Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Повседневность номенклатуры

..pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
2.64 Mб
Скачать

(13 чел.), планово-регулируемая (3 чел.), судебно-карательная (8 чел.), финансовая (6 чел.), торговая (9 чел.), кооперативноколхозная (12 чел.), земельная (4 чел.)1.

Средний возраст номенклатурных работников был 32– 37 лет. Многие из них родились в середине 1890-х годов – начале ХХ века. По возрасту самыми взрослыми номенклатурными работниками являлись заведующая областного отдела образования Прасковья Иннокентьевна Тюдешева-Гедымин (1883 г. р.) и председатель областного профсоюзного совета Андрей Николаевич Харламов (1888 г. р.). Эти ответственные работники перешагнули 40-летний возрастной рубеж, Геды- мин-Тюдешевой было 49 лет, Харламову – 44 года. ГедыминТюдешева имела солидный опыт в партийной работе, она состояла в РСДРП с 1903 года. Самым молодым номенклатурным работником в сформировавшемся аппарате являлся заведующий областной сберкассой Андрей Андрианович Хохлов, он родился в 1912 году, следовательно, ему было всего 20 лет. В графе «Образование» указывалось, что он имел среднее образование и продолжал заниматься самообразованием. Хохлов был беспартийным и имел опыт работы инспектора сберкассой. В коллективе, состоявшем в основном из молодых и позитивно настроенных работников, сложилась дружественная атмосфера. Приехавший в 1934 году в Хакасию на работу прокурор И.Т. Жиров отметил «простоту взаимоотношений и непринужденность в разговорах секретарей и членов областного обкома партии. Было все как-то по-домашнему, как в деревне: все друг о друге все знали»2.

Одним из молодых и перспективных представителей номенклатуры являлся секретарь обкома партии Сергей Евгенье-

1Государственное казенное учреждение «Отдел документов новейшей истории „Национальный архив Республики Хакасия“». (ГКУ ОДНИ «НА РХ»). Ф. 2. Оп. 1. Д. 223. Л. 5-6.

2Гавриленко В.К. Казнь прокурора. Документальное повествование.

Абакан, 2000. С. 17.

91

вич Сизых, на момент назначения ему исполнилось 29 лет. Он родился в 1902 году в селе Тасеево Канского уезда Енисейской губернии. Сизых состоял в ВКП(б) с 1920 года. Он успел поработать в Сибревкоме и зарекомендовал себя как ответственный и перспективный работник. Вовлечение в водоворот революционных событий, вступление в партию, активная партийная деятельность и стремительная карьера не позволили Сизых продолжить образование. Он закончил только среднюю школу и осознавал недостаточность полученного образования для дальнейшей карьеры. В 1937 году Сизых стал слушателем Московской высшей школы партийных организаторов при ЦК ВКП(б). Казалось, что в будущем его ожидал карьерный рост. Однако судьба бывшего первого секретаря Хакасского обкома партии сложилась трагично, он стал одной из жертв политических репрессий. В 1937 году Сизых был арестован, он обвинялся в организации контрреволюционной правотроцкистской диверсионно-вредительской организации в Хакасии. В 1938 году решением Военной коллегии Верховного суда СССР его расстреляли1.

Согласно графе «Социальное положение» служащие составляли 18 человек (32,7 %), рабочие – 15 человек (27,3 %), крестьяне и сельскохозяйственные рабочие – 9 человек (16,4 %), батраки – 4 человека (7,3 %), бедняки – 1 человек (1,8 %), с неизвестным социальным положением было 8 человек (14,5 %). Таким образом, такие социальные группы, как служащие и рабочие, составляли более половины всех номенклатурных работников в Хакасском обкоме партии. В графе «Основная профессия» указывалась профессия, которую получил тот или иной ответственный работник. Многие из представителей номенклатуры по профессии являлись рабочими (15 чел.). Специальности рабочих были самыми разнообразными: слесарь, горнорабочий, забойщик, плотник, чернорабочий, котельщик,

1 Гавриленко В.К. Казнь прокурора. URL: www.Memorial. Krsk.ru/ Articles/ Gavrilenko/ 62.htm. (дата обращения: 25.05.2012).

92

кожевенник, полировщик по металлу, ткач и прочие, сельскохозяйственными работами занимались 14 человек. В состав номенклатуры входили двое военных, они были назначены на посты начальника областного ОГПУ и управляющего «Заготзерно». Некоторые ответственные работники овладели такими профессиями, как продавец, приказчик, сапожник, профработник, канцелярист, медицинский фельдшер, врач. Значительное количество составляли лица, профессии которых были неизвестны или не указаны в анкетных данных (10 чел.). Никакой профессии не имели 4 человека, к ним относились секретарь обкома, заведующий Облоно, редактор газеты «Советская Хакассия» и заведующий ОблЗУ.

