Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

20120921

.pdf
Скачиваний:
5
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.81 Mб
Скачать

деяний против авторских прав и привилегий на изобретения – гл. XXXV, ст. 620, 622; в УК РФ этот предмет преступления находится в плоскости такого объекта, как конституционные права

исвободы человека и гражданина, а не имущественные отношения); е) чужой товарный, фабричный или ремесленный знак, рисунок, модель или наименование (как предмет самовольного пользования в целях недобросовестной конкуренции – ст. 199).

На фоне очевидных изменений в уголовно-правовой политике по рассматриваемому вопросу всё-таки следует отметить, что отдельные положения УК РСФСР 1922 г. характеризуются архаичностью и восходят к Русской Правде. Сказанное, в частности, касается установления повышенной уголовной ответственности по сравнению с простой кражей, за кражу лошади или крупного рогатого скота у трудового земледельческого населения (п. «в» ст. 180). В этом смысле Россия, оставаясь аграрной страной, является продолжателем традиций прошлых лет, ставя под охрану уголовного закона интересы сельхозпроизводителей. Примером тому служит норма ст. 192 УК 1922 г., вводящая уголовную ответственность за сбыт заведомо негодного семенного материала.

Итак, появление в УК РСФСР 1922 г. новых предметов уголовно-правовой охраны, а в последующем и предметов преступлений в целом свидетельствует о смене приоритетов в охране социальных ценностей советского государства и в то же время о прогрессировании уголовного права путём поиска новых

исовершенствования существующих направлений уголовноправовой политики.

НасменуУК1922 г. приходитУК1926 г.35, вкоторомнаблюдается, во-первых, увеличение количества предметов преступлений экономической направленности. Так, в числе новых можно отметить такие, как электрическая энергия при краже (ст. 163), поддельное пробирное клеймо (ст. 172); найденное имущество (находка) образовывало предмет присвоения (ст. 168).

Усилена ответственность за кражу чужого имущества, если последняя совершалась частным лицом из государственных или общественных складов, а равно лицом, имевшим особый доступ

35 См.: Там же. С. 41–4.

271

втаковые или охранявшим их (п. «г», «д» ст. 162). Названные предметы образовывали предмет имущественных преступлений (гл. VII). Разделениеимуществанагосударственноеиобщественное продолжено и применительно к его расхищению (ст. 1293) или расточению арендатором или уполномоченным юридического лица (ст. 130). Такое имущество являлось уже предметом хозяйственных преступлений (гл. V).

Во-вторых, в УК 1926 г. происходит смена объектов посягательств, в плоскости которых дислоцируются предметы с экономической составляющей. В частности, ранее упоминавшиеся

вУК 1922 г. продукты, материалы и изделия, ограниченные или запрещённые в обороте; спиртные напитки и спиртосодержащие вещества, приготовленные с целью сбыта без надлежащего разрешения или свыше установленной законом крепости, а равно незаконно хранившиеся с той же целью; квартирная плата за жилище, взимаемая с трудящихся выше установленного органами власти размера; товары при злостном повышении цен на них были предметами хозяйственных преступлений, а по УК 1926 г. таковые стали предметом преступлений против порядка управле-

ния (гл. II, ст. 991,101,97,1074).

Также обращают на себя внимание такие предметы преступлений, как налоги, сборы, денежные знаки и ценные бумаги. По своей сути они являются отражением отношений в сфере экономики, но законодатель в УК 1922 г. определил им место среди предметов государственных преступлений (гл. I), к числу которых относились и преступления против порядка управления: массовый отказ от внесения денежных или натуральных налогов (ст. 78), неплатёж отдельными гражданами в срок или отказ от платежа денежных или натуральных налогов (ст. 79), подделка денежных знаков и государственных процентных бумаг, марок и других знаков государственной оплаты (ст. 85).

ВУК 1926 г. данные предметы тоже принадлежат такому объекту, как порядок управления, т.е. незаконные действия с ними вызывали ослабление силы и авторитета власти (ст. 591). Налоги в денежной или в натуральной форме образовывали, как и прежде, предмет двух преступлений – массового отказа от их

272

внесения (ст. 595) и неплатежа в установленный срок (ст. 601). В то же время наряду с налогами предметом такого неплатежа, как преступления против порядка управления, признавались и сборы по обязательному окладному страхованию. Это отличает положения УК 1926 г. от соответствующей нормы УК 1922 г.

