Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Повседневность номенклатуры

..pdf
Скачиваний:
8
Добавлен:
15.11.2022
Размер:
2.64 Mб
Скачать

ник институт их «кураторов» из числа женщин-общественниц и жен «командного состава». Было создано положение, где оговаривались права женщин, отвечающих за то или иное общежитие, и условия конкурса общежитий, который проводился ежемесячно. Те женщины, общежития которых получали первые, вторые и третьи места, премировались «отрезами на костюм» и денежными премиями. В результате улучшились условия быта, и из нового пополнения ушли только примерно 20 человек1. А.Г. Солдатов по этому поводу не жалел теплых слов: «Женщины-общественницы стали для них настоящими матерями, которым они доверяют буквально все свои сокровенные мысли и желания. <…> Это дает исключительный эффект: сейчас сотни женщин-общественниц работают в общежитиях по созданию быта и уюта работающих. <…> Женщи- ны-общественницы, жены комсостава часто говорят: “спасибо за то, что и нам нашлась очень серьезная и ответственная работа на помощь фронту”»2.

После войны изменилась ситуация. Производственные планы по-прежнему оставались высокими, и в то же время все усилия были брошены на восстановление разрушенных западных районов страны. Начался отток кадров. Однако большинство работающих на моторостроительном заводе закрепилось. Директор призвал к снижению себестоимости продукции и повышению производительности труда в 1947 году на 46 %. Однако этого не произошло. Из характеристики на А.Г. Солдатова: «Завод им. Сталина план 1947 года не выполнил. Общее выполнение по валовой и товарной продукции составило всего лишь на 79 %. Производительность труда 81 %. Себестоимость продукции выше плановой на 36 %. Брак вырос по отношению с предыдущим годом на 2 % и составил 9,5 %.

1См.: ГАПК. Ф .р-1655. Оп.1. Д. 318. Л. 50-57, 107-117; Д.319. Л.42-44, 58-59; Д.320. Л.8-13.

2ГАПК. Ф. р-1655. Оп.1. Д.320. Л.8-13.

141

Объем выпущенной продукции по сравнению с 1946 годом увеличен на 2,5 %. Завод работал нерентабельно. Убытки за 1947 год выразились в сумме 201,5 млн рублей, а за два года общий убыток составляет 326, 5 млн рублей. На низком уровне была трудовая дисциплина. За 1947 год дезертировало с завода 627 человек и было 833 случая прогулов»1.

Наряду с невыполнением плана сменилось руководство в министерстве, уехал на повышение друг А.Г. Солдатова – первый секретарь обкома партии Н.И. Гусаров2. Все старые заслуги тут же были забыты, и началась критика директорапобедителя. «Работа коллектива завода и лично т. Солдатов А.Г. неоднократно подвергались резкой критике со стороны руководящих партийных органов города и области. Вместе с этим городским и областным комитетами ВКП (б) заводу оказывалась помощь в устранении недостатков в работе целого ряда отделов, цехов и в мобилизации коллектива на подготовку завода к ритмичной работе в 1948 году»3. А.Г. Солдатов попал в труднейшую ситуацию, но при этом остался верен своим принципам. Казалось бы, в этот момент необходимо сворачивать все социально-ориентированные программы, на его месте так поступил бы каждый и не только в то время. Однако как раз именно в эти два года эти программы находят свое новое воплощение. В связи с этим он говорил: «Представьте себе директора завода, начальника цеха, общественную организацию, когда перед ними стоят вопросы, скажем, затрудняющие выполнение производственной программы, как эти вопросы решаются, и как они решают, когда перед нами стоит вопрос, скажем, благоустройства улицы. Разве решают-

1 ПермГАНИ. Ф.105. Оп.262. Д.2806. Л.16-17.

2Подробней о нем см.: Гусаров Николай Иванович //Они были первыми: сб. статей о первых руководителях Пермской области. 1938–1994 гг. Пермь, 2000. С. 6–12; Николай Гусаров. Герой своего времени: Статьи. Воспоминания. Документы/ Гос. обществ.-полит. архив Перм. обл. Пермь, 2008.

3ПермГАНИ. Ф.105. Оп.262. Д.2806. Л.16-17.

142

ся эти вопросы с такой же настойчивостью, инициативой, напористостью? Я думаю, что все со мной согласятся, что нет, а мне кажется, что мы обязаны перед нашим народом эти вопросы сейчас решать так же решительно и быстро, как мы решаем вопросы выполнения производственной программы»1.

