Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

534

.pdf
Скачиваний:
2
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Самый общий вывод, который может быть сделан из анализа работ по комбинированному действию промышленных ядов и высокой температуры, сводится к следующему: одновременное воздействие вредных веществ и повышенной температуры, как правило, усиливает и ускоряет развитие токсического эффекта. Как правило, но не всегда.

Так, например, по данным Б.А. Кацнельсона и соавт., одновременное воздействие кварцевой пыли и повышенной температуры (32–30 °Св опытах на кроликах и 38–40 °Св экспериментах накрысах) характеризовалосьослаблениемсиликотическогопроцесса.

Для ряда веществ усиления токсического эффекта не наблюдалось. Так, например, не обнаруживалось усиления токсичности анилина при воздействии повышенной температуры (при 35, 40, 45 и 50 °С) в опытах на собаках, хотя в опытах на крысах токсичность анилина усиливалась.

Следует подчеркнуть, что выраженность токсического эффекта при сочетанном воздействии с повышенной температурой может зависеть от многих причин: от степени повышения температуры, от вида животных, от пути поступления яда ворганизм, от длительности и режима затравок, от концентрации или дозы яда. Например, было установлено, что затравка морских свинок икроликов окисью углерода в концентрации 0,23; 0,75 и 1,5 мг/л

втечение часа и одновременное воздействие повышенной до 29– 32 °С температуры приводили к снижению токсического эффекта СО. Однако воздействие этого яда в концентрации более высокой (2–8 мг/л) при практически той же температуре (32–34 °С) в эксперименте на крысах и кроликах (затравка проводилась также

втечение часа) характеризовалось значительным усилением токсического действия. При воздействии окиси углерода в сочетании сеще более высокой температурой, токсический эффект всегда усиливался. Как правило, он был более выражен и в хронических экспериментах.

Рассматривая вопрос о комбинированном воздействии промышленных ядов и повышенной температуры воздуха как

151

в эксперименте, так и в условиях производства, необходимо иметь в виду, что «температурный компонент» в механизме развития токсического эффекта связан, главным образом, с изменением функционального состояния организма – с нарушением терморегуляции, потерей воды при высокой температуре, учащением дыхания, ускорением кровообращения (учащение дыхания и ускорение кровообращения может привести к большему поступлению яда в организм за тот или иной промежуток времени) и многих биохимических процессов, изменением уровня обмена веществ. Иначе говоря, воздействие яда происходит, с одной стороны, на измененный организм, но, с другой стороны, взаимодействие организма и яда, как правило, снижает устойчивость организма к воздействию высокой температуры, нарушает терморегуляцию. Следовательно, одновременное воздействие на организм вредных веществ и повышенной температуры окружающей среды приводит к суммированию их биологических эффектов, вызывая «синдром взаимного отягощения». Очевидно, что синдром этот развивается только при определенных условиях – при достаточно высокой температуре внешней среды, способной каким-то образом изменить состояние организма, и при концентрации или дозе яда, которая может вызвать те или иные изменения. Более подробно роль температурного фактора рассмотрена В.В. Кустовым и соавт. Отметим только, что этот вопрос имеет большое практическое значение для регламентации содержания вредных веществ в окружающей человека среде.

Ряд авторов высказывают рекомендации не только учитывать «синдром взаимного отягощения», но и предлагают «поправочные коэффициенты» для снижения ПДК. Так, Н.М. Демиденко иМ.Г. Миргиязова в работе, посвященной исследованию сочетанного воздействия высокой температуры (36–40 °С) и фосфорорганического пестицида антио, наблюдали эффект, превышающий аддитивность. На этом основании авторы высказали рекомендацию о введении 5–10-кратной поправки в предельно

152

допустимую концентрацию пестицидов при применении их в условиях жаркого климата.

Вопрос о комбинированном воздействии токсических веществ и пониженной температуры окружающей среды исследован в значительно меньшей степени. В самом общем виде результаты работ, посвященных этой проблеме, можно резюмировать следующим образом: понижение температуры вбольшинстве случаев ведет к усилению токсического эффекта. В.В. Кустов приводит большое количество работ, подтверждающих этот вывод. Он оказывается справедливым, например, для окиси углерода, бензина, бензола, сероуглерода, трихлорэтилена, анилина, окислов азота. Однако, так же как и при воздействии повышенной температуры, вывод справедлив не для всех уровней пониженной температуры. Для ряда промышленных ядов известны диапазоны температур, для которых характерно не усиление, а ослабление токсического эффекта. Для бензина это наблюдалось в диапазоне 21–10 °С; для хлорофоса – при 12 °С; для окислов азота – в диапазоне 22–15 °С. При этом следует иметь в виду, что и для низкой температуры имеют значение концентрация и доза вредного вещества, длительность воздействия яда, режим затравок и ряд другихмоментов.

