Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Энциклопедия менеджмента - Друкер П.Ф

..pdf
Скачиваний:
249
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
5.52 Mб
Скачать

ной эволюции; он изготавливает инструменты". Но именно из-за того, что технология представляет собой "продолжение человека", базовые техно­ логические изменения не только отражают наше мировоззрение, но и, в свою очередь, влияют на него.

Компьютер представляет собой, в определенном смысле, конечное выра­ жение аналитического, концептуального мировоззрения механической моде­ ли Вселенной, которая возникла еще во времена Дени Папина, т.е. в конце XVII столетия. Принцип действия компьютера базируется, в конечном счете, на открытии современника и друга Дени Папина, великого философа и ма­ тематика Готтфрида Лейбница Лейбниц предположил, что любые числа можно представить в "двоичном" коде, т.е. в виде "единиц" и "нулей". Появ­ ление компьютера стало возможным в результате перенесения теории Лейб­ ница из математики в сферу логики, что было впервые отражено в совмест­ ной работе Бертрана Рассела и Альфреда Н. Уайтхеда (Bertrand Russell, Alfred N. Whitehead) Principia Mathematica (1910-1913). В этой работе было показано, что любую концепцию, представленную в недвусмысленной, одно­ значной форме, можно выразить в виде "единиц" и "нулей".

Но, несмотря на то, что компьютер представляет собой подлинный триумф аналитической и концептуальной модели, он также заставляет нас выйти за пределы данной модели. Уже сама по себе "информация" носит, по сути, аналитический и концептуальный характер. Но информа­ ция служит организующим принципом любого биологического процесса. Жизнь, как учит нас современная биология, запрограммирована в "генетическом коде". Действительно, как еще определить природу жизни, не прибегая к мистике, если не признать, что она сводится к материи, ор­ ганизованной с помощью информации? Биологический процесс не явля­ ется аналитическим. В любом механическом явлении целое равняется сумме его составных частей и, следовательно, это целое можно рассчитать путем анализа, т.е. разложения на составные части. Биологический орга­ низм также "целый". Но его нельзя разложить на сумму составных частей. Информация действительно носит концептуальный характер — в отличие от смыслового значения, которое зависит от восприятия.

В рамках мировоззрения философов и математиков, которое сформу­ лировали Дени Папин и его современники, восприятие представляло со­ бой "интуицию", которая либо уводила нас в ложном направлении, либо носила таинственный, неуловимый, мистический характер. Наука в це­ лом не отрицала существования "интуиции" (хотя многие ученые отказы-

410

ЧАСТЬ П1. ОБЩЕСТВО

вались принимать ее в расчет). Наука отрицала ее достоверность. "Интуиции", утверждали аналитики, нельзя научить и научиться. Вос­ приятие, как утверждает механистическое мировоззрение, не относится к категории "серьезных вещей". Оно отсылает нас к "более тонким матери­ ям" — материям, без которых вполне можно обойтись. Мы преподаем в наших школах "умение разбираться в искусстве", как бы снисходя к сла­ бостям человека. Мы не преподаем искусство как научную дисциплину, предъявляющую к изучающим ее достаточно высокие требования, а для истинного художника искусство выглядит именно так.

Однако в биологической модели Вселенной центральное место при­ надлежит восприятию. И его можно — более того, необходимо — трени­ ровать и развивать. Мы не слышим "К", "О", "Т" — мы слышим "кот". "К", "О", "Т" — это, выражаясь современным языком, "биты", которые можно включить в анализ. Действительно, компьютер не способен вы­ полнять операции, требующие смыслового восприятия, если они выходят за рамки манипуляций с битами. "Смысловыми" задачами занимаются так называемые "экспертные системы": они пытаются вложить в логику компьютера, в аналитический процесс восприятие опыта, которое исхо­ дит из понимания задачи или рассматриваемого вопроса в целом.

