Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Литвак - психология слепых и слабослышащих.doc
Скачиваний:
156
Добавлен:
09.02.2015
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Вопросы и задания

  1. Какие причины обусловили возникновение тифлоп­ сихологии как самостоятельной отрасли психологичес­ кой науки?

  2. Назовите и дайте характеристику основных направ­ лений тифлопсихологии.

  3. Каковы отличительные черты русской дореволюци­ онной тифлопсихологии?

  4. На какой основе осуществлялась перестройка тиф­ лопсихологии в советский период? В каких направлениях шла борьба за построение материалистической тифлоп­ сихологии?

  5. Охарактеризуйте основные достижения современ­ ной отечественной тифлопсихологии.

Литература

Власова Т. А. Основные направления и задачи дальней­шего развития научных исследований в дефектологии // Дефектология. 1975. № 5.

Дьячков А. И. Развитие советской дефектологии за 40 лет // Советская педагогика. 1958. № 2.

Литвак А. Г. Вопросы психологии слепых в русской дореволюционной периодике //Дефектология. 1969. 4.

Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихоло­гии. Л., 1974. Гл. I.

Хрестоматия по истории тифлопедагогики / Сост. В.А. Фе­октистова. М., 1987.

Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1985.

56

Глава 3. Компенсация слепоты и слабовидения

§ 1. Понятие о дефекте и компенсации

Дефект — это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития.

По своему происхождению дефекты делятся на врожден­ные и приобретенные. Причины возникновения дефектов, вызывающих аномальное развитие, очень разнообразны.

Врожденные дефекты могут быть обусловлены неблаго­приятными генетическими факторами, хромосомной пато­логией (наследственные дефекты), различными отрицатель­ными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикация плода, предро­довые и родовые травмы, нарушение питания плода и др.).

Приобретенные дефекты могут быть следствием пере­несенных в постнатальный период интоксикаций, травм и главным образом инфекционных заболеваний (менин­гит, энцефалит, грипп, туберкулез и др.). Аномалии зре­ния (слепота и слабовидение) могут быть вызваны заболе­ваниями глаз, то есть возникать самостоятельно.

Врожденные и приобретенные дефекты зрения (заболе­вания прозрачных и преломляющих сред, сетчатки, зри­тельного нерва, поражения зрительных зон мозга и т.д.) относятся к первичным соматическим дефектам. Эти ано­малии в свою очередь вызывают вторичные функциональ­ные отклонения (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения, нарушение свето- и цвето­ощущения), которые оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов (ощущения, вос-

приятия, представления и т. д.). Таким образом, вторич­ные дефекты представляют собой цепь отклонений, в кото­рой один функциональный дефект (например, снижение остроты зрения) влечет за собой другой (отклонения в про­цессе восприятия). Отсюда следует, что между соматичес­ким дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи: отклоне­ния не только образуют длинные цепи последовательно возникающих психических дефектов, но и взаимодейству­ют между собой.

Впервые сущность дефекта и обусловленное им ано­мальное развитие были проанализированы Л.С. Выгот­ским. Он раскрыл структуру дефекта, соотношение пер­вичных и вторичных дефектов, неоднозначность влияния разных соматических дефектов на развитие различных структурных компонентов психики аномальных детей.

Одновременно Л.С. Выготским было выдвинуто поло­жение, согласно которому задачей специальной педагоги­ки является компенсация вторичных дефектов, причем главным образом доразвитие высших психических функ­ций, поскольку, с его точки зрения, компенсация в облас­ти элементарных функций возможна только при устране­нии соматического дефекта. Такой взгляд на структуру дефекта и область, в которой возможно педагогическое вмешательство, закрепился в дефектологии и повлек за собой неоправданное противопоставление первичного и вторичного дефектов и ограничение функций педагога и психолога компенсацией последних. Несомненно, что компенсация первичного дефекта достигается прежде всего благодаря медицинскому вмешательству (медика­ментозное, хирургическое и другие воздействия). Однако противопоставление первичного и вторичного дефектов и ориентация педагога и психолога на преодоление после­дних себя не оправдывают. Современные исследования психологов, физиологов и офтальмологов свидетельству­ют о том, что в условиях специального обучения в той или иной мере компенсируются почти все нарушенные функ-

58

59

ции, причем компенсация недостаточности психических функций (например, развитие восприятия) в ряде случаев влечет за собой физиологическую компенсацию (например, улучшение зрительных функций). Такого рода случаи есть проявление закона единства структуры и функции, соглас­но которому структура определяет функции (например, анатомическое строение человеческой руки дает возмож­ность совершать определенные действия, недоступные обе­зьяне из-за иного анатомического строения верхних ко­нечностей). Но, кроме этого, согласно данному закону функции в свою очередь оказывают влияние на структуру (например, гиподинамия, малоподвижность вызывает де­генеративные структурные изменения мышц, их атро­фию, и, наоборот, активизация функций ведет к совершен­ствованию соответствующей структуры). Отсюда следует, что задачей коррекционно-компенсаторных мероприятий является воздействие на весь комплекс вторичных отклоне­ний и на вызвавший их соматический дефект.

Любой дефект, то есть физический или психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального развития, с неизбежностью приводит к ав­томатическому включению биологических компенсатор­ных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность орга­низма в той или иной мере возмещать нарушения или ут­рату определенных функций. В павловском понимании компенсация является «физиологической мерой организ­ма» в ответ на какое-либо нарушение его функций.