В заключение отметим, что применительно к ядам-неэлек- тролитам большое значение имеют их физико-химические свойства. Так, например, токсический эффект наркотиков II типа при воздействии низких температур усиливается, а токсический эффект наркотиков I типа снижается. Напротив, в условиях высоких температур токсичность наркотиков II типа снижается, а наркотиков I типа усиливается.

Повышенная влажность воздуха. Работ, посвященных исследованию токсического эффекта при воздействии промышленных ядов в условиях повышенной влажности воздуха, сравнительно немного. В некоторых случаях результат комбинированного воздействия может быть исследован и предсказан до проведения токсикологических экспериментов на живот-

153

ных. Имеются в виду такие яды, которые вступают в химическое и физико-химическое взаимодействие с влагой воздуха

идыхательных путей. Так, например, раздражающий эффект окислов азота усиливается вследствие образования капелек азотной и азотистой кислот; токсичность некоторых хлорсодержащих легко гидролизующихся соединений может существенно измениться в связи с образованием соляной кислоты.

Для веществ, не вступающих во взаимодействие с влагой воздуха, механизм комбинированного действия весьма сложен

имало исследован. В.В. Кустов полагает, что в ряде случаев повышенная влажность воздуха, нарушая теплоотдачу, может способствовать перегреванию организма и увеличивать его чувствительность к воздействию яда.

Барометрическое давление. Исследования в области ток-

сического действия при измененном барометрическом давлении, как отметил Н.В. Лазарев в 1938 г., находятся «еще в самой зачаточной стадии». С момента написания этих строк прошло более 70 лет. Однако отмеченная ситуация изменилась не очень существенно. А между тем вопрос о влиянии измененного барометрического давления на токсические эффекты из сферы теоретических интересов перерос в область разработки практических рекомендаций. Перерос, во-первых, в связи

с широкой программой океанографических исследований и освоением континентального шельфа, а, во-вторых, в связи с интенсивным развитием авиации и освоением космического пространства.

Если сведения о влиянии пониженного атмосферного давления на выраженность токсического эффекта (в связи с изучением влияния гипоксии) время от времени появляются в печати, то количество примеров влияния повышенного барометрического давления на действие токсических агентов в дополнение к тем, которые приведены Н.В. Лазаревым в монографии «Биологическое действие газов под давлением», почти не увеличилось. Несомненно одно, повышенное барометрическое давление

154

(гипербария), вызывающее резкие изменения многих физиологических функций, не может не влиять на эффект взаимодействия организма и яда. Должен проявиться в той или иной форме и степени «синдром взаимного отягощения». Во всяком случае, каких-либо предпосылок и теоретических соображений о возможном ослаблении токсического эффекта при воздействии повышенного барометрического давления, по-видимому, никем не высказывалось.

Гипоксия. Установлено, что действие таких ядов, как окись углерода, алкоголь, бензол, окислы азота, четыреххлористый углерод при затравке животных в условиях гипоксической гипоксии значительно усиливается. Интересный натурный эксперимент по изучению токсического действия некоторых пестицидов на теплокровных животных (мышах и крысах) в условиях высокогорья (3640 м над уровнем моря) провел А.М. Юсупов. Автор установил, что в условиях высокогорья токсичность и степень кумуляции изученных веществ, по сравнению с равнинными условиями, увеличиваются. По-видимому, полагает А.М. Юсупов, введение пестицидов при недостаточности кислорода усугубляет гипоксию.

В литературе, однако, имеются указания и об ослаблении токсического эффекта при воздействии ядов на фоне сниженного барометрического давления. Это обнаружено, например, для двуокиси азота и озона.

Шум и вибрация. Выводы авторов, исследовавших сочетанное воздействие шума и промышленных вредных веществ как в эксперименте, так и в клинике профпатологии, практически однозначны. Производственный шум усиливает токсический эффект и ускоряет его развитие. Это доказано для окиси углерода, стирола, алкилнитрита, крекинг-газа, нефтяных газов, аэрозоля борной кислоты и других веществ. Большинство авторов утверждают, что гигиеническая регламентация содержания вредных веществ в воздушной среде производственных помещений, равно как и допустимые уровни производственно-

155

го шума, при условии их комбинированного воздействия, должны быть более «жесткими».

