Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

534

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Известны инфарктоподобные изменения на ЭКГ при отравлении окисью углерода. Вторичные изменения миокарда могут быть следствием острого или хронического поражения нервной системы и органов дыхания. Симптомы так называемого «легочного сердца» при массивных поражениях легких и циркуляторные расстройства в системе малого круга могут предрешить исход отравления в тех случаях, когда первично и длительно страдают органы дыхания.

Бензол, органические соединения ртути, свинец снижают резистентность капилляров, вызывают жировую дистрофию внутренней оболочки сосудов. С действием свинца, сероуглерода, фторидов и окиси углерода связывают стимуляцию атеросклеротического процесса у животных и людей. Эта точка зрения разделяется, однако, далеко не всеми исследователями. Мышьяк обладает выраженным капилляротоксическим действием; воздействуя через вегетативную нервную систему и непосредственно на стенку сосудов, он вызывает паралич капилляров и увеличение их проницаемости. Пентахлорнитробензол вызывает утолщение интимы и мышечной оболочки сосудов. Дегенеративными изменениями в сосудах миокарда объясняется избирательное действие на сердце соединений кобальта.

Изменения в системе крови. Неспецифические изменения вморфологическом составе крови и ее физико-химических свойствах наблюдаются при многих острых интоксикациях промышленными ядами. Большинство острых отравлений сопровождается также типичной стрессорной реакцией с характерными для нее проявлениями в крови – лимфопенией, эозинопенией, гранулоцитозом. Кроме того, есть яды, обладающие специфическим действием нагемопоэзи форменные элементы крови.

К наиболее часто встречающимся проявлениям токсического поражения системы крови относятся гипо- и апластические состояния кроветворных органов. Подобное нарушение гемопоэза, проявляющееся в прогрессирующей лейкопении, тромбоцитопении и анемии, встречается при длительном от-

51

равлении бензолом и его гомологами. Обычно прослеживается определенная последовательность в развитии гематологических сдвигов, при которой сначала прогрессируют лейкопения и тромбоцитопения и лишь позже присоединяется анемия, обусловленная гипоплазией красного ростка костного мозга. Более выраженная форма интоксикации характеризуется стойкой апластической анемией с жировым перерождением костного мозга. У животных можно получить полную аплазию костного мозга. Известны случаи тромбоцитопенической пурпуры со смертельным исходом. Описаны варианты бензольной интоксикации, при которых на первый план выступают изменения эритропоэза или преобладает геморрагический синдром.

Особое место среди токсических анемий занимает свинцовая анемия, в основе патогенеза которой лежит нарушение синтеза гемоглобина, причем на разных этапах порфиринового обмена. Известно, в частности, что свинец препятствует переходу дельта-аминолевулиновой кислоты в порфобилиноген, тормозит синтез протопорфирина из копропорфириногена, приводит к задержке инкорпорации железа в протопорфириновое кольцо. В результате в эритроцитах снижается содержание гемоглобина, но увеличивается концентрация уропорфирина, копропорфирина, протопорфирина; в моче возрастает содержание порфобилиногена и дельта-аминолевулиновой кислоты. Нарушение инкорпорации железа в протопорфирин влечет за собой накопление этого элемента в плазме, повышенную экскрецию его с мочой и увеличение числа сидеробластов в костном мозге и сидероцитов в периферической крови. Первичное токсическое действие на костный мозг сопровождается повреждением митохондрий и рибосом эритробластов и выбросом в кровь неполноценных эритроцитов. Базофильная зернистость эритроцитов является очень характерным, но не абсолютно специфичным признаком интоксикации свинцом. Она встречается и при отравлении другими ядами – бензолом, мышьяковистым водородом, сероуглеродом.

52

Специфическим свойством блокировать гемоглобин со всеми вытекающими отсюда клиническими проявлениями гипоксемии обладают карбоксигемоглобинообразователи (окись углерода) и метгемоглобинообразователи (амидо- и нитросоединения бензола, нитрит натрия, некоторые органические перекиси). Тяжесть интоксикации зависит в основном от количества образовавшегося мет- и карбоксигемоглобина. Так, например, отмечают: при содержании в крови 10 % карбоксигемоглобина некоторое снижение работоспособности; при 30 % НbСО – возбуждение, спутанность сознания, головную боль; при 60–70 % НbСО – потерю сознания.

Многие промышленные яды снижают иммуноустойчивость организма, о чем легче всего судить по изменениям в крови, например, по уменьшению фагоцитарной активности лейкоцитов, титра антител, содержания комплемента, пропердина и других иммунологических показателей.