За редкими исключениями все номенклатурные работники являлись членами партии. Вступление в партию было обязательным условием для продвижения карьеры. Из 55 номенклатурных работников 53 были членами ВКП(б). В списке указывался 1 беспартийный и 1 являлся кандидатом в члены ВКП(б). Беспартийному работнику едва исполнилось 20 лет, и он готовился стать кандидатом в члены ВКП(б). Кандидату в члены партии было 24 года, он работал редактором газеты «Комсомол Хакассии». Представители местной элиты имели самый разнообразный партийный стаж. Учитывая то, что аппарат управления складывался на основе молодых специалистов, многие представители местной элиты вступили в партию сравнительно недавно. Члены ВКП(б) распределились следующим образом: с 1920 года – 11 человек (20,8 %), с 1928 – 8 человек (15,0 %), с 1925 – 7 человек (13,2 %), с 1919 – 5 человек (9,4 %), с 1926 – 4 человека (7,5 %), с 1929 – 4 человека (7,5 %), с 1918 – 3 человека (5,7 %), с 1930 – 3 человека (5,7 %), с 1917 – 2 человека (3,8 %), с 1924 – 2 человека (3,8 %), с 1927 – 2 человека (3,8 %), с 1921 – 1 человек (1,9 %), с 1931 – 1 че-

ловек (1,9 %). У ряда представителей номенклатуры были партийные взыскания. Из 53 коммунистов выговоры имели

93

8 человек, строгий выговор – 1 человек, строгий выговор

спредупреждением – 2 человека и взят на вид – 1 человек.

Вграфе «Образование» указывалось, какие виды образования (общее, специальное, политическое) получил номенклатурный работник. В то время многие из представителей, занимавших руководящие посты, успели закончить среднюю или только начальную школу. Редко кому из них удавалось получить высшее образование. Даже секретарь Хакасского обкома партии закончил только среднюю школу. По статистике в 1933 году из 55 номенклатурных работников Хакасского обкома партии дипломы высших учебных заведений получили только 12 человек (21,8 %). Из них 4 человека закончили КУТВ (Коммунистический университет трудящихся Востока), 1 человек – КВУЗ (Коммунистическое высшее заведение), 1 человек – ВПШ (Высшую партийную школу), 1 человек – институт, 1 человек – Сельскохозяйственную академию, 1 человек – Высшие курсы юстиции, 1 человек – Высшие курсы комсостава, 2 человека – Медицинский институт. В школе не учились

4 человека (7,3 %), из них 3 человека были самоучками и 1 человек получил домашнее образование. К лицам, самостоятельно получившим образование, относились председатель областной плановой комиссии, начальник областного ОГПУ, директор совхоза «Овцевод» и председатель областной страховой кассы. В графе «Образование» они указывали, что «самоучки» или «занимаются самообразованием». Среднюю школу закончили 16 человек (29,1 %), начальное образование было у 23 человек (41,8 %). Таким образом, подавляющее большинство представителей местной элиты имели за плечами только начальную школу. Номенклатурные работники с продвижением по службе направлялись на учебу в вузы, обязывались получить спецподготовку по своей профессиональной деятельности или прослушать политические курсы (марксист- ско-ленинские кружки, политические курсы агитации и т.д.).

94

Хакасский областной штат номенклатурных работников формировался в основном из приезжих работников. В списке было выявлено 42 человека, которые прибыли из других регионов страны, что составляло 76,4 % от всех номенклатурных работников, соответственно местные – 13 человек (23,6 %). Секретарь Хакасского обкома партии С.Е. Сизых прибыл в Абакан из Красноярска. До того, как занять руководящий партийный пост в Хакасии, он являлся заместителем заведующего орготдела в Красноярском крайкоме партии. Сизых стал набирать команду на основе приезжих лиц. Он назначил на ответственные посты, прежде всего, людей, которых знал по совместной работе в Минусинске, Бийске и Новосибирске. Ответственные работники прибыли из разнообразных регионов страны. Например, директор педтехникума В.А. Корольков приехал из г. Петропавловск-Камчатский, председатель облколхозсоюза В.Е. Куликов – из г. Камень-на-Оби, директор Оракской МТС – С.П. Корюгин из г. Хабаровска и т.д.

Интерес представляет вопрос о национальном составе номенклатурного аппарата. В анкетных данных указывалось, какой национальности тот или иной ответственный работник. Основную массу составляли представители русской национальности. В 1933 году среди номенклатурных работников насчитывалось 39 человек (70,9 %), которые в графе «Национальность» указали свою принадлежность к русским. В состав руководящих работников входили 3 представителя украинской национальности и 1 белорус1.