Аналогичное требование может быть высказано и по отношению к вибрации. Хотя влияние вибрации на развитие токсического действия вредных веществ исследовано в меньшей степени, чем влияние шума, мнение большинства авторов сводится к тому, что вибрация усиливает токсический эффект. В.В. Кустов и соавт. приводят данные об этом для пыли кобальта, кремниевой пыли, дихлорэтана, окиси углерода и некоторых других веществ, А.Н. Боков исоавт. – длялетучихкомпонентов эпоксидных смол.

Ультразвук. Комбинированное воздействие вредных веществ и ультразвука исследовалось явно недостаточно. В.В. Кустов и соавт., обобщая литературу по этому вопросу, ссылаются лишь на работы А.Д. Щипачевой, которая изучала последовательное и сочетанное воздействие ультразвука и этанола, часто встречающихся в различных отраслях промышленности (при химической очистке деталей). Исследовалось как сочетанное, так и изолированное воздействие обоих факторов. Результат оказался совершенно четким. Сочетанное воздействие этанола и ультразвука (последний интенсивностью 130 и 100 дБ и частотой 50 и 54 кГц соответственно) оказывало более выраженное неблагоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы, чем изолированное воздействие каждого из факторов в отдельности. Однако при снижении интенсивности ультразвука (на 15 дБ, путем экранирования туловища крыс), воздействие этанола в той же концентрации (0,9±0,04 мг/л) не вызывало существенных сдвигов, аналогичных наблюдаемым ранее. Подводя итог исследованию А.Д. Щипачевой, В.В. Кустов и соавт. замечают, что полученные автором результаты являются подтверждением приведенного выше положения о том, что «синдром взаимного отягощения» физического и химического факторов может выявляться только в том случае, если биологическое действие одного из них приводит к изменению реактивности организма.

156

Лучистая энергия. О совместном воздействии промышленных ядов и лучистой энергии известно также не очень много. Н.В. Лазарев приводит данные о том, что ультрафиолетовое облучение может понижать чувствительность белых мышей

кэтиловому спирту, вследствие усиления окислительных процессов в организме и более быстрого обезвреживания яда. Известно об уменьшении токсического эффекта окиси углерода при ультрафиолетовом облучении. Причина этого – ускорение диссоциации карбоксигемоглобина и более быстрое выведение окиси углерода из организма.

Р.Д. Габович с соавт. исследовали особенности депонирования свинца в организме при различных режимах ультрафиолетового облучения. Выводы, к которым пришли авторы, сводятся

кследующему. Затравка белых крыс свинцом в условиях ультрафиолетового дефицита увеличивала его содержание в костной ткани в 22,5 раза при дозе 2 мг/кг и более чем в 10 раз при дозе 20 мг/кг. В 2–4 раза увеличивалось содержание свинца в селезенке, легких и сердце, в 1,1–2 раза – в печени, мозге, скелетных мышцах. При комбинированном воздействии свинца с ультрафиолетовым облучением наблюдалось уменьшение накопления свинца в органах и тканях и более интенсивное выделение его с фекалиями и мочой. В костях облучавшихся животных свинца было в 2 раза меньше, чем у тех крыс, которые облучению не подвергались. Значительно меньше свинца было также в зубах, селезенке, легких, мозге.

Вдругой работе Р.Д. Габовича и соавт. приводятся данные об изучении устойчивости организма к гексахлорбензолу при различных сочетаниях температуры воздуха и ультрафиолетового облучения. Оказалось, что устойчивость организма к исследуемому яду при недостаточном УФ-облучении, перегревании, а также сочетании воздействия перегревания и УФоблучения, заметно снижается. УФ-облучение в дозах, близких

коптимальной величине (400 мкэр/см2), повышает устойчивость организма к гексахлорбензолу. Однако более высокие

157

дозы, превышающие оптимальную величину, снижают устойчивость к этому яду. Отрицательное действие больших доз ультрафиолетовой радиации возрастает при сочетании ее с высокой температурой воздуха. При этом, по мнению авторов, следует обратить внимание на то, что последняя уменьшает защитный эффект даже оптимального УФ-облучения.

