Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ XIX века
Скачиваний:
133
Добавлен:
02.02.2022
Размер:
8.4 Mб
Скачать

3. Левша (1881)

Левша — рассказ из цикла о Праведниках. В цикле этому произведению принадлежит особое место. В нем народное сознание передано легендой, облеченной в форму сказа.

Исторический контекст

Народная легенда о тульском косом левше вписывается в исторический контекст, который деформируется под воздействием народно-поэтической стихии. Реальный мир, исторические лица и события представлены в Левше в соответствии с определенной версией об их роли в судьбе России, сложившейся в сознании народа.

С образом Платова, умершего в 1818, вводится мотив военного “одоления”. Герой здравствует во время правления Николая 1. Мотив распространяется на весь сюжет рассказа и связывает линию Александра 1, Н1, казака-графа Платова и Левшу.

Идея:

Умирающий Левша просит донести царю слова о том, что нельзя ружья чистить кирпичным порошком — стрелять не будут. Так, с точки зрения простого человека, объясняется причина провала политики России в Крымской кампании. Событие, противное интересам народа. Виноваты вовсе не оружейники.

Образ Левши

Левша — эпический образ, созданный народным воображением.

Структура повествования

Ее определяет такой прием, как гротеск. На этом приеме изображены тульские мастера, которые не едят не пьют, а только молоточком выстукивают. Парадокс: работа мастеров с мелкими деталями. Гиперболизация — фольклорный характер.

Стиль повествования

Стилистика Левши представляет собой вариант словесного лубка. Искусство Лескова в этом произведении родственно эстетике балагана, городского зрелищного искусства. Все происходит в балагане, изображенном на лубочной народной картинке: все яркое, пестрое, ситцевое, Тульское. Стиль балагана требовал изображения аномальной жизни и не подразумевал трагедии. У Лескова же за словесной узорчатостью стиля скрыта трагедия: она звучит скороговоркой во фразе о том, что Платов бросил Левшу в коляску и велел сидеть в роли пуделя, и в гордом заявлении Левши, что Псалтирь да Полусонник — основные источники знаний мастерового.

Сатира Лескова стала формой протеста, а сказовое слово — средством обозначения общественной позиции. Использует множество вариантов этимологии слова.

Воссоздает фольклорный образ мышления, который определяет узоры повествовательного рисунка сказа.

2. Народные типы и характеры в произведениях н.С. Лескова. Рассказы о праведниках

  1. Народные типы и характеры в произведениях Н.С.Лескова

Лесков принадлежал к особому писательскому типу, обозначившемуся в русской литературе 1860—1870-х годов, — к писателям-разночинцам. В отличие от писателей-интеллигентов, они знали народ не понаслышке, но из непосредственного общения с ним.

Лесковский человек — лицо не столько социальное, сколько локальное. Это не мужик, не помещик, не нигилист. Это человек русской земли.

Нельзя сказать, что Лесков до конца разгадал загадку национального характера. Но он, как никто другой из русских писателей, сознавал, насколько реальна эта загадка в характере русского человека. Именно поэтому его герои в большинстве своем люди «удивительные и даже невероятные»; зачастую «их окружает легендарный вымысел»

В этот поздний период своей деятельности Лесков продолжает поиски положительных типов и веры в будущее России. Он пишет цикл рассказов о «праведниках», воплощающих своею жизнью народные представления о нравственности.

  1. Рассказы о праведниках.

В 1870-е годы в творчестве Лескова появляется тема праведничества, продолжающая оставаться главной до конца жизни писателя. Тогда же возник цикл рассказов о «праведниках» («Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Русский демократ в Польше», «Инженеры-бессеребреники», «Человек на часах» и др.)- Слово праведник у Лескова соотносится с человеком, постигшим истину (правду) жизни. Несут ее людям лесковские однодумы и очарованные странники, инженеры-бессеребреники и несмертельные голованы. На них надеялся писатель, полагая, что ими будет спасена Россия.

Истина (правда) жизни, по Лескову, заключается в евангельской беззаботливости о себе — постоянной готовности прийти на помощь другому человеку, в чувстве сострадания, бескорыстном служении людям, ибо каждый из живущих нуждается в тепле, любви, добре, утешении и понимании. Но каждый из живущих должен сам научиться любить и утешать. Поэтому человека-праведника Лесков открыл во всех слоях общества. Праведники Лескова простые люди, невысокого звания, скромные, незамечаемые. Однако все они удивительно красивые люди. Красота их неброская, невидимая глазам, явленная редкой нравственной чистоты душой. Таковы воспитатели и врачи петербургского корпуса («Кадетский монастырь»), привившие своим воспитанникам человеколюбие в условиях жесточайшего николаевского времени, и инженеры-бессеребреники, не пожелавшие служить злу. Живет согласно священному писанию и собственной совести чудаковатый Однодум. Идут за советами люди к Головану. С самоотвержением и «изумительным бесстрашием» он входил в «зачумленные лачуги»,/чтобы хоть как-то облегчить положение обреченных на неминуемую смерть: поил зараженных свежею водою и молоком и проделывал это ежедневно, после чего его имя «стали произносить с уважением в народе».

Праведники у Лескова не озабочены вниманием к себе окружающих, не стремятся к тому, чтобы их благородство было кем-то замечено. («Человек на часах»). Поэтому когда солдат Измайловского полка Постников, стоя ночью на часах у Зимнего дворца, заслышал «отдаленные крики и стоны» со стороны Невы, то его первым, естественным порывом было «подать помощь утопающему». Но Постников также «помнил и службу и присягу; он знал, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки». В противном случае солдата на часах ожидали военный суд, а потом гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может даже и расстрел. Однако стоны зов о помощи пересилили боязнь за себя. Часовой бросился к сходням и сбежал на лед. С момента спасения солдатом Постниковым тонувшего человека начинают происходить события, не поддающиеся здравому объяснению. Переживая за оставленный пост, промокший часовой тут же возвратился к будке. Проезжающий мимо офицер выдает себя за героя-спасителя и намеревается ходатайствовать о награде за якобы совершенное геройство. В это время полковник Свиньин, узнав о проступке Постникова от батальонного командира и боясь за собственную карьеру, не знает, что предпринять, чтобы обер-полицмейстер Кокошкин не смог доложить утром государю о случившемся. Сам же виновник всей суеты уже находится под арестом в казарменном карцере. И только «мудрость» служаки-оберполицмейстера все расставила по своим местам: было решено, офицера, привезшего спасенного утопленника, наградить и доложить о его благородном поступке Николаю Павловичу. Но верхом абсурда во всей этой истории явилось наказание часового Постникова двумястами розгами как нарушившего свой долг. И таким образом в лице главного героя рассказа Лесков представил не только тип праведника, незримо творящего подвиг человеколюбия, но и жертву произвола и беззакония.

В ряду лесковских праведников особо выделяется фигура странника-богатыря Ивана Северьяновича Флягина. По сравнению с Голованом, праведником по жизни, Флягина трудно назвать таковым. Иван Северьянович находится лишь в самом начале праведнического пути. Не случайно повесть «Очарованный странник» имеет «распахнутый» финал. Лескову было важно показать, насколько трудна и драматична дорога героя (и подобных ему людей) к обретению своего земного предназначения.

левша

человек на часах

однодум

несмертельный голован

очарованный странник

шерамур

запечатленный ангел