Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

1246

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
4.76 Mб
Скачать

ницы права. Предположение, что правом регулируется не только поведение, но и духовный мир человека, теоретически и практически несостоятельно1.

Таким образом, выделение позитивной ответственности как одного из аспектов юридической ответственности представляется спорным, однако этот вопрос по сей день остается дискуссионным.

Всвязи с этим, несмотря на то что понятие «юридическая ответственность» существует долгие годы, до настоящего времени не выработано четкое его определение. В современной учебной юридической литературе юридическая ответственность определяется преимущественно следующим образом: это «при-

менение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке»2.

Сдругой стороны, если рассматривать юридическую ответственность с позиции разделения ее на позитивную и негативную, то можно дать иное определение: это юридическая обя-

занность соблюдения и исполнения требований, предусмотренных нормой права, реализующаяся в правомерном поведении субъектов (позитивная юридическая ответственность), одобряемом или поощряемом государством, а в случае ее нарушения

обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав материального, правового или личного характера и их реализация (негативная ответственность)3.

Основной вывод, который необходимо сделать в первую очередь: юридическая ответственность – это сложное многоплановое правовое явление.

Внастоящее время нужно вести постоянную работу по совершенствованию системы применения мер юридической ответственности, повышению ее эффективности (методы убеждения, меры общественного воздействия), чтобы успешно решить задачу искоренения преступности в России. Эта работа будет стиму-

1МорозоваЛ. А. Теория государства иправа. М.: Эксмо, 2007. С. 371.

2Прокопович Г. А. Юридическая ответственность в российском праве: Теоретическийаспект: автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2003.

3Там же.

371

Стр. 371

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

лировать надлежащее исполнение гражданами правовых обязанностей, являясь, таким образом, средством предупреждения правонарушений в будущем.

Процесс реализации юридической ответственности содержит в себе немало проблем, затрагивающих интересы как личности, так и общества в целом. Это связанно прежде, всего с тем, что предусмотренные законодательством меры ответственности могут иметь социальную значимость лишь в той мере, в какой они реально осуществляются. Если государственные органы и должностные лица не обращают внимания на правонарушения или применяют установленные законом санкции не в полную силу, то у тех членов общества, которым они адресованы, может сложиться впечатление о необязательности соблюдения законов.

В решении этих проблем большое значение имеет процессуальное регулирование юридической ответственности, которое подчинено двум основным задачам:

1.Ни один нарушитель не должен уйти от ответственности, он должен быть подвергнут мерам государственного принуждения на основе, в пределах и в рамках закона.

2.Меры, рассчитанные на борьбу с правонарушениями, не должны коснуться того, кто не совершил ничего противоправного.

В. А. Ракинцева, 6 курс Научный руководитель – к. ю. н., доцент И. Ф. Никитина

ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

Коренные изменения, происходящие на современном этапе в российском обществе, выдвигают на первый план проблему приоритета общечеловеческих ценностей – признание неотъемлемых прав и свобод человека, а также ответственность государства не только за их формальное закрепление в законодательстве, но и за создание условий их реализации, охраны и защиты. Всестороннее развитие человека становится не только

372

Стр. 372

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

высшей целью, но и основным источником формирования нового порядка в российском обществе. В связи с этим всестороннее изучение проблемы прав человека, в том числе и права на образование, является важной задачей как в теоретическом, так и в практическом плане.

Право на образование в объективном смысле – правовой институт, система правовых норм, регулирующих ту часть общественных отношений в области образования, которая связана с приобретением знаний, способствующих развитию самой личности, приобретению ею профессиональных навыков. Будучи закрепленным законодательно, оно стало частью объективного права, совокупностью правовых норм в рамках действующего позитивного права.

Конституционное право на образование в субъективном смысле – это реально существующая, гарантированная государством и международным сообществом фактическая возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах и в интересах всего общества. При этом право на образование является субъективным правом в том смысле, как это принято считать в теории права.

Права человека считаются субъективными, во-первых, потому, что их носителями являются субъекты, т. е. люди и их объединения, во-вторых, в смысле категории, которая обозначает гарантированные государством и закрепленные в правовых нормах полномочия личности (и соответствующих объединений). В теории права субъективные права выражают ту меру свободы, которая возможна для отдельного члена общества на конкретном историческом этапе развития. Границы индивидуальной свободы установлены законом, поэтому субъективные права выражают официально признанную свободу. Субъективное право, отмечает профессор Н. И. Матузов, есть гарантированная мера поведения, которая предполагает возможность: 1) положительного поведения самого управомоченного, т. е. право на собственные действия, 2) требования соответствующего поведения от правообязанного лица, т. е. право на чужие дей-

373

Стр. 373

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

ствия, 3) применения государственного принуждения в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание), 4) пользования на основе данного права определенным социальным благом1.

Право на образование является субъективным публичным правом, следовательно, оно неотчуждаемо, не подлежит свободному обороту, подобно гражданским частным правам. Только то лицо, которому оно принадлежит, может им пользоваться, но не может его никому передать. Это не обычное субъективное право, т. е. установленная государством мера возможного поведения субъекта при выборе объема, вида и формы поведения, а одно из основных прав человека; как таковое оно обладает следующим свойством – является его естественным правом, т. е. непременным условием существования в обществе.