Фактически, мы начали переход к восприятию задолго до появления компьютера. Больше столетия назад, в 90-е годы XIX века, так называе­ мая "гештальтпсихология", или конфигурационная психология, впервые пришла к выводу, что мы слышим "кот", а не "К", "О", "Т". С тех пор прак­ тически вся психология — развития, поведенческая или клиническая — совершила переход от анализа к восприятию. Даже постфрейдистский "психоанализ" становится "психовосприятием" и пытается понять скорее личность в целом, а не отдельные ее механизмы, "движущие силы". При­ менительно к государственному планированию и планированию бизнеса мы все чаще говорим о "сценариях", отправной точкой которых стало восприятие. И, конечно же, любая "экология", "окружение" рассматрива­ ется через восприятие, а не анализ. В экологии необходимо увидеть и уяснить "целое", а не его "составные части", которые существуют лишь как элементы восприятия целого.

Когда примерно 40 лет тому назад — впервые в практике американ­ ской высшей школы — в Беннингтон-колледже (штат Вермонт) началось обучение искусствам (живописи, скульптуре, гончарному делу, игре на некоторых музыкальных инструментах) как составной части гуманитар-

ГЛАВА 26. о т АНАЛИЗА К ВОСПРИЯТИЮ - НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

411

ного образования, поначалу это было воспринято как оскорбительная, еретическая инновация, которая нарушала все высокочтимые академиче­ ские традиции. Сегодня прикладные искусства преподаются практически в каждом вузе. Еше 40 лет тому назад общественность категорически от­ рицала современную абстрактную живопись. В наше время публика охотно посещает музеи и галереи, в которых выставляются работы совре­ менных живописцев, которые, между прочим, продаются по рекордно вы­ соким ценам. Самое "современное" в современной живописи то, что она стала на сторону "видения" художника, а не исключительно восприятия зрителей. Художник пытается выразить идею, настроение, смысл — а не воссоздать действительность с помощью описательных приемов.

Триста тому назад Декарт сказал: "Я мыслю, следовательно, — я сущест­ вую". Сегодня у нас есть также все основания утверждать: "Я вижу, следова­ тельно, — я существую". Со времен Декарта акцент был на концептуальном. Сейчас нам придется добиться баланса между концептуальным и перцепци­ онным, т.е. относящимся к сфере восприятия. Действительно, новые реалии представляют собой, по сути, конфигурации и, как таковые, требуют воспри­ ятия не меньше, чем анализа: так, например, мы говорим о динамическом не­ равновесии новых плюралистических структур; о многоуровневой трансна­ циональной экономике и транснациональной экологии; о новом архетипе "образованной личности", в котором мы испытываем столь острую потреб­ ность. В своей книге The New Realities (опубликована в 1988 году) я пытаюсь внушить читателям необходимость не только мыслить, но и видеть.

Потребовалось больше столетия после смерти Декарта и его современ­ ника Галилея, которые заложили основы изучения механической модели Вселенной, прежде чем Иммануил Кант создал метафизику, которая сис­ тематизирована новое мировоззрение. Его Kritik der reinen Vemunft ("Критика чистого разума", 1781 г.) доминировала в западной философии на протяжении более чем столетия. Она ставила весьма сзтцественные во­ просы даже перед такими антагонистами Иммануила Канта, как Фридрих Ницше. Действительно, определение понятия "знания", предложенное Кантом, послужило отправной точкой даже для Людвига Виттгенштейна^ жившего в первой половине XX столетия. Однако для современных нам

^ Людвиг Виттгенштейн (Ludwig Wittgenstein) — основатель аналитической фило­ софии, построенной на принципах логического атомизма. Данная доктрина служит одним из наиболее удачных примеров применения достижений современной фор­ мальной логики к решению философских вопросов. — Прим. ред.

412

ЧАСТЫЙ. ОБЩЕСТВ

философов соображения Канта уже не служат ориентиром. Они предпочи­ тают работать с "конфигурациями" — со знаками и символами, с формами, с мифом, с языком. Они предпочитают работать с восприятием. Таким об­ разом, переход от механической модели к биологической модели Вселен­ ной со временем потребует нового философского синтеза. Кант мог бы на­ звать это Einsicht, или "Критикой чистого восприятия".

ГЛАВА 26. от АНАЛИЗА К ВОСПРИЯТИЮ - НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

413

ПОСЛЕСЛОВИЕ. А ЧТО ДАЛЬШЕ?