Но компенсаторное приспособление при наличии та­ких тяжелых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешатель­ства извне. Компенсация слепоты и слабовидения — яв­ление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.

Материалистический взгляд на компенсацию был впер­вые сформулирован в 1934 г. в книге Н.А. Вигдорчика

«Компенсаторное профессиональное приспособление». В-этой книге говорится о том, что компенсация зависит:

1) от конституционных особенностей человека (фено­ типа);

  1. от возраста индивида (чем раньше начинается компен­ саторное приспособление, тем успешнее оно протекает);

  2. от волевой установки (сознательной целенаправлен­ ности на компенсацию);

  3. от характера дефекта, подлежащего компенсации;

  4. от побочных дефектов;

  5. от факторов внешней среды, социальных условий.

Проблема компенсации дефектов зрения и обусловлен­ных ими отклонений в психическом развитии является ключевой для психологии слепых и слабовидящих. Дан­ное положение вытекает из основных задач тифлопсихоло-гии: установление основных закономерностей развития психики при сужении сенсорной сферы и теоретическое обоснование целесообразности использования тех или иных путей для формирования полноценной личности.

В результате многолетних исследований компенсаторно­го приспособления слепых и слабовидящих в тифлопсихо-логии сложился взгляд на компенсацию как на процесс вос­становления или замещения нарушенных или утраченных функций. Такое и многие ему подобные определения явля­ются достаточно емкими и охватывают различные формы и уровни компенсаторного приспособления — от безусловно-рефлекторного, сугубо биологического процесса, заключа­ющегося в приспособительном возмещении организмом различных функциональных и структурных дефектов, воз­никающих как следствие зрительных заболеваний, до сложнейших форм социальной адаптации лиц с отклонени­ями в психическом развитии.

Компенсацию дефектов зрения и их последствий в са­мом широком значении, исходя из задачи всестороннего развития личности слепых и слабовидящих, стоящей пе­ред специальной школой, следует рассматривать как воз­мещение, преодоление тех отклонений в психическом раз-

60

61

витии, которые обусловливаются патологией зрения, как процесс перестройки психики и адаптации (у поздно ос­лепших — реадаптации) к новым условиям жизни.

Выше отмечалось, что дефект неоднозначно влияет на отдельные структурные компоненты личности. Сущест­вуют такие личностные свойства (например, мировоззре­ние, моральные черты характера и др.), на формирова­ние которых слепота, слабовидение и связанные с ними вторичные отклонения не могут оказать никакого влия­ния. Дефект зрения лишь провоцирует появление небла­гоприятных условий, при которых могут формироваться негативные и даже патологические черты характера (эго­изм, эгоцентризм, негативизм и т. д.).

На современном этапе развития тифлопсихологии пе­ред дефектологами стоит задача коррекции, компенсации и профилактики вторичных нарушений.

Последней, то есть профилактике, в современной дефек­тологии должен быть дан приоритет не только потому, что появилась реальная возможность реабилитационной рабо­ты по предупреждению вторичных отклонений, но прежде всего потому, что есть все основания предполагать — широ­кое распространение среди инвалидов по зрению неврозопо-добных состояний, неврозов, различных нервно-психичес­ких нарушений в известной мере связано с перестройкой высшей нервной деятельности, происходящей в ходе кор-рекционной работы. Дело в том, что в процессе спонтанного приспособления слепых и слабовидящих к дефекту форми­руются псевдокомпенсаторные приспособления, прочные поведенческие стереотипы, которые подлежат переделке в ходе коррекционной работы. В то же время хорошо извест­но, что в основе неврозов лежит ломка динамических сте­реотипов. Избежать этого можно только путем раннего вме­шательства в процессы адаптации слепых и слабовидящих (врожденный или рано приобретенный дефект) и восстанов­ления гомеостаза (равновесия индивида с окружающей сре­дой), то есть реадаптации лиц, полностью или частично по­терявших зрение в зрелом возрасте.

Практика воспитания и обучения аномальных детей свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмеша­тельство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и, следова­тельно, облегчить и ускорить процесс компенсаторного приспособления.

То же самое следует сказать о результатах реабилитаци­онной работы со взрослыми инвалидами по зрению, начи­нающейся непосредственно вслед за появлением дефекта.

Рассматривая компенсацию как приспособление к но­вым условиям существования, при которых отсутствуют или ограничены возможности визуально воспринимать окружающий мир, как процесс замещения нарушенных или утраченных функций после необратимых анатомичес­ких изменений, следует иметь в виду случаи так называе­мой псевдокомпенсации, заключающейся в приспособле­нии к дефекту. Практически это проявляется в том, что, например, частичнозрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной дея­тельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путем использования сохранных органов чувств. Здесь мы сталкиваемся не только с отсутствием осо­знаваемой перестройки, но и с противодействием обычно имеющему место * стихийному» приспособлению. Есть ос­нования предполагать, что такое противодействие обуслов­лено как физиологически — прочностью ранее, до слепоты, сложившегося динамического стереотипа, врожденным стремлением вести себя как существо оптическое, так и пси­хологически — желанием внешне, поведенчески не отли­чаться от нормально видящих.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]