Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Декарт_Рене_Избранные_произведения

.pdf
Скачиваний:
19
Добавлен:
07.09.2021
Размер:
19.47 Mб
Скачать

10

В> В. Соколов

которые сумели уже кое-что накопить путём торговли и промышленной деятельности.

Капиталисты, ссужавшие и дворянское государство и отдельных дворян, превращались в ростовщиков, получав­ ших за свои кредиты значительную часть той же феодаль­ ной ренты то как простые заимодавцы, то как откупщики налогов, то как — и это для Франции особенно характер­ но — собственники судейских и других должностей, 8а которые они уплачивали государству значительные сум­ мы, получая возможность сторицей вознаградить себя путём узаконенных поборов с населения.

Основная тяжесть новых форм. эксплоатации вместе с бесконечными феодальными повинностями ложилась на плечи французского крестьянства. Королевский двор, ду­ ховенство, дворянство и поднимавшаяся буржуазия сорев­ новались в деле ограбления крестьянства. Во Франции XVI—XVII вв., как и в Англии этого времени, хоть и не столь интенсивно, начинался мучительный процесс экспро­ приации, обезземеливания крестьянства. Нищавшие, дове­ дённые до отчаяния крестьяне отвечали на вс^ это стихий­ ными восстаниями. Так, незадолго до рождения Декарта,

в1593—1595 гг., многие провинции Франции были охва­ чены восстаниями «крокаяов> (бедняков), а в 1636—1637 гг.

вНормандии вспыхнуло крестьянское восстание «босоно­ гих». Эти стихийные крестьянские восстания были обре­ чены на поражение, так как промышленный пролетариат как класс, могущий возглавить крестьянское движение, ещё не существовал, буржуазия же была ещё слишком сла­ бой, чтобы использовать движение крестьян в своих инте­ ресах.

Французская буржуазия переживала период накопле­ ния своих экономических сил. Хотя Франция XVI— XVII вв. оставалась в основном земледельческой страной (примерно девять десятых её населения жило в деревне), в ней всё время увеличивается внутренняя и внешняя торговля; начинает развиваться промышленное произ­ водство (особенно производство полотняных и шёлковых тканей и предметов роскоши); наряду с цеховым ремес-

Философия Рена Декарта

11

лом, столь характерным для средневековья,

появляются

деревенские кустари, зависящие от скупщиков, а кое-где возникают и мануфактуры.

Но процесс экономического развития французской бур­ жуазии в XVI—XVII вв. шел более медленно, чем в Нидер­ ландах и Англии, где в это время уже произошли буржуаз­ ные революции. Французская буржуазия произведёт свою, ещё более радикальную революцию лишь в конце XVIII в., а пока она вынуждена мириться с феодализмом и итти на компромисс с дворянско-абсолютистским государством, ко­ торое до поры до времени не мешает её экономическому укреплению.

Вынужденная итти на компромисс и даже отступать в области политики (особенно во время Генеральных штатов 1614 г., не собиравшихся после этого вплоть до 1789 г.), французская буржуазия развернула наступление на фео­ дализм в области науки, идеологии.

«Буржуазии для развития ее промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До того же времени наука была смиренной служанкой церкви, и ей не позво­ лено было выходить за рамки, установленные верой... Те­ перь наука восстала против церкви; буржуазия нуждалась в науке и приняла участие в этом восстании^,—писал Энгельс.

Экономические успехи буржуазии непосредственно бы­ ли связаны с изменениями в области техники, в области практических знаний, применяемых в процессе производ­ ства, где уже во второй половине XV в. произошли огром­ ные, решающие изменения, настоящая техническая ре­ волюция, которая по своему значению для развития капи­ тализма уступает лишь промышленной революции XVIII в. Особенно велико было значение изобретения ветряного двигателя, самопрялки, наливного, или верхнебойного, водяного колеса, доменного металлургического процесса,

1 /ι. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные произведения, т. II, Гос­ подитиздат, 1948, стр. 93.