Пока еще нельзя сказать с уверенностью, какими будут общество и экономика, которые придут на смену нынешнему укладу. Мы все

еще переживаем муки переходного периода. Однако, вопреки мнению большинства, этот переходный период удивительно похож на два преды­ дущих переломных периода, которые отмечались в XIX столетии: первый начался в 1830-1840-е годы после изобретения железной дороги, почто­ вой службы, телеграфа, фотографии, компаний с ограниченной ответст­ венностью и инвестиционных банков; второй состоялся в 1870-1880-е годы, когда появились технологии изготовления стали, электрическое ос­ вещение и электроэнергия, синтетические органические вещества, швейные и стиральные машины, системы центрального отопления, подземная же­ лезная дорога (метро), лифт (а вместе с ним — высотные жилые дома и офисные небоскребы), телефон и пишущая машинка (читай — современ­ ный офис), торгово-промышленные корпорации и коммерческие банки. Оба периода характеризовались стремительным развитием экономики и неравномерным распределением доходов — последствия чего мы испыты­ ваем на себе до сих пор. И все же, несмотря на неопределенность нашего будущего, мы можем с высокой вероятностью предсказать его главные чер­ ты — и некоторые важнейшие проблемы, которые неизбежно возникнут.

Прежде всего, с уверенностью можно утверждать — опять-таки, в от­ личие от мнения, которого придерживается большинство, — что в буду­ щем не предвидится непрерывно расширяющихся, свободных рынков (в том смысле, в каком мы сейчас понимаем "свободные рынки", т.е. рын­ ки для обмена товарами и услугами). Напротив, такие рынки, вероятно,

существенно сократятся. Это произойдет хотя бы потому, что самыми динамичными и быстрорастущими в обществе завтрашнего дня, скорее всего, станут две отрасли — здравоохранение и образование, ни одна из которых никогда не была и не будет по-настоящему свободным рынком. "Свободный рынок" будущего скорее означает неограниченный поток информации, а не товаров. И в этом отношении он действительно будет всемирным свободным рынком. Это серьезно повлияет не только на биз­ нес, но и на все учреждения. Это означает, например, что любой органи­ зации (причем не только коммерческой) придется позаботиться о своей конкурентоспособности в глобальном масштабе.

Это также означает, что центр тяжести — и центр власти — сместится в сторону потребителя. На протяжении последних 30 лет центр власти смешался от поставщика, производителя в сторону дистрибьютора. В те­ чение последующих 30 лет он, безусловно, сместится в сторону потреби­ теля — по той простой причине, что потребитель в наше время располага­ ет полным доступом к информации во всемирном масштабе.

Также можно с высокой вероятностью предположить, что сокращение объемов торговли (т.е. покупательной способности) в сфере производства продолжится — и, наверное, нарастающими темпами. С момента окончания Первой мировой войны — если не с конца XIX столетия — платежеспособ­ ный спрос на первичные продукты, особенно на сельскохозяйственные по отношению к промышленным, начал резко снижаться. В XX столетии он продолжал падать со скоростью 1% в год. Таким образом, к 2000 году пла­ тежеспособный спрос на сельскохозяйственные продукты по отношению к промышленным товарам составил лишь одну треть от уровня 1900 года. Начиная с 1960 года наблюдается снижение платежеспособного спроса (т.е. объемов продаж) промышленных товаров по отношению к продуктам гу­ манитарной сферы. В период с 1960 по 2000 годы цены промышленных то­ варов (с поправкой на инфляцию) снизились почти на 60%. В то же время рост цен на два основных гуманитарных продукта — здравоохранение и об­ разование— в три раза опережал темпы инфляции. Таким образом, к 2000 году платежеспособный спрос на промышленные товары по отноше­ нию к товарам гуманитарной сферы составил примерно 20% от соотноше­ ния сорокалетней давности.

Но самое важное из вполне прогнозируемых особенностей будущего заключается в том, что общество и экономика, в которых нам предстоит жить и работать, будут иметь совершенно другой характер. Это будет об-

416

ПОСЛЕСЛОВИЕ

щество знаний, самую значительную (и самую дорогостоящую) долю трудовых ресурсов которого будут составлять работники умственного труда. По сути, эта перемена уже произошла во всех развитых странах.