Уже в начале 1946 года на закрытом партийном собрании завода он призвал быть более человечными и «максимально удовлетворять возможности людей, тогда настроение у людей будет лучше, и человек будет лучше работать»2. Анатолий Григорьевич объяснял работникам завода трудности сложившейся ситуации: «Трудности сейчас у людей нашего коллектива очень значительные. Вследствие плохой работы завода мы нерегулярно выдаем зарплату и т.д. Но если все это мы будем правильно рассказывать, мы будем иметь меньше неприятностей, которые мы имеем на сегодняшний день»3. Кроме того, в связи с приездом демобилизованных обострилась жилищная проблема. Завод мог построить только 15 домов, трест № 12 не выполнил план, дополнительно к этому завод не получил полагающиеся ему квартиры4.

Чтобы преодолеть неблагоприятные тенденции, нужно было искать внутренние резервы. Таким резервом был фонд директора. Об этом говорил А.Г. Солдатов: «Только при значительном снижении себестоимости мы можем создать соответствующий директорский фонд. <…> Вопрос создания директорского фонда – это вопрос создания каждым работником завода своего личного материального благополучия»5.

В течение двух лет волевой директор выправил тяжелую ситуацию, и в этом ему помог системный аналитический подход к решению поставленных задач. На заводской партийной

1ПермГАНИ. – Ф. 1. – Оп. 45. – Д. 484. – Л. 43–44, 70–77, 127.

2ГАПК. Ф. р-1655. Оп.1. Д.322. Л.39.

3ГАПК. Ф. р-1655. Оп.1. Д.322. Л.39.

4См.: ПермГАНИ. Ф.817. Оп.2. Д.74. Л.72-73; Д.76. Л.189.

5ГАПК. Ф. р-1655. Оп.1. Д.320. Л.54-58.

143

конференции он в связи с этим отмечал: «Прошедшие два послевоенных года научили нас, что сейчас надо работать подругому, не так, как мы работали в период войны. Во время войны достаточно было заявить, и государство все давало. Сейчас другие условия, и в этих условиях требуется лучше использовать имеющиеся возможности. Сейчас надо не только выполнять, но и думать, как это сделать наиболее дешево и с наименьшей затратой материалов»1. Слово «система» было любимым у Анатолия Григорьевича. И в решении социальных вопросов он требовал такого же системного подхода, как и в вопросах производственных.

Именно в эти годы кардинально решаются многие проблемы. Происходит техническое перевооружение моторостроительного завода, а территория его превращается в настоящий сад. Расширилась сеть пунктов первой медицинской помощи, организовывались современно оборудованные зубные кабинеты, заводчане периодически проходили медицинский осмотр. На заводе происходила замена фанеры на стекло, систематически стекла мылись и т.д. Секретарь горкома П.А. Лошкарев достаточно ярко охарактеризовал новый облик завода: «Большая работа по оздоровлению труда проведена на заводе им. Сталина, в цехах которого поддерживаются чистота и порядок. Для облегчения труда рабочих в больших масштабах применяются конвейеры, монорельсы, электрокары, воздушная дорога и другие средства. Существовавшая захламленность полностью ликвидирована, и территория завода превращена в благоустроенный сквер с газонами, большим количеством деревьев и кустарников, асфальтированными дорогами и тротуарами»2.

Облик рабочих поселков, за которые отвечал завод, уже в 1948 году отличался своей ухоженностью и нарядным видом.

1 ПермГАНИ. Ф.817. Оп.2. Д.96. Л. 21. 2ПермГАНИ. Ф. 1. Оп. 45. Д. 402. Л. 75-76.

144

В этих поселках было удобно жить. Коммунальные обслуживание признавалось образцовым. Рабочие поселки были полностью теплофицированы. В 1948 году построили асфальтобетонный завод мощностью 80–100 тонн массы в смену. Поселки были заасфальтированы. Кроме того, началось строительство «благоустроенного квартала», в результате в дома заселено 260 семей. После отмены карточек в 1947 году завод стал создавать сеть магазинов, помимо этого возникла мощная социокультурная инфраструктура: библиотеки, дома культуры, детские сады. В 1949 году выстроена школа № 81 на средства карбюраторного (где раньше был директором А.Г. Солдатов) и моторостроительного заводов1. При ДСО «Крылья Советов» было организовано 16 спортивных секций, которые посещали 1157 молодых людей. Особой популярностью пользовались футбольная, шахматно-шашечная и охотничья секции. Началось строительство крупнейшего в то время дворца культуры. Был создан большой медицинский городок с хирургическим, терапевтическим, гинекологическим, туберкулезным и профилактическим отделениями, ночной санаторий на 90 коек. Для больничного городка было выделено 6 каменных двухэтажных домов общей площадью 5540 м2. По словам первого секретаря обкома партии, «завод создал лучшую в городе заводскую больницу»2. А заведующая городским отделом здравоохранения дала еще более высокую оценку: «Директор завода т. Солдатов оказал большую помощь органам здравоохранения, он организовал одну из лучших медико-санитарных частей не только в нашем городе, но и в Федерации»3.