12 В. В. Соколов

компаса, печатного станка, широкого применения пороха. Последние три изобретения, по словам Маркса, явились необходимой предпосылкой буржуазного развития *.

Эти глубокие изменения в технике обусловили бурное и стремительное развитие точных наук. Ведущее значение приобретает механика, черпающая силу именно в своей связи с техникой.

Особенно велико было значение механических и мате­ матических открытий для становления и развития астро­ номии. Развиваясь в новое время главным образом под влиянием практических запросов мореплавания, астроно­ мия приобретает огромное идеологическое значение. Астро­

номия явилась той областью

научных знаний, где,

как

в фокусе, концентрировались

достижения точных

наук

и где поэтому раньше и острее всего развернулась идеоло­ гическая борьба буржуазии за новое мировоззрение про­ тив старого, реакционного феодально-теологического, схо­ ластического мировоззрения. Философия Декарта явилась важнейшим этапом этой борьбы, и для того, чтобы оценить всё её значение, необходимо хотя бы кратко рассмотреть основные особенности этого мировоззрения.

Основной чертой средневекового теологическо-схола- стического мировоззрения была метафизическая косность, представление о мире, как о космосе, созданном богом и пре­ бывающем с тех пор неизменным. Характерной особен­ ностью средневекового общества была иерархия, идеаль­ ная форма феодализма, по определению Маркса 2. Этот принцип «феодальной лестницы», столь характерный для социально-политической структуры феодальной формации, стал методологическим принципом, который был перене­ сён в сферу религиозной мифологии и положен в основу «объяснения» природы. В соответствии с этим принципом природа рассматривалась как система «сущностей»; наи­ более «совершенные» из них приближались к «божествен­ ному престолу», а наименее «совершенные» образовывали земной мир.

1

См. К.

Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXIII, стр. 131.

в

См. К.

Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. IV, стр. 157.

Философия Ренэ Декарта

13

Птоломеевская система мира вместе с некоторыми вос­ принятыми средневековыми схоластиками взглядами Ари­ стотеля были использованы церковью, поскольку они более всего отвечали феодальному иерархическо-теологи- ческому мировоззрению.

Главнейшей чертой средневекового теологического ми­ ровоззрения являлось представление о центральном поло­ жении Земли в солнечной системе, а поскольку самым «со­ вершенным созданием> на Земле был человек, то ему при­ писывалось центральное положение во вселенной. Отсю­ да антропоцентризм и телеологизм средневекового схола­ стического мировоззрения. Не менее характерными были также представления о принципиальном различии вещест­ ва Земли, состоящего из четырёх «элементов»: огня, воз­ духа, воды и земли, и вещества неба, образованного самым «совершенным», неизменным элементом, «пятой сущно­ стью»— эфиром. Из этого представления вытекала мысль о неизменности небесных тел, движущихся будто бы рав­ номерно по окружности вокруг Земли и якобы неспособ­ ных испытывать какие бы то ни было перемены. Как бы за­ вершением этих представлений являлось представление о конечности, ограниченности мироздания во времени и в пространстве, связанное с библейским учением о сотворе­ нии мира.

Птоломеевская геоцентрическая система мира являлась важнейшим звеном средневекового мировоззрения.

Величайшая заслуга гениального славянского учёного Николая Коперника (1473—1543), его бессмертный научный подвиг заключается в том, что он, основываясь на много­ летних астрономических наблюдениях, выступил против установившегося и освящённого церковью взгляда. Он объявил геоцентризм Птоломея «оптической иллюзией» и выдвинул свою собственную, единственно научную, ге­ лиоцентрическую систему мира.

Теория мироздания Коперника явилась огромной ре­ волюционизирующей силой, разрушавшей фундамент схо- ластическо-теологического мировоззрения. Если Земля — не центр мира, а лишь «рядовая» планета солнечной систе-

и В, В. Соколов

мы, значит и человек — не средоточие и центр вселенной. Этот взгляд нанёс сокрушающий удар по антропоцентри­ ческим и телеологическим представлениям.