В управленческом аппарате такого региона, как Хакасия, должны были обязательно присутствовать национальные кадры. Немаловажную роль сыграла советская коренизация, один из методов большевистского нацстроительства. В процессе формирования национальной политической элиты в 1930-е годы проявилось стремление отобрать и воспитать кадры, которые

1 ГКУ ОДНИ «НА РХ». Ф. 2. Оп. 1. Д. 223. Л. 2-4/

95

будут служить Коммунистической партии и советскому государству, а также активно пропагандировать их идеи. Несмотря на непоследовательность и противоречивость курса национализации, ее результаты оказались впечатляющими. В Хакасской автономной области в результате проводимой политики коренизации были достигнуты определенные успехи. Если в 1931 году в областных организациях работало 67 хакасов, то к концу 1932 – 288 хакасов1. По списку 1933 года на 1 января среди руководящих областных работников насчитывалось 12 лиц хакасской национальности, что составляло 21,8 %. По социальному положению 6 человек были батраками и бедняками, 3 человека – служащими, 1 человек – рабочим, и 2 человека – не известны. Представители коренной национальности, выдвинутые на руководящие посты, Я.К. и И.К. Интутовы, М.С. Апосов, Д.С. Добров, И.Ф. Чебодаев происходили из беднейших слоев населения. С 1920-х годов партийно-государ- ственное руководство Хакасии ежегодно проводило изучение социального происхождения руководящих работников и служащих культурно-просветительской сферы2. Среди представителей национальной интеллигенции, направленных на руководящую работу, были выходцы из зажиточных слоев, к ним сотрудники аппарата относились с недоверием и демонстрировали свою неприязнь3.

Хакасы занимали разные посты: Я.К. Интутов – председатель окружного комитета ВЛКСМ, И.Г. Интутов − председатель облисполкома, П.И. Гедымин-Тюдешева − заведующая Облоно, И.Г. Худяков − директор облпартшколы, В.Ф. Чебо-

1Мамышева Е.П. Коренизация государственного аппарата в национальных районах Сибири в конце 1920-х – начале 1930-х годов (по материалам Хакасской и Ойротской автономной областей)// Вестник НГУ. 2010.

Т. 9. Вып. 1. С. 186.

2Материалы к отчету Облисполкома второму съезду Советов Хакасской автономной области. Абакан, 1935. С. 119-120.

3Мамышева Е.П. Национально-государственное строительство в Южной Сибири… С. 126.

96

даева – председатель облсуда и т.д. Номенклатурные работники хакасской национальности получили образование или обучались по направлению в учебных заведениях страны. Через несколько лет по сфальсифицированному делу УНКВД о бур- жуазно-националистической, террористической областной организации начнутся репрессии хакасов, находившихся на руководящих должностях. В средствах массовой информации будет отмечаться: «Из коренного населения враги народа выдвигали кулаков, их учили на советские деньги и переставляли с места на место»1. Газеты «Советская Хакасия» и «Хызыл аал», руководствуясь центральной газетой «Правда», давали разъяснение о тех, кого необходимо отнести к буржуазным националистам. Главным фактором оставалось социальное происхождение: дети и родственники купцов, кулаков, баев и т.д. Из-за своего социального происхождения и связи с «буржуазными националистами» пострадали представители власти из хакасов: Н.И. Конгаров, И.Г. Худяков, И.В. Тогдин и другие2. Следует учитывать, что местные газеты и их редколлегии в своей работе руководствовались директивами сверху, поэтому появлялись публикации о «байских сынках», «врагах народа» и «буржуазных националистах». Постановка идеи о буржуазных националистах способствовала проведению репрессий и уничтожению лучших представителей хакасского народа.

Как правило, рабочий день работников местной номенклатуры был ненормированным. Например, секретари райкома часто находились на работе до 11–12 часов вечера. Помимо своей непосредственной работы представители власти занимались общественной работой, посещали вечерние занятия в совпартшколе, разнообразные лекции и курсы. По воспоминаниям современников, «время было тяжелое, существовала кар-

1Гавриленко В.К. Казнь прокурора. URL: www. Memorial. Krsk.ru/ Articles/ Gavrilenko/ 62.htm (дата обращения: 25.05.2012).

2Данькина Н.А. Интеллигенция Хакасиии в конце XIX – начале ХХ века. Абакан, 2004. С. 91.