Все это требовало больших финансовых затрат. В 1948 году по первоначальному плану на благоустройство было отпущено только 150 тысяч рублей, а завод истратил 4314 тысяч рублей. Работа по благоустройству вызвала недовольство министерст-

1ПермГАНИ. Ф. 231. Оп. 22. Д. 6. Л. 68-69. 2ПермГАНИ. Ф. 1. Оп. 45. Д. 484. Л. 43-44, 70-77, 127. 3 ПермГАНИ. Ф. 1. Оп. 45. Д. 593. Л. 214.

145

ва. И возник нешуточный конфликт. Каким образом А.Г. Солдатову не только удалось уладить конфликтную ситуацию, но и снизить завышенный план, что и позволило провести эти работы, можно только строить догадки1.

Успехи завода в благоустройстве нельзя было не заметить, и первый секретарь Молотовского обкома ВКП(б) Кузьма Михайлович Хмелевский в апреле 1949 года2 с восторгом отмечал: «Примером правильного, большевистского подхода к вопросам городского хозяйства может служить завод им. Сталина. Руководители этого завода и в первую очередь директор завода тов. Солдатов лично занимаются благоустройством и не сезонно, а круглый год. <…> Главное внимание было уделено поселку им. Сталина, и сейчас можно с уверенностью сказать, что поселок им. Сталина – лучшее место в городе. <…> Силами завода в прошлом году было заасфальтировано 25,5 тысяч квадратных метров или выполнено 50 % всех работ по асфальтированию, проведенных в г. Молотове, установлено чугунной изгороди – 12 километров из 16 километров установленных в целом по городу. На проспекте установлены скульптуры, садовые диваны, устроены цветочные клумбы, газоны, фонтаны. Проведены большие работы по озеленению: высажено около 2 000 многолетних деревьев и 28 тысяч корней кустарника. <…> Завод имени Сталина является, однако, скорее исключением, чем типичным для предприятий города примером»3.

Завод имени Сталина благодаря А.Г. Солдатову стал скорее исключением, чем правилом. Дальнейшая деятельность

1 ПермГАНИ. Ф. 1. Оп. 45. Д. 484. Л. 43-44, 70-77, 127.

2«24 декабря 1949 года решением секретариата ЦК ВКП (б) К.М. Хмелевский был освобожден от обязанностей первого секретаря Молотовского обкома ВКП (б) в связи с тем, что он не обеспечил развертывание критики и самокритики в парторганизации и допустил серьезные ошибки в подборе и воспитании кадров» (Цит. из кн.: Они были первыми: сб. статей о первых руководителях Пермской области. 1938–1994 гг., Пермь, 2000., С. 15).

3 ПермГАНИ. Ф. 1. Оп. 45. Д. 484. Л. 43-44, 70-77, 127.

146

А.Г. Солдатова, в том числе на посту председателя Пермского совнархоза, достаточно хорошо известна. Но именно в период, когда он был директором моторостроительного завода, А.Г. Солдатов попытался реализовать свой максималистский подход, выраженный им же самим: «Я считаю, что мы … должны подходить к человеку, как к человеку, а не как к единице»1. И такой подход в современном постиндустриальном обществе вполне востребован.

1ПермГАНИ. Ф. р-1655. Оп.1. Д.317. Л.16-23.

147

А.В. Сушков, Е.И. Яркова

Повседневность войны:

из личной жизни секретаря райкома партии

Не только служебная деятельность, но и личная жизнь ответственных работников партийно-государственного аппарата советской эпохи находилась под пристальным контролем. Разбирательства по поводу «поведения в быту» руководящих работников занимали не последнее место в повестках дня заседаний партийных комитетов. В разные годы менялось количество рассмотренных «персональных дел», в зависимости от установок верховной власти ужесточалась либо смягчалась реакция партийных инстанций. Одно из таких «дел», рассмотрение которого пришлось на самый разгар Великой Отечественной войны, касалось личной жизни тридцатисемилетнего первого секретаря одного из сельских райкомов ВКП(б) Свердловской области. Поводом для разбирательств послужили семейные скандалы, получившие широкую огласку и дискредитировавшие районного руководителя.