Теория гениального польского учёного Коперника ос­ новательно подорвала средневековое представление о ко­ нечности мира. Она заложила фундамент современной научной астрономии и дала сильнейший толчок развитию физических и математических наук. «Отсюда,— говорит Энгельс,—начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии» *.

Развивая идеи Коперника, итальянский философ Джор­ дано Бруно (1548—1600) наносит следующий могучий удар по средневековой космологии и теологическому мировоз­ зрению. Важнейшим вкладом Бруно в науку было его уче­ ние о бесконечности вселенной, о бесчисленности и насе­ лённости её миров. Это учение было первым, пока ещё натурфилософским, переходом к мысли о качественной однородности вселенной. Гипотеза же Бруно о населён­ ности бесчисленных миров лишала привилегированного по­ ложения не только Землю, но и человека и, таким сбразом, наносила сильнейший удар по антропоцентризму — этому важнейшему устою теологического мировоззрения.

Будучи не в состоянии бороться с успехами науки до­ водами разума, неспособная к этому по самой своей сущ­ ности, но ещё очень сильная политически, римская като­ лическая церковь свирепо и беспощадно расправляется с творцами и сторонниками нового, материалистического мировоззрения. Положение «святого престола», сильно пошатнувшееся в результате реформации и развития ма­ териалистического мировоззрения, папа римский пытался укрепить с помощью ордена иезуитов и инквизиции — кро­ вавой управы Ватикана по борьбе с «еретическими», глав­ ным образом материалистическими, воззрениями. В 1559 г. вводится Index librorum prohibitorum — список запрет­ ных книг, куда вносятся все передовые, прогрессивные про­ изведения мысли.

Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 5.

Философия Ренэ

Декарта

16

Ватикан расправляется не

только

с книгами, но

и с их авторами. В 1600 г. был сожжён в Риме гениаль­ ный Джордано Бруно, в 1619 г. в Тулузе был сожжён замечательный мыслитель материалист Лючилио Ванини, у которого предварительно вырвали язык, в 1621 г. в Париже инквизиция сожгла на костре атеиста Жана Фонтанье.

В 1616 г., стремясь уничтожить «корень зла>, папа рим­ ский осуждает учение Коперника, бессмертная книга ко­ торого «Об обращении небесных сфер> попадает в папский Index.

Но как ни сильно было сопротивление старого, отжи­ вающего, оно не могло убить новое, передовое, повернуть историю вспять. Материалистическое мировоззрение неук­ лонно развивалось и крепло, потому что базировалось на достижениях более прогрессивного по сравнению с фео­ дальным буржуазного способа производства.

Огромное значение для развития науки в XVÏI в. име­ ло развитие мануфактурной техники, применение машин и вообще механизмов (например, мельница, часы). «Очень важную роль,— писал К. Маркс в I томе «Капитала»,— сыграло спорадическое применение машин в XVII столе­ тии, так как оно дало великим математикам того времени практические опорные пункты и стимулы для создания современной механики» 1.

Механика становится редущей наукой уже к началу XVII столетия. Создателем важнейшего раздела механи­

ки — динамики — был

гениальный

итальянский учё­

ный Галилео Галилей

(1564—1642).

Значение Галилея

вистории науки, в истории философии определяется двумя принадлежащими ему великими открытиями. Во-первых,

вборьбе против аристотелевско-схоластических представ­ лений о движении Галилей создал динамику, открыл ос­ новные законы механического движения. Вторым, не меньшим научным подвигом Галилея была дальнейшая разработка и обоснование им новыми открытиями

1 Я. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, 1949, стр. 35(5.

16

В. В. Соколов

(с помощью телескопа), а также динамическими и матема­ тическими принципами гелиоцентрической системы Копер­ ника.

