще не высохла и трава на лугу — это тысячи бриллиантов на изумрудном ложе. А вдалеке, на чистом горизонте чернеет лес.

Мне позже удалось повидать многое. Я видел розовую Армению, серебряные ковыльные степи Украины, желто-коричневую Сахару, казавшиеся неестественно зелеными альпийские луга, густо-синие воды Байкала. Но всякий раз, восхищаясь творениями Господа, за нулевой отсчет своих оценок я брал красоту родных мест — милого моему сердцу Черноземья.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Авторское слово..................................................................

3

ПО ПЕРЕСЕЧЕННОЙ МЕСТНОСТИ. Повесть.....................

5

Часть первая...........................................................................

5

Глава 1. Война..................................................................

5

Глава 2. Начальная школа...........................................

55

Глава 3. Юность...........................................................

113

АМИНА. Рассказ......................................................................

209

ЧУВАКИ. Рассказ.....................................................................

221

УМНЫЕ ЛЮДИ НЕ ССОРЯТСЯ… Рассказ........................

231

БОЛЕРО. Новелла....................................................................

239

СМЯТЕНИЕ. Новелла.............................................................

243

АЛЬПЫ. Очерк.........................................................................

247

МОИ СОБАКИ. Очерк............................................................

253

Лорд.....................................................................................

253

Дозор...................................................................................

255

Фрида...................................................................................

256

Адель....................................................................................

263

БОРЖОМИ. Очерк..................................................................

273

KARDIA. Очерк........................................................................

291

УТРО. Эссе................................................................................

295

Литературно-художественное издание

Сазонов Эдуард Владимирович

ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ

Повесть, рассказы, новеллы, очерки, эссе

Редактор: В. А. Демитриенко

Корректор: И. Ж. Березов

Подписано в печать 08.08.2013. Формат 60×84/16. Усл. печ. л. 17,2. Тираж 500 экз. Заказ № 262.

ООО Издательско-полиграфический центр «Научная книга»

394030, г. Воронеж, ул. Среднемосковская, 32б, оф. 3

Тел. +7 (473) 200-81-02, 200-81-04 http://www.n-kniga.ru. E-mail: zakaz@n-kniga.ru

Отпечатано в типографии ООО ИПЦ «Научная книга». 394026, г. Воронеж, Московский пр-т, 11б

Тел. +7 (473) 220-57-15, 238-02-38 http://www.n-kniga.ru. E-mail: typ@n-kniga.ru

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]