Конституционное право на образование в субъективном смысле – реально существующая, гарантированная государством и международным сообществом фактическая возможность лица обладать знаниями, умениями и навыками и пользоваться ими в целях повышения своего культурного уровня в личных интересах и в интересах всего общества.

В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Важнейшими международно-правовыми актами, закрепляющими универсальное право на образование, являются: Всеобщая декларация прав человека, утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 26); Пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. (ст. 13); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод; Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 г (ст. 28, 29); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.

1 Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия (теоретические проблемы субъективного права). Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992. 294 с.

374

Стр. 374

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Под словом «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Конституционное право на образование является основным

всилу его закрепления в Конституции РФ. Среди наиболее существенных юридических свойств основных прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ выделены следующие: непосредственное действие (ст. 18); высшая ценность человека, его прав и свобод (ст. 2); повышенная степень государственной защиты (ст. 64) и обеспеченности государством (ст. 2); особые основания возникновения; неотчуждаемый, постоянно действующий, непрерывный характер1.

Конституция РФ (ч. 2 ст. 17) провозглашает основные права и свободы человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Традиционно данные характеристики признаются свойственными естественными правам человека. Тем не менее понятия «основные права» и «естественные права» нетождественны. Естественные права неотчуждаемы, они принадлежат каждому от рождения, по своей природе и не требуют нор- мативно-правового закрепления. Естественные права становятся основными в силу их закрепления в Конституции РФ, а не наоборот. В число основных прав путем закрепления в Конституции РФ могут быть включены и права, не обладающие всеми свойствами естественных прав. Тем не менее неотчуждаемый характер и принадлежность каждому от рождения остается характеристикой основных прав в силу их гарантированности Конституцией, а не в силу исключительно естественноправового характера.

1Государственное право Российской Федерации / под ред. О. Е. Кутафина. М., 2006. С. 164; Воеводин Л. Д. Юридический статус личности

вРоссии: учеб. пособие. М., 2007. С. 147–148.

375

Стр. 375

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

В юридической науке не сложилось единое мнение по вопросу признания за конституционным правом на образование естественно-правовой природы. Большинство авторов относят конституционное право на образование к естественным правам человека (В. И. Шкатулла, Е. Д. Волохова, О. Е. Кутафин)1. Естественным правом считается то состояние свободы, которое не требует подтверждения со стороны государства, принадлежит каждому человеку от рождения вне зависимости от места рождения, социального положения, цвета кожи или любых иных факторов. С точки зрения естественно-правовой концепции прав человека обязанность государства состоит не в наделении человека правами (они существуют с рождения), а в юридическом оформлении этих прав и их защите. Однако Е. И. Колюшин отмечает, что концепция естественных прав человека убедительно обосновывает природу только личных прав и свобод, которые исторически породили институт прав и свобод как таковой, так называемые права первого поколения, или «старые, основные права»2. По мнению А. Н. Кокотова и М. И. Кукушкина, Конституция РФ относит к естественным правам человека личные, а к правам позитивного характера – политические, социально-эко- номические, культурные и иные3.

Существует точка зрения, согласно которой конституционное право на образование относят к социально-культурным и экономическим правам и свободам человека. Социальный аспект права на образование заключается в вопросе о платности или бесплатности его получения, в предоставлении государством социальных гарантий его получения. Культурный аспект права на образование выражается в том, что образование является необходимой предпосылкой духовного развития каждого

1См.: Шкатулла В. И. Образовательное право. М., 2001. С. 200; Волохова Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование

вРоссийской Федерации. М., 2004. С. 9; Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2006. С. 255.

2См.: Колюшин Е. И. Конституционное (государственное) право России: курс лекций. М., 1999. С. 123.

3См.: Конституционное право России / под ред. А. Н. Кокотова,

М. И. Кукушкина. М., 2003. С. 145.

376

Стр. 376

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

человека, его благополучия и культуры. Экономический аспект права на образование заключается в том, что его реализация является важнейшим фактором научно-технического и экономического роста государства, который может быть обеспечен только образованными гражданами. Отнесение конституционного права на образование к группе социально-экономических прав и свобод обосновывается еще и тем обстоятельством, что получение соответствующего образования, как правило, предшествует реализации другого важного социально-экономического права – свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и занятий (ст. 37 Конституции РФ).

Думается, однако, вернее относить право на образование к социальным правам человека и гражданина в связи с тем, что его правовая природа обусловлена рядом свойств, связанных с особенностями конституционно-правовой регламентации и реализации данной категории прав.

Основное свойство социальных прав человека вытекает из их принадлежности к группе прав второго поколения, возникших в середине XX в. под влиянием социалистических идей, движений, систем, получивших отражение в документах ООН о правах человека. Данное свойство можно обозначить как обусловленность, зависимость от социально-экономического развития государства.