Галилей выступил страстным пропагандистом тео­ рии Коперника. Мужественная эащита им этой теории перед лицом папской инквизиции, пытавшейся заставить Галилея отречься от неё, явилась бессмертным образцом борьбы за передовую науку. Товарищ Сталин назвал Га­ лилея одним из тех мужей науки, «которые умели ломать старое и создавать новое, несмотря ни на какие препят­ ствия, вопреки всему» *.

Воззрения Галилея в целом можно охарактеризовать как материалистические, несмотря на его, неизбежные в ту эпоху, уступки идеализму, поскольку материализм Галилея был метафизическим. Галилей—выдающийся учёный и философ, открывающий целый ряд учёных и фи­ лософов-материалистов XVII—XVIII вв.

Метафизический материализм XVII—XVIII вв. был очень важным этапом в развитии материализма.

Ф. Энгельс сформулировал положение о том, что «с каждым составляющим эпоху открытием даже в естест­ венно-исторической области материализм неизбежно дол­ жен изменять свою форму» 2.

Метафизический материализм XVII—XVIII вв. нахо­ дился в теснейшей связи с развитием механико-математи­ ческих наук. Перенесённый, как указывает Энгельс, английскими философами Бэконом и Локксм иэ естество­ знания в философию, метод этого материализма был анти­ историчен, ему была чужда идея развития. Подорванный рядом естественно -научных открытий, превратившийся уже в первой половине XIX в. в реакционное учение, мета­ физический метод был окончательно прёодолён лишь мар­

ксистским диалектическим методом,

развивавшимся на

1 И. В. Сталину Речь на приеме в Кремле работников высшей

школы 17 мая 1938 г.,

Госполитиздат,

1938,

стр. 4.

2 Я.

Маркс и

Ф. Энгельс,

Избранные произведения,

т. II, стр.

353—354.

 

 

 

Философия Рен9 Декарта

17

качественно отличной общественно-исторической

и есте­

ственно-научной основе.

Но в рассматриваемый нами период, в XVII—XVIII вв., метафизический материализм как мировоззрение рево­ люционной в ту эпоху буржуазии был передовым, атеистическим и антифеодальным. Он явился необхо­ димым этапом в развитии материализма от античного наивно-диалектического к подлинно научному философ­ скому материализму.

«Само собою разумеется,— писал Энгельс,— что из­ учение природы движения должно было исходить от низ­ ших, простейших форм его и должно было научиться понимать их прежде, чем могло дать что-нибудь для объ­ яснения высших и более сложных форм его. И действи­ тельно, мы видим, что в историческом развитии естест­ вознания раньше всего разрабатывается теория простого перемещения, механика небесных тел и эемных масс» х.

Мы уже отмечали прогрессивный, антифеодальный, антисхоластический, антитеологический характер мета­ физического материализма. Философии Декарта в вели­ чайшей степени свойственны все эти черты.

Ренэ Декарт родился 31 марта 1596 г. в городе Ляэ, в департаменте Турень, в дворянской семье (точнее, в семье судейского чиновника, принадлежавшего поэтому к «дворянству мантии», как называлась более близкая к буржуазии часть французского дворянства в отличие от «настоящего» дворянства — «дворянства шпаги»). В 1604 г. родители отдают Декарта в иезуитский коллеж Ля Флещ — аристократическое учебное заведение, только что открытое тогда указом короля Генриха IV. В коллеже Ля Флеш, как и в подавляющем большинстве других школ Европы, царил схоластический дух. Основу обучения составляло изучение древних яэыков, в особенности латыни. Ученики

1 Ф. Энгельс, Диалектика природы, стр. 44.