ВУК 1926 г. получили «расшифровку» денежные знаки: они представлены металлической монетой, государственными казначейскими билетами, денежными бонами и банковскими билетами Государственного банка. Вместе с государственными ценными бумагами и знаками государственной оплаты (марки, билеты водного и железнодорожного транспорта) они рассматривались в качестве предмета подделки (ст. 598).

Врассматриваемом кодифицированном документе впервые за весь период развития российского законодательства закреплен

вкачестве преступного такой вид поведения, как контрабанда, которая посягала на порядок управления. Причём контрабанда делилась на простую (ст. 833 УК) и осложнённую признаками, перечисленными в ст. 261 Таможенного устава (ст. 599 УК).

Далееэстафетупозащитеэкономическихинтересовсоветского государства принимает УК РСФСР 1960 г. В этом нормативном правовом акте предметы с экономической составляющей «разбросаны» по различным главам. Так, в числе иных государственных преступлений (гл. 1 «Государственные преступления», группа II) фигурируютконтрабанда(ст. 78), изготовлениеилисбытподдельных денег или ценных бумаг (ст. 87), нарушение правил о валютных операциях (ст. 88) и соответствующие им предметы.

Среди новелл, по сравнению с прежними УК РСФСР, можно отметить следующие. Во-первых, предмет контрабанды получил расшифровку в самом уголовном законе. Им признавались товары или иные ценности, а равно взрывчатые, наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества, оружие, боеприпасы и воинское снаряжение. В то же время следует заметить, что в УК РСФСР 1960 г. дифференциация уголовной ответственности в зависимости от специфики предмета посягательства и её влияния на уровень общественной опасности преступления отсутствует. Также обращает на себя внимание такой законодательный недочёт,

273

как разные наименования одного и того же предмета контрабанды

впределах диспозиции нормы ст. 78: сначала в качестве предмета обозначены«товарыилииныеценности», апозжезаконоперирует понятием «предметы» («…незаконное перемещение товаров или иныхценностейчерезгосударственнуюграницуСССР, совершённое с сокрытием предметов в специальных хранилищах…»).

Во-вторых, в число предметов фальшивомонетничества (ст. 87) включенаиностраннаявалюта, чтохарактеризуетизменение политической ситуации в стране, когда оборот иностранной валюты стал доступен для советских граждан в связи с частичным открытием «железного занавеса».

В-третьих, валютныеценностииценныебумагиоформились

ввиде предмета ранее неизвестного уголовному законодательству преступления – спекуляции (ст. 88).

Собственно экономические преступления и их предметы представлены в гл. 2 «Преступления против социалистической собственности» ивгл. 5 «Преступленияпротивличнойсобственности граждан». Анализируя статьи гл. 2 УК, мы приходим к выводу о том, что из 16 её статей (по состоянию на 01 марта 1993 г.) 13 в качестве предмета посягательства называют государственное и общественное имущество. Лишь в составе вымогательства появляется третий вид имущества – кооперативное (ст. 95), а в ст. 101 «Преступления против государственной или общественной собственности других социалистических государств» речь идёт соответственно о государственном или общественном имуществе других социалистических государств, находящемся на территории РСФСР.

ВУК 1960 г. изменения в отношении предметов преступных посягательств на социалистическую собственность коснулись следующих моментов (в сравнении с имущественными преступлениями по прежним УК РСФСР):

1) право на имущество перестало рассматриваться законодателем как предмет мошенничества, как это было по УК 1922 и 1926 гг. Такой предмет оставлен только для вымогательства;

2) выделились новые предметы: А). Транспортные средства, машины и механизмы, самовольное использование которых в

274

корыстных целях и принадлежащих предприятиям, учреждениям или организациям, влекло уголовную ответственность, если такое использование совершалось после наложения административного взыскания за это же нарушение (ст. 941). Транспортные средства приходят на смену другим предметам, таким как животные: лошади, скот, птица, которые ранее ставились под особую охрану уголовного закона ввиду доминирования сельского хозяйства в экономике страны. Б). Тепловая энергия либо газ стали предметом самовольного их использования в корыстных целях на тех же условиях, что и транспортные средства (ст. 942). При этом за электрической энергией по-прежнему сохранён статус предмета преступления, но по УК 1926 г. она рассматривалась как предмет кражи (ст. 163), а по УК 1960 г. – как предмет самовольного использования (ст. 942).

Что касается преступлений против личной собственности граждан, то им посвящена отдельная глава 5, где предметом названных преступлений является личное имущество граждан (при краже, грабеже, разбое, мошенничестве, вымогательстве, умышленном или неосторожном уничтожении или повреждении личного имущества граждан – ст. 144–150 УК 1960 г.), а равно право на это имущество (при мошенничестве или вымогательстве), а также имущество объединений, не являющихся социалистическими организациями, находящееся на территории РСФСР (ст. 151).