На партийной работе секретарь райкома оказался при не вполне обычных обстоятельствах. Рано проявившиеся организационные способности и склонность к обучению позволили молодому токарю-коммунисту завода занять место мастера, затем – начальника смены. Но непреодолимым препятствием для дальнейшей работы на заводе стало слабое здоровье. Еще в юности ему довелось перенести подряд две операции по поводу грыжи и аппендицита, в связи, с чем он полгода провел на больничной койке, а затем еще полгода восстанавливался. В середине 1930-х гг. о себе заявила новая напасть – туберкулез легких.

Администрация и парторганизация завода не остались безучастными к своему работнику, неоднократно направляли

148

его на санаторно-курортное лечение, перевели на более легкую работу в ОРС завода, затем – в партком. Трижды по несколько месяцев он поправлял свое здоровье в местных специализированных медучреждениях. Тем не менее из-за регулярных обострений болезни по настоянию врачей вынужден был окончательно уйти с завода. Прервать пришлось также учебу в техникуме.

Жизнь заставила кардинально сменить сферу деятельности. Одновременно с лечением в больнице по направлению заводской парторганизации он посещал трехмесячные курсы пропагандистов. По их окончании бывший заводской мастер был вынужден согласиться на совершенно незнакомую ему, низкооплачиваемую низовую партийную работу – заведующего районным парткабинетом. Организаторские способности и быстрая сменяемость кадров в условиях массовых репрессий позволили ему быстро подняться по номенклатурной лестнице. Кроме того, благоприятные условия труда способствовали заметному улучшению состояния здоровья. В итоге, незадолго до начала войны его успешную работу на партийно-пропаган- дистском поприще, приобретенный опыт работы на заводе, оконченные два курса техникума, десятилетний партийный стаж и отсутствие репрессированных среди друзей и родственников обком партии счел достаточными условиями для выдвижения на должность первого секретаря райкома ВКП(б).

Каких-либо серьезных претензий к деятельности районного руководителя, несмотря на его быстрый взлет по партноменклатурной лестнице и незначительный опыт партийной работы, обком ВКП(б) не имел. Осенью 1942 года первый секретарь райкома был награжден орденом Красной Звезды, в то время, когда лишь единицы из двадцати областных секретарей были удостоены первых наград, а некоторые так и завершат войну с одной медалью.

Жена секретаря райкома, несмотря на отсутствие детей, нигде не работала, занималась исключительно ведением до-

149

машнего хозяйства. В годы войны, когда даже многодетные матери, оставшиеся без мужей, вынуждены были работать, поведение жены партийного руководителя не могло не вызвать людского осуждения.

Подобная картина наблюдалась во многих семьях руководящих работников. В Покровском районе, например, колхозники в ответ на призывы районного начальства принять всем жителям участие в посевной кампании выдвинули условие, что руководители не будут делать исключений для своих жен-домохозяек и также направят их в поле. Мнение колхозников районные руководители и их жены игнорировали, чем провоцировали рост недовольства среди населения.

В отличие от других коллег секретарь райкома это осознавал и в домашних беседах, ссылаясь на отсутствие причин сидеть дома, предлагал жене трудоустроиться. Однако понимания у своей второй половины не находил. Более того, жена начала устраивать дома скандалы, упрекая супруга, что тот мало приносит домой денег, требовала отчета за каждый потраченный рубль, стала подозревать его в неверности.

Нужно сказать, что ее подозрения не были беспочвенными: муж действительно начал ей изменять. Еще в начале 1942 года он стал встречаться с заведующей детским садом одного из рудников. Попутно флиртовал с кладовщицей и заведующей свинофермой. Визиты к любовницам, а также поездки по району секретаря райкома часто сопровождались обильными возлияниями. Не все участники ночных попоек на следующий день были в состоянии добраться до работы. Скрыть начальственные кутежи и «походы налево» от посторонних глаз в деревнях и небольших поселках, где все на виду, не удавалось. В частности, широкую известность в окрестных деревнях получил случай, как секретарь райкома после посиделок с председателем колхоза прихватил с собой сапоги, числившиеся за собутыльником. Добровольно вернуть сапоги законному хозяину он отказался. Председатель колхоза уже махнул рукой

150