И наконец, можно смело утверждать, что в экономике завтрашнего дня мы столкнемся с проблемами управления, решением которых предстоит заняться конкретным людям. Государство может оказывать в этом деле по­ мощь или, наоборот, — чинить препятствия. Но сами по себе задачи, о ко­ торых идет речь, не входят в компетенцию государства. Их в состоянии решать только индивидуальные организации — как коммерческие пред­ приятия, так и негосударственные некоммерческие организации и частные лица. Государственный аппарат не станет слабее и, тем более, дешевле. Од­ нако его эффективность все больше будет зависеть от действий отдельно взятых руководителей и специалистов в рамках отдельно взятой негосу­ дарственной организации и в масштабе отдельно взятого человека.

Я искренне надеюсь, что Энциклопедия менеджмента позволит менед­ жерам, руководителям и профессионалам завтрашнего дня лучше понять общество и экономику, в которых им предстоит жить и работать. Я также надеюсь, что эта книга поможет им освоить инструменты, с помощью ко­ торых им предстоит решать задачи, поставленные обществом и экономи­ кой будущего.

Питер Ф. Друкер

Клермонт, штат Калифорния весна 2001 года

А что ДАЛЬШЕ?

417

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

Автоматизация, 24

Бизнес-модель, 123 Благотворительность, 393 Бюджет, 137

В

Венчурное предприятие, 176; 179 Вид деятельности, 127 Властные полномочия, 88 Восприятие, 318

Время, 274; 290

Вторая половина жизни, 341

Гештальтпсихология, 411 Глобализация, 131 Гражданское сознание, 377 Гуманисты,545 Гуманитарные науки, 350

д

Дезорганизация, 144 Делегирование полномочий, 283

Деловая этика, 91 Демографическая структура, 47 Децентрализация, 101 Деятельность

инновационная, 136 Диверсификация, 176 Добавленная стоимость, 133 Добровольцы, 69; 108; 398

Заработная плата, 371 Знания, 21; 347; 354; 369

И

Иерархия, 101 Иерархия, 144 Изобретение, 42; 332 Имитация, 204

Инновации, 55; 169; 201; 331 социальные, 83; 405

Инновация, 41; 336 Интуиция, 410

Информационное общество, 407

Информация, 113; 123; 133; 140; 152; 243; 321; 404; 410

Исследовании операций, 246 Исследовательские компании, 117

к

Кадровая политика, 159 Капитал, 137 Кейрецу, 115; 129

Климат организации, 258 Ключевые сферы, 146 Команда, 189 Коммуникатор, 5f5 Коммуникации, 258; 317 Компетенция, 134 Конвейер, 24 Консьюмеризм, 40

Кризис среднего возраста, 340 Культура, 29

Л

Лидер, 327 Лидерство, 325

Личная ответственность, 252 Личность, 266

м

Маркетинг, 52 Мегаполис, 407 Менеджер, 245

Менеджмент, 19; 31; 62; 99; 100; 180; 199; 372

ответственность, 27 принципы, 28 сфера применения, 25 этапы развития, 20

Миссия, 34; 44; 64; 100

Миссия организации, 29 Мобильность, 344 Моральные принципы, 269 Мотивация, 236

н

Наличность, 185 Науки

естественные, 97 общественные, 97

Наз^чно-исследовательские работы,

202

Новатор, 332 Новаторство, 26

О

Образование, 350 Обучение, 29 Общение, 319; 349

Общество знаний, 368 Ограничения

внутренние, 120 политические, 118 юридические, 115

Оптимальная цена, 223 Организация, 339; 374 Отчеты, 154

п

Парадигма, 97 Партнерство, 109; 117 Персонал, 35 Планирование, 184; 386 Полезность, 222 Полномочия, 252 Посткапитализм, 395

Посткапиталистическое общество, 349 Потребительская ценность, 114 Практика менеджмента, 109 Предельная полезность, 274 Предпринимательство, 26 Предприятие

коммерческое, 34; 38 некоммерческое, 54; 61

Преобразования, 359

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

419

Соседние файлы в предмете Экономика