Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX века
Скачиваний:
133
Добавлен:
02.02.2022
Размер:
8.4 Mб
Скачать

Пётр Попельский

Слепой музыкант, дворянин, сын богатых помещиков.

В повести «Слепой музыкант» герой, который родился слепым, но нашёл свое место в жизни. Слепой от рождения, он чувствует себя отверженным от общества. Он рано понимает своё отличие от других, становится неуверенным и робким. Ему тяжело даётся общение с окружающими, со своими ровесниками. Когда в его жизни появляется девочка Эвелина, Петя понимает, что нашёл верного и надежного друга. Он обладает музыкальным слухом, и дядя Максим поощряет его к активным действиям. В итоге Петр становится музыкантом.

Эвелина

Дворянка, подруга Петра, его супруга.

Мудрая и развитая не по годам девочка. В ней есть то, чего нет в других: она проницательна, тонко чувствует боль и страдание другого человека. Душа её ранима и сострадательна. Когда она узнала, что Пётр слепой, она так горько плакала, как будто это был её собственный недуг. Она с нежностью относится к мальчику, становится ему настоящим другом, надёжным и верным. Эвелина помогает мальчику почувствовать себя полноценным человеком. Со временем их чувства перерастают в любовь, и она становится женой Петра.

Дядя Максим

Родной дядя Петра, военный в отставке.

Брат Петиной матери, дядя Максим, очень переживает о будущей судьбе племянника. Бывший военный, он не привык отступать перед трудностями. Это решительный и волевой человек. Он делает всё, чтобы мальчик обрёл уверенность в собственных силах, стал смелым и сильным. Он никогда не выказывает жалости, чтобы мальчик не чувствовал себя не таким, как все, не даёт ему превратиться в изнеженную куклу, над которой все будут сюсюкать. Именно его плодотворное влияние внесло огромный вклад в становление личности Петра.

Второстепенные персонажи Иохим

Работник в семье Попельских, конюх, музыкант.

Иохим испытал неразделённую любовь, что выразилось в его музыке, чистой и искренней. Конюх, вкладывающий душу в свою музыку, разбудил в Петре тягу к прекрасному. В его конюшне Пётр проникся любовью к настоящему искусству, он научился понимать, о чём рассказывают музыкальные произведения. Он научился понимать их сердцем, отличая «живую» музыку от бездушного исполнения.

Анна Михайловна

Мать Петра Попельского, дворянка.

Любящая мать, она уже с самого рождения поняла, что с ним что-то не так. Узнав, что её сомнения подтвердились и её мальчик слепой, женщина пришла в отчаяние. Рассказ брата Максима о незавидной доле слепца, если не учить его правде жизни, возымел своё действие. Мать прилагает все усилия, чтобы мальчик рос нормальным, она следует советам брата.

Братья Ставрученко

Друзья семьи Попельских, студенты.

Молодые братья, жизнерадостные и активные, они дали понять Петру понятие о другом мире, где всё находится в движении. Знакомство с братьями Ставрученко натолкнуло Петра на размышления, сможет ли слепой стать полноправным членом общества.

Егорий и Роман

Слепые звонари в монастыре, знакомые Петра.

Два слепых, два противоположных характера. Истинная сущность человека, будь он слепой или зрячий, выявляется в жизненных испытаниях.

30. Творческий путь А.П. Чехова. Поэтика театрализации в комических новеллах Чехова («Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона» и др.).

А.П. ЧЕХОВ 1860-1904

Чехов принадлежит сразу двум существенно различным эпохам русского и мирового литературного процесса, что позволяет, с одной стороны, определить его творчество как завершение традиции русского классического реализма, а с другой, и с не меньшим основанием — как преддверие духовных и стилистических открытий литературы новейшего времени.

Творческий путь Чехова

Свой творческий путь Чехов начал как писатель-юморист. В первой половине 1880-х годов он активно сотрудничает в юмористических журналах развлекательного характера, таких как «Стрекоза», «Будильник», «Осколки» и др. Чехов по правилам изданий не затрагивает острых социальных тем и лишь веселит аудиторию рассказами о забавных случаях, происходящих в служебной и семейнобытовой жизни обыкновенного обывателя. Свои первые произведения Чехов писал в жанре короткого смешного рассказа или сценка, короткое повествование очеркового типа, построенное в основном на комическом диалоге персонажей. Ранний Чехов практически никогда не выходит за предписанные жанровые рамки, он тоже «всего лишь веселит публику». сознательная установка на «безыдейность» изображать жизнь вне готовых и заданных мыслительных конструкций, вне общепринятых стереотипов ее оценки.