Комбинированное действие токсических веществ и ультрафиолетового облучения рассматривается здесь более подробно, чем действие ядов и других факторов, таких как проблема ультрафиолета в большей степени (по сравнению с другими факторами) имеет значение не только для промышленной токсикологии. Загрязнение атмосферы больших городов различными вредными выбросами, неблагоприятное само по себе с чисто токсикологической точки зрения, усугубляется тем, что оно ведет к снижению естественной УФ-радиации, т.е. становится еще более опасным и не только для контингентов работающих, а для всего населения, включая детей и стариков. Следовательно, проблема комбинированного действия токсических веществ и УФ-радиации становится важной с общегигиенической, экологической и социально-гигиенической точек зрения.

Ионизирующая радиация. Комбинированное действие промышленных вредных веществ и ионизирующей радиации, в связи с расширением атомной энергетики, привлекает все большее внимание и токсикологов, и радиологов.

Обзор литературы по этой важной проблеме дан в монографии В.В. Кустова и соавт. Это обстоятельство дает нам возможность рассмотреть только некоторые из аспектов проблемы, причем в очень кратком виде. Прежде всего отметим, что фактические данные в большинстве своем относятся к однократным, острым случаям. Например, установлено, что острое воздействие ядов, которые вызывают в организме развитие гипоксического состояния, и одновременное или последовательное воздействие ионизирующей радиации, как правило, сопровождается ослаблением тяжести радиационного поражения.

158

Такой эффект характерен для окиси углерода, нитрита натрия, анилина и его производных, цианидов, нитрилов, азидов и других веществ.

Одновременное с радиацией воздействие вредных веществ, которые относятся к группе сульфгидрильных ядов, напротив, приводит к усилению радиобиологического эффекта. К числу радиосенсибилизирующих ядов относятся: ртуть и ее соединения, перекись метилэтилкетона, формальдегид, акриловая кислота и ряд других веществ с непредельными связями.

Нельзя не согласиться с тем, что в этой новой, важной главе промышленной токсикологии установлены лишь некоторые качественные закономерности. Случайный выбор доз ионизирующей радиации, а также доз и концентраций вредных веществ, не позволяет пока выяснить количественные закономерности комбинированного воздействия ядов и радиации.

Физическая нагрузка. Очевидно, что физическая нагрузка лишь условно может быть отнесена к физическим факторам внешней среды. Н.В. Лазарев (1938) специально отметил, что не только этот, но и другие факторы (и в частности все те, которые были рассмотрены выше) являются «внешними» только в том смысле, что они не присущи организму. С точки же зрения влияния на характер и выраженность токсического эффекта противопоставление различных факторов на внешние и внутренние является чисто условным. Действительно, изменения внешних условий редко могут изменить состояние яда столь существенно, что это приведет к резкому изменению токсического эффекта (хотя температура, влажность и некоторые другие факторы иногда могут оказать некоторое влияние на физико-химические свойства яда). Значительно чаще состояние внешней среды будет сказываться на характере токсического эффекта вследствие влияния на организм путем изменения его реактивности.

После этого вступительного замечания рассмотрим некоторые вопросы проблемы комбинированного действия про-

159

мышленных вредных веществ и физической нагрузки. В данной проблеме отчетливо выделяются три самостоятельных, но тесно взаимосвязанных аспекта:

1)влияние физической нагрузки на действие ядов;

2)влияние ядов на способность выполнять физическую нагрузку;

3)влияние тренировки физическими нагрузками на устойчивость организма к ядам.

Человек соприкасается с промышленными ядами, как правило, выполняя одновременно большую или меньшую физическую работу. Это вносит существенные коррективы в теорию

ипрактику промышленной токсикологии. Физическая нагрузка, оказывающая мощное и разностороннее влияние на все органы

ифункциональные системы организма, не может не отразиться на условиях резорбции, распределения, превращения и выделения ядов, а в конечном итоге – на течении интоксикации. Однако предвидеть этот конечный итог практически невозможно, поскольку он зависит от многих условий: характера и интенсивности нагрузки, степени утомления, точки приложения яда, характера изменений в различных органах и системах.

Динамические физические нагрузки (в условиях производства это обычно нагрузки циклического характера) активируют основные вегетативные, системы жизнеобеспечения – дыхание

икровообращение, усиливают активность нервно-эндокринной регулирующей системы, а также многие ферментативные процессы и обмен веществ в целом. Увеличение легочной вентиляции приводит к возрастанию общей дозы газообразных веществ и паров, проникающих в организм через дыхательные пути; соответственно увеличивается опасность отравления наркотиками, раздражающими парами и газами, токсическими пылями. Более быстрому распределению яда в организме будет способствовать увеличение скорости кровотока и минутного объема сердца. Повышение функциональной активности печени, желез внутренней секреции, нервной системы и увеличение

160

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]