97

точная система, не было электричества, не хватало керосина. Вечерние занятия в совпартшколе нередко проводились при свечах»1. На досуге представители местной элиты отправлялись на охоту или рыбалку. Праздники отмечали узкими компаниями, состоящими из сослуживцев и их семей у когонибудь в доме. Как правило, собираясь в кругу друзей, предпочитали говорить не о делах и политике, а об увлечениях. Например, излюбленными темами были охота, рыбалка или природа2.

Сформировавшиеся в начале 1930-х годов кадры ответственных работников не были лишены недостатков. Некоторым руководящим работникам продвижение по службе, работа во властных структурах и стремительная карьера вскружили голову, а также в состав номенклатуры попали случайные люди. Заняв определенный пост, они считали себя избранными, пользовались властными полномочиями и нередко своим поведением дискредитировали других представителей власти. Партийное руководство боролось с халатным отношением к работе, пьянством, моральным разложением, недисциплинированностью и безответственностью номенклатурных работников. В 1935 году по заданию бюро крайкома секретарь Хакасского обкома партии С.Е. Сизых на одном из заседаний выступил с докладом «О болезненных явлениях в Хакасской парторганизации». Бюро крайкома партии указывало на то, что работники партийной организации панибратски относятся друг к другу, проводят совместные семейные вечеринки, на которых распивают спиртные напитки. В своем выступлении Сизых отметил, что «среди ответственных работников наблюдается не просто пьянка, а перерождение их и сращивание с жуликами и проходимцами». Секретарь обкома объявил: «Вывести из состава обкома ВКП(б) как не оправдавшего доверие

1Матросов Е. Коммунист Михаил Торосов// Енисей. 1980. № 5. С. 59.

2Гавриленко В.К. Казнь прокурора…С. 54.

98

Хакасской парторганизации Илюшева, исключить его из партии за морально-бытовое разложение и за утерю совершенно секретных партийных документов при поездке в ЦК партии с докладом о проверке документов. Снять с работы председателя Хакасского облисполкома И.К. Интутова за непартийное поведение (пьянство с элементарной распущенностью и недисциплинированностью) и откомандировать его в распоряжение крайкома партии». Далее Сизых продолжил: «Мы Илюшева из партии исключили, и будем судить, Интутова с работы сняли с вынесением ему партийного взыскания. Здесь некоторые возмущались, что кандидат в члены бюро окружного комитета Яков Интутов занимается пьянством и как будто не знали его антипартийного поведения. Очень жаль, что вы не знаете людей, с которыми повседневно работаете. На очередном пленуме обкома партии нужно перебрать районные организации, их руководителей и посмотреть, что мы сделали для оздоровления Хакасской парторганизации»1.

Таким образом, с образованием Хакасской автономной области формировался штат областной номенклатуры, состоявший из молодых и позитивно настроенных работников. Основную массу представителей областной элиты составили приезжие работники. Входившие в состав номенклатуры национальные кадры составляли небольшую прослойку. В управленческом аппарате чувствовалась нехватка квалифицированных специалистов с соответствующим образованием. Некоторым работникам пришлось прервать учебу или перевестись на заочное обучение в связи с назначением их на руководящие должности.

1 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ).

Ф. 17. Оп. 21. Д. 2410. Л. 110.

99

С.И. Подольский

Верховная власть и высшая номенклатура: сущность взаимоотношений и этапы эволюции

в начале 1920-х – середине 1930-х годов (по материалам Петроградского-Ленинградского региона)

В советском обществе на протяжении его существования элите принадлежала особая роль. За право включения в ее состав, за обладание подлинной властью на протяжении всей истории Советского Союза происходила борьба. Она была ожесточенной, становившейся широко известной в народе, а также и скрытой. Тем не менее верховная власть как совокупность механизмов управления обществом и страной никогда не выходила из рук достаточно узкой группы чиновничества – высшей номенклатуры.

Попытаемся понять, что собой представлял этой слой чиновников, как строились взаимоотношения внутри него и как он эволюционировал на примере отношений Москвы и Петро- града-Ленинграда в 1920-х – середине 1930-х годов. Временное обрамление периода не случайно, оно охватывает определенный цикл событий эпохи Г.Е. Зиновьева и С.М. Кирова, от создания Северо-Западного областного бюро ЦК РКП(б) и до середины 1930-х годов, когда начался новый период, связанный с насильственной, репрессивной заменой правящей элиты, приходом к власти в Ленинграде А.А. Жданова. Выбран был Петроградско-Ленинградский регион, так как он неоднократно становился стартовой площадкой для возвышения целых групп партийных и хозяйственных деятелей.

Под номенклатурой понимали «список должностей, кадры которых утверждаются вышестоящими партийными, советскими, профсоюзными организациями».1 Обратимся к ха-

1 Номенклатура// Энциклопедическийсловарь: в2 т. Т. 2. М., 1964. С. 107.

100