В ранних произведениях Чехова проявились следующие черты: тонкий лиризм, лирико-драматические сюжетные построения, резкая социальная критика, постановка болезненных общественных проблем, ужас деревенской жизни, калечащей судьбы людей.

Со временем произведения чехова становились все более насыщенными философскими проблемами: человек и природа, человек и общество, русская жизнь и мировая цивилизация. Уже в середине 80 дала о себе знать провидческая сила идей писателя. Чехов первым обнаружил следы надвигающейся экологической катастрофы. Глубина высказанных автором идей привела к тому, что рассказы Чехова стали вступать в соперничество с крупными литературными построениями: романом и драмой.

Особенности рассказов:

  • Ранние чеховские рассказы бессюжетные и бессобытийные. Они вырастают из ничего. Отсутствие событий — сюжетная основа рассказов. Система повторов, архитектоника рассказов — стройная конструкция.

  • Тяготеет к типам.

  • Важную роль играет диалог.

С 1886 г. — года начала сотрудничества Чехова в суворинской газете «Новое время», число создаваемых им юмористических произведений резко уменьшается, а вскоре они и вовсе сходят на нет. Начинает публиковаться под собственным именем. Чехов, по его собственному выражению, переходит в область «серьеза». Вторая половина 1880-х — время нащупывания писателем своего нового «серьезного» стиля в литературе, а также активных поисков интеллектуального и духовного самоопределения. Основной жанр Чехова — по прежнему маленький рассказ. Темы же, за которые он берется, весьма разнообразны. Чрезвычайно разнообразен и его персонажный мир. Писатель не ограничивает себя изображением какой-либо одной сферы жизни. В его произведениях встречаются жители города и деревни, дворяне, мещане, крестьяне, офицеры, врачи, священнослужители, литераторы, актеры. Как и прежде, социальные и профессиональные разграничения для Чехова не представляют особой значимости. Главным образом его интересует человек в его психологических взаимодействиях с другими людьми, а также с миром, в котором ему выпало жить и в котором он пытается найти себя.

После успехов, достигнутых им в жанре малых эпических форм (юморески, пародии, рассказы), Чехов перешел к созданию повестей. В 1888 была опубликована повесть “Степь”. По начальному замыслу произведение должно было вылиться в роман, но Чехов не продолжил работу над ним. После “Степи” появились рассказы: “Попрыгунья”, “Скрипка Ротшильда”, “Студент”, “Учитель словесности”, “Дом с мезонином”, “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “Ионыч”, “Дама с собачкой”, и новые повести: “Палата №6”, “Черный монах”, “Три года”, “Моя жизнь”.

К концу 1880-х годов Чехов становится самым популярным и читаемым автором, звездой первой величины в литературном мире. Тем не менее, признавая бесспорную талантливость Чехова-художника, критика, в особенности критика демократического направления, где тогда лидировал Н.К. Михайловский, наследник идей Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, продолжала упрекать Чехова в нежелании затрагивать больные вопросы современности и в неясности его общей мировоззренческой позиции. Для круга Михайловского идейная неангажированность Чехова объяснялась во многом фактом его сотрудничества в суворинском «Новом времени» — газете, лояльно относившейся к режиму Александра III и потому в глазах «левой» оппозиции, не только демократов, но и либералов, имевшей репутацию «консервативного» и «правого» органа. Настораживала критиков и чеховская меланхолия. Попытки критиков в 1880-1890х истолковать творчество писателя-пессимиста искажали суть его идей. Это было трагическое мироощущение накануне катастрофических перемен в России.

Чехов проявил себя новатором в драматургии. Его пьесы “Иванов”, “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”, “Вишневый сад” до сих пор остаются репертуарными.

Поэтика театрализации в комических новеллах Чехова («Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Дочь Альбиона» и др.).

Выделяя для теоретического анализа ряд комических рассказов Чехова, мы ориентируемся на возможность их условного объединения с точки зрения воплощенной в них системы художественных мотивов. Общий смыслопорождающий контекст в выбранных новеллах создается мотивами театра и сцены.