Права второго поколения обычно выражаются в условной форме (программных положений, пожеланий, целей и идеалов для деятельности государства), ставящей их осуществление в зависимость от возможностей экономики, условий развития социальной и духовной сферы жизни общества1.

Реализация конституционного права на образование требует от государства создания определенной системы образования, ее финансирования, поддержания и развития. Получение общего образования в негосударственном общеобразовательном учреждении в рамках государственного стандарта невозможно без создания государством условий для функционирования подобных учреждений и наделения их полномочиями по организации

1 См.: Енгибарян Р. В., Тадевосян Э. В. Конституционное право:

учебник. М., 2002. С. 171; Права человека. С. 159.

377

Стр. 377

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

обучения в соответствии с утвержденными стандартами и выдаче документов об образовании государственного образца. Однако подобная обусловленность не исключает естественноправового характера конституционного права на образование, а только подтверждает его неотчуждаемый характер, который обязывает государство создавать условия для гарантированной реализации данного права. Следует согласиться с Н. М. Коркуновым, который утверждал, что «по природе (в силу естественного права) человек может учиться бесконечно»1. Рассматривая право на образование в более широком смысле, в контексте права на развитие, необходимо признать за ним наличие естествен- но-правовой природы.

Таким образом, конституционное право на образование можно определить как естественное право, принадлежащее к категории социальных прав человека. В пользу социальной составляющей конституционного права на образование говорит тот факт, что уровень образования во многом характеризует социальный статус, степень социализации человека, а законодательно закрепленный и обеспеченный уровень обязательного образования – достижение социально-экономического развития общества. С одной стороны, обеспечение граждан базовым уровнем образования – это обязанность государства, провозглашающего себя социальным, а с другой – существует так называемый социальный заказ на образование или потребность общества в соответствующих специалистах и в уровне образования.

1 КоркуновН. М. Лекции пообщей теорииправа. СПб., 2003. С. 120.

378

Стр. 378

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

Е. А. Рассадина, 6 курс Научный руководитель – к. ю. н., доцент И. К. Советов

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ

Актуальность работы определяется значимостью права на свободу и личную неприкосновенность и его закреплением в международном и российском законодательстве. Право на свободу иличную неприкосновенность в настоящее время – важнейшее право человека, которое он получает с момента рождения и которое дает ему возможность совершать любые действия, не противоречащие закону, позволяет реализовыватьсебя как личность.

В XX в. право на свободу и личную неприкосновенность закреплено Всеобщей декларацией прав человека (10 декабря 1948 г.); Международным пактом о гражданских и политических правах (19 декабря 1966 года), иными международными актами.

Право на свободу и личную неприкосновенность включено в систему прав человека и гражданина, которые содержатся в гл. 2 Конституции РФ. Конституционные положения о защите свободы и личной неприкосновенности закреплены в целом ряде нормативных актов.

Актуальность работы определяется и тем, что на практике наблюдаются нарушения прав на свободу и личную неприкосновенность, о чем неоднократно говорилось в докладах уполномоченных по правам человека и по Российской Федерации, и по Пермскому краю.

Существует узкий и широкий подход к пониманию права на свободу и личную неприкосновенность, что отражается в спорах вокруг состава данного конституционного права. При узком подходе данное право определяется лишь по ст. 22 Конституции РФ. При широком подходе данное право, учитывая, что понятие неприкосновенности личности в Конституции РФ не дано, закреплено в других статьях Конституции РФ.

Так, одной из сторон личной неприкосновенности выступает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны. В Конституции и законодательстве не содержится понятие

379

Стр. 379

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

«частная жизнь», подлежащая государственной охране. Один из ведущих российских ученых в области конституционного права М. В. Баглай указывает, что содержание частной жизни «составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его “среды обитания”»1.

При этом в настоящее время нет законодательного определения всей совокупности сведений, составляющих само понятие частной жизни, нет и конкретного закона о том, какие сведения частного лица являются неприкосновенными и требующими на ознакомление с ними согласия их обладателя или его правопреемников. Даже в Конституции РФ отсутствуют указания о характере ответственности за нарушение неприкосновенности частной жизни, а нормы, характеризующие право на неприкосновенность, не систематизированы должным образом.

На наш взгляд, к частной жизни относятся как естественные права и свободы, так и права, приобретенные в процессе сознательной жизни гражданином. Следует согласиться с мнением тех специалистов, которые в содержание понятия «частная жизнь» включают неприкосновенность личности, ее места пребывания и жилища; неприкосновенность тайны переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность сведений, составляющих личную

исемейную тайны.

Внастоящее время право на личную неприкосновенность закреплено во многих международных и национальных актах. По мнению A. M. Арбузкина2, обеспечение свободы и неприкосновенности включает два аспекта. С одной стороны, соотнесение свободы каждого со свободой других членов общества. Другой аспект свободы личности связан с соотнесением свободы индивида с необходимостью обеспечения публичных интересов.

1Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007.

2Арбузкин A. M. Конституционное право зарубежных стран. М.,

2004. С. 138.

380

Стр. 380

ЭБ ПНИПУ (elib.pstu.ru)

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]