Изменения в системе органов пищеварения. Токсико-

химические факторы могут вызывать нарушение функции пищеварительного тракта, непосредственно воздействуя на слизистую оболочку либо при заглатывании, либо при выделении яда, попавшего в организм любым другим путем. Не исключено рефлекторное влияние других органов и систем.

Хорошо известна способность некоторых металлов откладываться в слизистой оболочке ротовой полости, особенно десен, иокрашивать ее в голубовато-серый цвет (серебро, висмут, свинец, ртуть, сурьма). Часто при этом появляется металлический привкус во рту, припухлость, покраснение икровоточивость десен; гингивит, стоматит, а иногда и язвенно-некротические поражения слизистойоболочкиртапритяжелыхотравленияхбензолом.

Вдыхание некоторых ангидридов неорганических кислот и паров органических кислот вызывает разрушение зубов и способствует развитию кариеса. Серьезную опасность для зубов представляют соединения фтора и фосфора. Для профессионального кариеса более типична локализация в области ше-

53

ек передних зубов, где чаще застревает пыль; раньше поражаются верхние зубы, позже – нижние.

Явления гастрита, нарушение секреции, диспепсические явления наблюдаются при отравлениях тринитротолуолом, селеном, органическими растворителями, окислами азота, цинком, хромом. Выраженное местное раздражающее действие на слизистую оболочку желудка и кишечника оказывают тяжелые металлы, сероуглерод, сероводород, бромиды, йодиды. При отравлениях ртутью, мышьяком, сурьмой, кадмием чаще появляется понос; для отравлений свинцом, фторидами, цинком, селеном более типичны запоры.

Значительная часть промышленных ядов обладает способностью избирательно поражать паренхиму печени, что позволяет говорить о специфическом гепатотропном действии. К числу гепатотропных ядов относятся хлорированные и бромированные углеводороды, хлорированные нафталины, нитропроизводные бензола, эфиры азотной кислоты, стирол и его производные, соединения фосфора и селена, сурьма, мышьяк, гидразин и его производные. Гепатотропные яды могут оказывать прямое действие на печеночные клетки и их органоиды. Важнейшая роль в патогенезе токсического повреждения печеночной паренхимы принадлежит также нарушениям внутридолькового кровообращения и возникновению внутридолькового дефицита серосодержащих аминокислот вследствие инактивации у последних SН-групп.

Острые, легкие и тяжелые поражения печени проявляются в виде дистрофических изменений паренхимы разной степени выраженности. Первое и наиболее частое проявление острого поражения печени – боль в правом подреберье в сочетании

сдиспепсическим и астеновегетативным синдромами. Локализация болей в районе желчного пузыря и их приступообразный характер дают основания связывать происхождение этих болей

сфункциональным поражением желчевыводящих путей. При тяжелых поражениях резко выражена желтуха. Данные функ-

54

циональных проб при этом сходны с таковыми при болезни Боткина.

Ранними признаками хронической интоксикации являются изменения экскреторной функции печени. Тяжелые формы хронического поражения печени сопровождаются стойкой, хотя и нерезко выраженной билирубинемией, стойкой диспротеинемией и изменением сулемовой пробы. Для клинической картины хронических интоксикаций характерно относительно доброкачественное течение с отсутствием выраженных признаков печеночной недостаточности и сравнительно редким исходом в цирроз; хотя полностью исключить возможность возникновения этой тяжелой формы патологии при длительном контакте с гепатотропными ядами нельзя. При оценке степени тяжести токсико-химического повреждения печени – органа, обладающего очень высоким регенераторным потенциалом, следует иметь в виду, что часто нельзя обнаружить существенных корреляций между результатами клинических, функциональных и морфологических исследований.

Поражение мочевыделительной и половой системы.

Поражение почек типа токсического нефроза с явлениями почечной недостаточности имеют место при отравлении, чаще остром, хлорпроизводными углеводородов, свинцом, сулемой, скипидаром, этиленгликолем и его эфирами. Одним из проявлений острого отравления амидопроизводными бензола может быть геморрагический цистит. Хроническое отравление солями бария сопровождается дизурией, а скипидаром – дизурией и гематурией.

Некоторые интоксикации, особенно хронические, вызывают серьезные расстройства половой функции. Бензол и его производные, свинец, окись углерода, сероуглерод, хлоропрен, сурьма, некоторые пестициды вызывают нарушение овариаль- но-менструального цикла. Нарушение сперматогенеза вплоть до азоспермии наблюдается при хроническом отравлении алкоголем, свинцом, мышьяком. Снижение потенции и либидо

55

характерны для интоксикации окисью углерода, свинцом, мышьяком. Изменения половой функции у мужчин выявлены при контакте с марганцем, хлоропреном и борной кислотой.