Основной структурной единицей движения сюжета в комических рассказах Чехова становится бытовая сценка, которая с развитием авторского взгляда на события превращается в зрелищно-игровую, театрализуется. В результате в рассказах Чехова создается образ сценического пространства, сценического действа, мир зрелищно-игровой, театрализованный.

Изображаемые в произведении события не обязательно происходят в пространстве театра (Хамелеон, Толстый и Тонкий, Дочь Альбиона). В пространстве театра оказывается только герой рассказа “Смерть чиновника”.

Эти короткие рассказы вполне можно поставить на сцене театра. Они словно сценки. В них есть: комизм, ремарки, социальные типы, события показываются в одном конкретном месте, повторяющиеся детали и подробности

Творческий путь А.П. Чехова

А.П.Чехов родился 17 (29) января 1860 г. в г. Таганроге, окончил таганрогскую классическую гимназию. В 1879 году вместе с семьей переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Литературный дебют Чехова состоялся в 1880 г. Первые произведения — пародийные « Письмо к ученому соседу » и « Что чаще всего встречается в романах, повестях и т.п.» — были опубликованы в юмористическом журнале «Стрекоза». В 1880-е гг. начинающий писатель активно сотрудничал в различных юмористических изданиях («Стрекоза», «Будильник», «Осколки»), печатаясь под псевдонимами Брат моего брата, Человек без селезенки, Антоша Чехонте и др. После окончания университета Чехов работал земским врачом в Воскресенске и Звенигороде. Первая книга его рассказов «Сказки Мельпомены» вышла в свет в 1884 г. За ней последовали сборники «Пестрые рассказы» (1886), «Невинные речи» (1887), «В сумерках» (1887; отмечен половинной Пушкинской премией Академии наук), «Рассказы» (1888) и «Хмурые люди» (1890). Во второй половине 1880-х гг. творческий диапазон Чехова расширился: были написаны пьесы «Иванов» и «Леший», а также повести «Степь» (1888) и «Скучная история» (1889). В 1890 г. Чехов совершил поездку на Сахалин, где находилась знаменитая каторжная тюрьма. Результатом этого путешествия в место «невыносимых страданий» стала книга очерков «Остров Сахалин» (1894). В 1892 г. писатель поселился в имении Мелихово в Серпуховском уезде под Москвой. В первой половине 1890-х гг. из-под его пера выходят новые, совсем не смешные рассказы «Палата № 6» (1892), «Попрыгунья» (1892), «Студент» (1894), «Учитель словесности» (1894). В середине 1890-х гг. были написаны пьесы « Чайка» (1895) и «Дядя Ваня» (1896). В 1898 г. Чехов продал Мелихово и переехал в Ялту. В этом лее году написаны рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре» и «Ионыч», а в 1900 г. — «Дом с мезонином» и «В овраге». После триумфа « Чайки», поставленной К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко на сцене Московского Художественного театра (1898), в последние годы жизни Чехов создал шедевры своей драматургии — пьесы «Три сестры» (1901) и «Вишневый сад» (1903). Чехов умер 2 июля 1904 г. в Баденвейлере (Германия), похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Поэтика театрализации в комических новеллах

По традиции рассказы Чехова называют новеллами. Л.Е. Кройчик, например, предлагает называть ранние чеховские рассказы комическими новеллами, а поздние — сатирическими рассказами. И основания для этого, безусловно, есть: новелла динамична

(ее классический западноевропейский вариант — новеллы в «Декамероне» Д. Боккаччо и др.), в ней важен сюжет, событие (не столько даже событие, сколько авторский взгляд на него), для этого жанра характерно внимание к поведению героев, репортажное время (настоящее время), новелла обязательно стремится к результату, она не может закончиться «ничем» (отсюда ее динамизм). Все это мы находим в ранних рассказах Чехова.

Ситуации, конфликты в чеховской прозе тоже обычные, взятые из жизни. Для творчества этого писателя характерно скептическое отношение ко всякого рода идеям, «догме» и «ярлыку», отсюда и его обращение к быту, к негромкой, «безыдейной» повседневности. Многие рассказы Чехова («Крыжовник», «Ионыч» и др.) — это рассказы о том, как под влиянием не каких-то выдающихся событий, а обычного, рутинного хода жизни, под влиянием времени и обстоятельств происходит деградация человеческой личности.