Таким образом, вышеназванные предметы в своём большинстве аналогичны предметам преступлений против социалистической собственности.

Средихозяйственныхпреступлений, оформленныхвгл.6 УК 1960 г., также можно встретить немало предметов экономического характера. Ввиду их разнообразия целесообразно, на наш взгляд, объединить все хозяйственные преступления, содержащие в себе эти предметы, в определённые группы по содержательному признаку, и сообразно этому выделить в них соответствующие им группы предметов.

Первуюгруппубудутобразовыватьпредметыпреступлений, совершаемых в сфере оказания услуг населению. Данные предметы можно разделить на два вида:

275

1)продукция, товары, в т. ч. пищевые продукты (ст. 152 «Выпускнедоброкачественной, нестандартнойилинекомплектнойпродукции», ст. 1541 «Скупка в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скотуиптице», ст. 1563 «Нарушениеправилторговли» (выразившееся в продаже товаров со складов, баз, из подсобных помещений предприятий (организаций) торговли или общественного питания,

аравно в сокрытии товаров от покупателей), ст. 1564 «Незаконный отпуск бензина и других горюче-смазочных материалов», ст. 157 «Выпуск в продажу недоброкачественных, нестандартных или некомплектныхтоваров», ст. 158 «Изготовление, сбыт, хранениекрепкихспиртныхнапитковдомашнейвыработки»);

2)иные предметы преступлений (ст. 155 «Незаконное пользование товарными знаками», ст. 156 «Обман покупателей и заказчиков» (в части превышения установленных розничных цен, а также цен и тарифов на бытовые и коммунальные услуги, оказываемые населению), ст. 1562 «Получение незаконного вознаграждения от граждан за выполнение работ, связанных с обслуживанием населения»).

Среди новых предметов преступлений экономического характера, неизвестных прежним памятникам уголовного права, следуетвыделитьбензинидругиегорюче-смазочныематериалы. Актуализировались названные предметы в связи с автомобилизацией страны. Также в число новинок попали и аппараты для выработки крепких спиртных напитков домашней выработки.

Вторую группу преступлений условно обозначим как налоговые. Их предмет образуют декларация о доходах, облагаемых подоходнымналогом(ст. 1621), самидоходы(прибыль) илииные объекты налогообложения (ст. 1622), информация о деятельности хозяйствующего субъекта, предназначенная для органов Государственной налоговой службы (ст. 1623).

В третью группу можно объединить преступления по признаку причинения ими вреда (или создания такового) природе, экосистеме (экологические преступления). В рамках данной группы мыслимо, с нашей точки зрения, говорить о трёх разновидностях предметов: предметы животного мира, результаты хозяйственной

276

деятельности человека и растительный мир. И лишь несколько предметов, отнесённых нами к результатам хозяйственной деятельности, выбиваются из общей колеи экологических преступлений и носят преимущественно экономический характер. Речь идёт о золоте или о других драгоценных металлах или драгоценных камнях, добытых из недр земли (ст. 167 «Нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота») и о посевах, полезащитных лесонасаждениях, плодово-ягодных и других насаждениях, принадлежащихколхозу, совхозуилииномугосударственному или общественному хозяйству (ст. 168 «Умышленная потрава посевов и повреждение полезащитных и иных насаждений»).

Четвёртую группу преступлений назовём преступлениями, посягающими на документооборот. Правда, эту группу образует только одно преступление, оно предусмотрено ст. 159 «Подделка знаков почтовой оплаты или проездных документов». Предметы данного преступления неновы (почтовые марки или другие знаки почтовойоплатылибомеждународныеответныекупоны, атакже билеты или иные документы на проезд пассажиров или провоз грузов), т. к. они уже были известны УК 1922 и 1926 гг. Но по уголовнымзаконам1922 г. и1926 г. такиезнакигосударственной оплатырассматривалисьвчислепредметовпреступленийпротив порядка управления.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что среди всего многообразия законодательного материала рассматриваемых исторических периодов не так уж редко встречались нормы об экономических преступлениях со свойственным им предметом, отражающим содержание экономических отношений на том или ином этапе развития русского государства. И центральное место среди предметов преступных посягательств всегда занимало чужое имущество (в различных вариациях).