Изменение в эндокринной системе. Поражением внутри-

секреторного аппарата половых желез не ограничивается спектр действия промышленных ядов на эндокринный компонент единой нейрогуморальной системы регуляции всех функций организма. Известны, в частности, яды, избирательно повреждающие островковый аппарат поджелудочной железы (хлорфеноксиуксусные кислоты), корковое вещество надпочечников (некоторые галоидопроизводные углеводородов, тетрабутилового, хлорфеноксиуксусные кислоты), паренхиму щитовидной железы (цианиды, роданиды, амиды угольной и тиоугольной кислот). Интоксикация тиурамом, амитролом и динилом сопровождается чрезмерным усилением функции щитовидной железы.

Поражение костной системы, кожи и ее придатков. Вы-

раженное системное поражение костно-суставного аппарата описано при флюорозе. Отравление солями бария, вытесняющими из костей фосфор и кальций, может привести к значительному остеопорозу. Разрежение костной ткани обнаружено также при хроническом отравлении солями кадмия; при этом появляются поперечные борозды на лопатках, бедренных и большеберцовых костях таза. Деформацию трубчатых и челюстных костей, остеопороз, множественные экзостозы и гипертрофию хрящей у животных вызывает нитрил бета-аминопропи- оновой кислоты. При отравлении желтым фосфором поражается нижняя челюсть; при хроническом отравлении свинцом у детей страдают зоны эпиметафизарного роста костей.

Проявления интоксикации на коже и ее придатках не исчерпываются уже названными выше воспалительными и аллергическими реакциями. Действие некоторых промышленных ядов влечет за собой гиперпигментацию открытых или подвергающихся трению одеждой частей кожи (продукты переработки нефти, каменноугольная смола, соли плавиковой кислоты). Кон-

56

такт с тринитротолуолом и динитрохлорбензолом со временем приводит к окрашиванию кожи ладоней, подошв ног и ногтей в желтый цвет; серебро, накапливаясь в коже и слизистых оболочках, окрашивает их в аспидно-серый цвет (аргирия). Гидрохинон и некоторые его эфиры обесцвечивают значительные участки кожи, вызывая лейкодерму. Повышенная ломкость и деформация ногтей встречаются у работающих с известью, карбидом кальция, 2,4-динитрофенолом. Никель и цемент вызывают сильный зуд кожи. При работе с некоторыми веществами развивается гиперкератоз или усиленно выпадают волосы (антрацен, каменноугольная смола, хлоропрен и его димеры, тринитротолуол, динитрохлоробензол, соединения таллия).

Тератогенное, мутагенное и бластомогенное действие ядов. К последствиям интоксикации промышленными ядами, имеющим многомесячный или даже многолетний латентный период, относятся нарушения развития плода (эмбриотропное или тератогенное действие), повреждение наследственного аппарата клетки (мутагенное действие) и злокачественное перерождение клетки (канцерогенное действие).

Эмбрион не способен реагировать на патогенные факторы реактивными процессами, поэтому любое воздействие вызывает в его тканях только альтерацию, начиная с обменных нарушений и кончая гибелью тканевых элементов. Отсутствие у эмбриона способности к репаративным процессам приводит к развитию стойких нарушений структуры, а поскольку в этот период идет непрерывный органогенез, то появляются стойкие нарушения в формировании органов, т.е. возникают пороки развития или уродства. Полагают, что понятие «уродство» следует относить не только к структурным, но и к функциональным и биохимическим изменениям.

Чувствительность плода зависит от срока беременности. Наиболее уязвимы эмбрионы млекопитающих в первые два месяца беременности, в так называемые критические периоды, которые предшествуют определенным этапам морфогенеза. Ос-

57

новным признаком критического периода является высокая чувствительность зародыша к действию внешних агентов. У белых крыс первый критический период приходится на 4-й день беременности, второй – на 9–12-й дни. В эмбриогенезе человека критические периоды отмечаются на 1–2-й и 3–6-й неделях беременности, т.е. во время имплантации и плацентации эмбриона.

Оценивая опасность промышленного яда для плода, необходимо учитывать не только возможность прямого воздействия вещества, преодолевшего плацентарный барьер, но и косвенное влияние, связанное с развитием интоксикации в организме матери. Эксперимент на животных, в частности на белых крысах, позволяет в какой-то мере предсказать тератогенную опасность промышленного яда для человека. Однако не может быть абсолютной уверенности в том, что отрицательный результат исследований на животных может гарантировать отсутствие эффекта у человека.