Особенности психологизма — изображение внутреннего мира человека. Мироощущение героев Чехова — чувство неустроенности, неуютности в мире — в немалой степени обусловлено временем, с этим связано и преобладание жанра рассказа в творчестве писателя. На протяжении небольшого рассказа (анекдотического и притчевого одновременно) Чехов не рисует внутренний мир персонажа, не воспроизводит психологические основы, движения чувств. Он дает психологию во внешних проявлениях: в жестах, в мимике («мимический» психологизм), телодвижениях. Психологизм Чехова (особенно в ранних рассказах) «скрытый», то есть чувства и мысли героев не изображаются, а угадываются читателем на основании их внешнего проявления.

Главным для Чехова было пробуждение нравственного сознания, а не навязывание своих представлений о жизни, литературе, о мире и человеке. «Именно сознание того, что человек создан для больших дел, для большого труда заставило Чехова вмешаться в обыденную, мелочную сторону жизни — не с тем, чтобы прямо обличать или негодовать, а с тем, чтобы показать, как эта жизнь несообразна с заложенными в этих людях возможностями», — утверждает Б.М. Эйхенбаум.

Смешное в рассказах Чехова всегда стоит на первом плане, а грустное прячется за этим фасадом. Так происходит в не менее известном рассказе «Хамелеон». Главный его герой отдает диаметрально противоположные приказания насчет маленькой собачонки, доставляющей прохожим неудобства, в зависимости от предположений людей из толпы, кому принадлежит эта собачка: человеку бедному или богатому и знатному. Подобострастие «хамелеона» вызывает у читателей искренний смех, однако это тоже смех сквозь слезы. Ведь многие люди ведут себя также двулично, подобострастно и лживо.

Похожую сцену наблюдаем и в рассказе «Толстый и тонкий». Случайная встреча двух товарищей, учившихся когда-то вместе в гимназии, на первых порах выглядит весьма душевно, пока речь не заходит о служебном положении «тонкого» и «толстого» господина. Оказывается, что «толстый» товарищ занимает пост гораздо выше «тонкого». После того, как это обстоятельство выясняется, никакой душевный разговор уже невозможен. Прежние приятели расходятся друг с другом, потому что в мире фальши и

ложной славы они не могут общаться на равных. Читатели этого рассказа не могут сдержать улыбки, при изучении такой сцены, однако, это улыбка грустная.

Каковы же приёмы юмористического изображения жизни в малой прозе Чехова? Обычно различают комизм характеров, комизм сюжета и в связи с сюжетом — положений, в какие попадают герои произведения, комизм портретов, комизм речи, имён, фамилий, комизм в описании окружающей обстановки.

Чехов пользовался всеми этими компонентами: в его произведениях вызывают смех и сюжет, и характеры героев, и их портреты и речь. Но, необходимо отметить, что комизм Чехова не был гневным смехом, суровым приговором над современной общественной жизнью: скорее это была добродушная, снисходительная усмешка над маленькими, заурядными людьми, которые казались писателю не только смешными, но одновременно слабыми и жалкими.

Демократизм чеховского смеха предопределил и особенность его поэтики. Введя читателя в мир повседневности, мир обыденных забот «среднего человека», который был в сущности главным героем Чехова, писатель прибегает к «поэтике бесконечно малых величий» [1,с.98]. Эта поэтика — и в интересе к мелочам, подробностям жизни; и в пристальном внимании к деталям, характеризующим состояние героя, его действия; и в самом интересе к рядовому, ничем не выдающемуся эпизоду жизни. Все то, что происходит в комических произведениях Чехова, порождено, как правило, не столько исключительными обстоятельствами, сколько естественным ходом событий.

В комической новелле господствует хронотопический ряд переживаний героя*, в сатирическом рассказе — ряд событий, в иронической трагикомедии — ряд судьбы. Существование этих рядов предопределено главным для Чехова — стремлением писателя соотнести нравственное состояние героя и нравственность мира, в котором он живет и который он творит.

*Этот ряд развернут и детализирован. Персонажи в нем показаны в поступках, в действии, в произносимом слове. Бытовое время — это и время переживаний, и время состояний. В соответствии с канонами комического повествования оно всегда интенсивно: время организует и пространство эпизода, и героя в этом пространстве. Господство бытового времени — это и господство бытового пространства. Чеховские произведения удивительно кинематографичны, если иметь в виду интерьер каждого эпизода. Комические персонажи у Чехова действуют, как правило, в хорошо знакомой им обстановке, где стандартные атрибуты выполняют роль ориентиров. Недаром многие комические новеллы начинаются с описания места действия