Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
mezhdunarodka_1.docx
Скачиваний:
74
Добавлен:
25.05.2022
Размер:
466.86 Кб
Скачать

1) Если международный договор не ратифицирован

2) Если международный договор противоречит Конституции

3) Если национальным законодательством предусмотрены более благоприятные условия, чем международным договором

Необходимо учитывать соотношение по юридической силе норм международного и национального права.

2) ВСТУПЛЕНИЕ В ДЕЛОВЫЕ КОНТАКТЫ ОДНИХ ОРГАНОВ С ТАКИМИ ЖЕ ОРГАНАМИ ДРУГИХ ГОСУДАРСТВ

3) ВКЛЮЧЕНИЕ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ССЫЛОК НА МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ ИЛИ ПРИВОДЯТСЯ МЕЖД.-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТАЦИИ СУДАМИ ИЛИ ДРУГИМИ ОРГАНАМИ

4) ВЗАИМООТНОШЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА, ПРОКУРАТУРЫ И ДР. ОРГАНОВ С ЕСПЧ

5) САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ

6)ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТУ И ПРАВИТЕЛЬСТВУ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЗАКЛЮЧЕНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ.

Критерии применения (должны быть в совокупности):

  • Договор должен вступить в силу для РФ

  • Если согласие на обязательность договора было выражено в форме ФЗ (ратификация)

  • Должны быть опубликованы в официальных источниках России (для международных договоров это: собрание законодательства РФ, бюллетень международных договоров, официальное издание министерств и ведомств, официальный интернет-портал).

3. Комментарий ч.4 ст.15 Конституции рф.

ч. 4 ст. 15 Конституции устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Часть 4 признает общепризнанные принципы и нормы частью правовой системы России, но их места в иерархии элементов не определяет. В практическом отношении это означает, что правоприменительные органы не обязаны отдавать предпочтение общепризнанным принципам и нормам международного права перед принципами и нормами внутреннего права. Конституционный Суд в Определении от 3 июля 1997 г. по запросу Московского областного суда (ВКС РФ. 1997. N 5. С. 33) пришел к выводу согласно которому в случае противоречия какой-либо нормы общепризнанным принципам и нормам международного права при рассмотрении конкретных дел надлежит применять правила соответствующих международных актов. Представляется, что решение Конституционного Суда можно распространить на случаи, когда общепризнанные принципы и нормы международного права облечены в договорно-правовую форму. Элементом правовой системы являются и международные договоры РФ. Закон относит к международным договорам России также международные договоры, в которых Российская Федерация выступает как правопреемник СССР. Согласно ч. 4 ст. 15, нормы международных договоров имеют преимущественную силу перед законами в том случае, если они содержат иные правила поведения. При этом под выражением "иные правила", по-видимому, допустимо подразумевать любые расхождения правил закона и договора.

В приведенном выше Определении Конституционный Суд пришел к выводу о том, международный договор обладает преимуществом по отношению ко всякой норме внутреннего права, а не только по отношению к закону. Важное значение для определения места международных договоров в российской правовой системе имеет норма ст. 22 Закона о международных договорах, согласно которой если международный договор содержит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, то решение о согласии на его обязательность для России возможно в форме федерального закона только после внесения соответствующих поправок в Конституцию или после пересмотра ее положений. Тем самым гарантируется юридический статус Конституции как нормативного акта, обладающего высшей юридической силой. Из этого можно заключить, что в российской правовой системе международный договор, устанавливающий не соответствующее закону правило поведения, можно поместить между федеральными и федеральными конституционными законами. Международный договор, устанавливающий иные правила, не отменяет действия российского закона. Его преимущественная сила может проявляться только на стадии правоприменения. Несоответствие норм закона и международного закона не ведет к автоматической отмене или неприменимости закона. Правила договора применяются и приоритетны только тогда, когда речь идет о правоотношениях с партнерами по договору.

Таким образом, часть 4 анализируемой статьи Конституции является правовой основой для применения норм международного права российскими правоприменительными органами в пределах их компетенции. Норма о взаимодействии международного и российского права помещена в раздел конституционных принципов. В силу этого она может быть отменена или изменена в соответствии с процедурами, предусмотренными в ст. 135 Конституции.

Соседние файлы в предмете Международное право