Наконец, на современном этапе развития уголовного законодательства в УК 1996 г. получили закрепление самые различные предметы преступлений рассматриваемой категории. В нём собраны воедино предметы экономического характера, которые были по УК РСФСР 1922, 1926 г.г. и 1960 г. рассредоточены среди преступлений против порядка управления, хозяйственных

277

и имущественных преступлений. При этом часть из указанных предметов имеет сложное, двойственное содержание, включая в себя не только экономическую составляющую, но и имея символический характер.

В данных символах-предметах преступлений заложен религиозный смысл. Такие виды предметов преступления, как религиозные символы, по действующему УК могут выступать, в частности, в качестве предмета, выводимого путем толкования норм о преступлениях против собственности. Однако в научных исследованиях некоторых авторов отстаивается мысль о недостаточной защищенности религиозных предметов на уголовноправовом уровне и предлагается ввести уголовную ответственность за хищение предметов, имеющих особую ценность, в местах отправления религиозных обрядов, признав за данным видом хищения роль квалифицирующего признака. Обосновывается это тем, что в подобных случаях «глубоко оскорбляются религиозные чувства верующих, поэтому еще более повышается общественная опасность таких преступлений»36.

Таким образом, фактически ставится вопрос о возрождении уголовной ответственности за святотатство, которое является пережитком прошлого и сейчас неактуально. По нашему мнению, в этом нет ни целесообразности, ни необходимости, так как Россия– светскоегосударствоирелигиозныеобъединенияотделены от него (ст. 14 Конституции РФ), следовательно, и нет той жесткой связи государства и религии, их взаимозависимости, которая способствовала бы повышению уровня общественной опасности святотатства и возведению его в ранг преступного.

Итак, все вышесказанное свидетельствует о повышении авторитета и роли государства в регулировании экономических отношений и, как результат, – их защита в большей степени обеспечена на уголовно-правовом уровне. Это нашло отражение в предмете экономических преступлений. Причем необходимо отметить динамику таких предметов, поскольку одни их виды исчезают (например, церковное имущество переходит из разря-

36 Братанов В. В. Хищение культурных ценностей: уголовноправовые и криминологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2001. С. 13.

278

да предмета преступлений экономического характера в разряд предмета религиозного преступления; животные, используемые

всельском хозяйстве, перестают играть столь значимую роль и, как следствие, признаваться самостоятельным предметом имущественных преступлений). Иные – возрождаются (например, знаки земельных владений как предмет преступления против собственности изначально появились в Русской Правде (Краткая редакция– серединаХI в. до30-хгг. XII в.), далееонивстречаются только в Судебнике 1497 г., а своё третье рождение получили

вУставе о наказаниях, налагаемых мировыми судьями 1864 г). А третьи появляются впервые (в частности, речь идет о праве на имущество, закреплённом на правах предмета в УК 1922г.; о налогах и сборах, получивших «прописку» в УК 1926 г.).

279

Экономические преступления в уголовном праве

Глава7 ФРГ, США и Англии:

общая характеристика, виды, особенности законодательной регламентации составов

§ 1. Уголовное законодательство ФРГ об экономических преступлениях: общая характеристика, источники, анализ признаков составов

Особенностью немецкого уголовного права является мно-

жественность его источников. В их круг, помимо собственно Уголовного кодекса ФРГ от 15 мая 1871 г. в ред. от 13 ноября 1998 г.1 (в основе которого лежит неоднократно модифицированное Уголовное уложение Германской империи), включено масса иных законодательных актов (федеральных и актов земель), в том числе регулятивных2, а также Основной закон (Конституция) ФРГ 1949 г. и иностранное уголовное законодательство. Таким образом, уголовное право ФРГ кодифицировано не полностью: наряду с УК существуют иные уголовноправовые нормы, содержащиеся в различных законах, относящиеся к так называемому дополнительному уголовному праву (Nebenstrafrecht)3. «Эти законы, – пишет А. В. Сере-

1См.: Уголовный кодекс ФРГ / пер. с нем. А. В. Серебренниковой. М., 2000; Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: текст и науч.-практ. комментарий. М., 2010. Далее по тексту работы ссылки делаются в основном на эти русскоязычные источники УК ФРГ. Лишь перевод отдельных параграфов УК ФРГ позаимствован у проф. А. Э. Жалинского (см.: Жалинский А. Э. Современное немецкое уголовное право. М., 2004).

2См. об этом: Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии) / под ред. И. Д. Козочкина. М., 1998. С. 237–240 (автор главы – А. В. Серебренникова).

3См.: Уголовный кодекс ФРГ / пер. с нем. А. В. Серебренниковой.

280

Соседние файлы в предмете Преступления в сфере собственности