18

В. В. Соколов

должны были уметь не только писать, но и говорить полатыни (родной язык не изучался и вообще был в прене­ брежении). Большее внимание уделялесь древним авторам, различным богословским вопросам, изучению схоласти­ ческой логики (или «диалектики», как её тегда называли). Среди всех предметов лишь математика привлекала внимание Декарта, он отдавал её изучению гораздо больше времени, чем это было предусмотрено программой. Обу­ чение в иезуитской школе не могло удовлетворить любо­ знательного юнешу, каким был Декарт. Декарт считал, что у жизни он должен научиться тому, чему не мог на­ учиться в школе. По окончании школы он отправляется «изучать великую книгу мира», как тсследствии назвал Декарт свои путешествия по Европе в качестве вольно­ наёмного офицера, сначала голландского штатгальтера Морица Нассаусского, затем баварского короля и австрий­ ского военачальника Букоя„ принимавших участие в Тридцатилетней войне.

Армейская служба не привлекала Декарта, он счи­ тает военный мундир лишь средством, позволяющим с относительными удобствами совершать путешествия по Европе. Во время своей «службы» Декарт продолжает интенсивные занятия математикой, начатые им ещё в коллеже. Он не прекращает их и в последующие годы, когда возвращается в Париж. Но теперь круг его научных интересов значительно расширяется. Декарт меч!аст о преобразовании всех наук с помощью метода математики. В этом намерении его укрепляют друзья — передовые представители тогдашнего французского общества: зна­ менитый аббат Мерсенн, преданный друг и самый актив­ ный корреспондент Декарта, выдающийся математик Мидорж, филолог Бальзак, ряд оппозиционно настроен­ ных к иезуитизму католических богословов, таких, как Жибьеф, кардинал Берюлль и др.

Желая расширить и углубить свои научные знания, Декарт решил временно покинуть Францию и в 1629 г. уехал в Голландию, самую передовую в то время капита­ листическую страну, представлявшую наилучшие воз-

Философия Ренэ

Декарта

19

можности для научных занятий

(буржуазно-республикан­

ский строй протестантской Голландии привлёк

туда

в те времена не только Декарта,

но и многих других его

соотечественников, бежавших

от деспотизма француз­

ского абсолютизма и католической церкви). Декарт про­ жил в Голландии двадцать лет, с 1629 по 1649 г.,лишь не надолго наезжая во Францию. Эти двадцать лет прошли в напряженной и плодотворней научной работе: в Гол­ ландии Декарт написал большую часть своих произве­ дений. Отсюда он вёл обширную переписку по научным и философским вопросам (особенно через Мерсенна) с учё­ ными и философами Франции, Англии, Голландии и других стран. При этом чрезвычайно характерно, что в своей научной деятельности Декарт избегает официальных рассадников просвещения — университетов. Универси­ теты в ту эпоху являлись идеологическим оплотом феода­ лизма, в них, как правило, господствовали теология и схоластика, враждебные опытному исследованию природы. Учёные, выдвигавшие новые, передовые научные прин­ ципы, призывавшие к опытному исследованию при­ роды, часто изгонялись из университетов (так, напри­

мер,

поступили

с

Галилеем).

Новые, прогрессивные

учения почти

совсем

не

излагались

с университетских

кафедр. Творцы

антифеодальной,

светской

науки, ви­

девшие

свою

главную

цель в

исследовании

приро­

ды,

как

правило,

избегали

университетов;

так

посту­

пал

не

только

Декарт, но и

Бэкон,

Кеплер, Спиноза,

Лейбниц, Ньютон и многие другие. Новая, светская наука, отражавшая интересы и потребности прогрессив­ ной в то время буржуазии, создавалась вне стен тогдаш­ них университетов. В ту эпоху, особенно с середины XVII в., возникают новые организационные формы раз­ вития науки — научные общества и академии.

Особенно плодотворными были математические и физи­ ческие зонятия Декарта. Так, он много занимается опти­ кой, изучение которой связывается у него с практическими попытками шлифовать линзы для подзорных и астроно­ мических труб. В процессе этих занятий Декарт