Многие промышленные яды вызывают снижение плодовитости животных, гибель плодов или нарушение внутриутробного развития. Диметилдиоксан задерживает формирование плаценты, формальдегид угнетает синтез нуклеиновых кислот у плодов и в плаценте. У женщин, подвергавшихся воздействию паров бензина, бензола, а также ртути и свинца, наблюдали преждевременные роды, самопроизвольные выкидыши,

мертворождения.

Известна повышенная смертность детей

в возрасте до 1

года у работниц свинцового производства.

У работниц табачных фабрик уменьшено число беременностей, чаще встречаются выкидыши. Хроническая интоксикация гранозаном отражается на умственном и физическом развитии потомства.

Контакт с разнообразными химическими соединениями может иметь генетические последствия, причем уже сейчас известно несколько сот мутагенов более активных, нежели ионизирующая радиация. В настоящее время трудно представить себе полноценное токсиколого-гигиеническое исследование, не

58

учитывающее возможности воздействия новых химических веществ на наследственный аппарат клетки.

При сравнении мутагенных свойств химических веществ с их общей токсичностью в некоторых случаях обнаруживается корреляция; например, в ряду фторорганических эфиров, производных дитиокарбаминовой кислоты, некоторых гетероциклических соединений. Однако расхождение между мутагенной активностью и токсичностью в других группах свидетельствует о наличии самостоятельных механизмов этих видов биологического действия.

Замечена также корреляция между мутагенной и аллергенной активностью, между генетическим и гонадотропным эффектами.

Сведений о генетической опасности, полученных на классическом объекте – плодовой мушке, явно недостаточно для токсикологического прогноза, ибо процесс проявления хромосомной изменчивости у разных видов живых организмов различен. Пути мутации тем сложнее, чем сложнее организация наследственных структур. У высших организмов генетический аппарат имеет более мощные барьеры, препятствующие повреждающему действию мутагенов.

Такая генетическая модель, как исследование in vitro на культуре тканей эмбриональных фибробластов и лейкоцитах человека, позволяет оценить мутагенную опасность при непосредственном контакте с ядом, вносимым в питательную среду. Этот метод в значительной степени дополняет наблюдения на дрозофиле. При проведении исследований на культуре клеток можно наблюдать за характером и частотой изменений хромосом человека. Мутагенное действие на культуры клеток оказывают, например, такие вещества, как альдрин, аминоптерин, гексаметилентетрамин, гексахлоран, гидрохинон, ДДТ и др.

Наиболее полные сведения о генетической опасности промышленных ядов могут быть получены в опытах на линейных мышах с наблюдением за потомством 3 поколений. Последние

59

при этом подвергаются тщательному физиологическому и биохимическому исследованию. Сравнительно просто в эксперименте обнаружить доминантные мутации, которые проявляются уже в первом поколении.

Одни мутагены более опасны для самок, другие – для самцов, причем особенно в первые 100 дней после оплодотворения и в период активного овогенеза и сперматогенеза. 1,2-дихлор- этан, например, сильнее влияет на женские половые клетки, в то время как формальдегид действует преимущественно на мужской гаметогенез. Специфичность действия мутагенов может проявиться в различной их активности на разных стадиях гаметогенеза. Триэтиленмеламин вызывает доминантные летали в сперматозоидах и сперматидах крыс и мышей, но не влияет на сперматоциты. В случае возникновения доминантных леталей у самок, скрещенных с самцами, контактировавшимися с химическими мутагенами, наблюдается увеличение эмбриональной смертности. Это находит свое выражение в снижении общей плодовитости мышей, увеличении количества мертвых эмбрионов и смертности до имплантации.

В настоящее время доказана генетическая опасность для потомства млекопитающих следующих химических веществ: этиленимина, ртути, альфа-нафтилфенолов, азотистого иприта, триэтиленмеламина, диэпоксибутана, некоторых хлорорганических пестицидов, алкилалкансульфонатов, соединений свинца, бензола, толуола, уретана.

Изучение соматических мутаций позволяет обнаружить не только мутагенный эффект, но и прогнозировать канцерогенную опасность химических соединений. Это подтверждается наличием корреляции между мутагенным и бластомогенным действием ряда алкилирующих веществ. Среди известных настоящее время канцерогенов лишь немногие встречаются в природе в естественном состоянии (некоторые металлы, канцерогены растительного происхождения). Большинство химических канцерогенов – искусственные органические соедине-

60

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]