Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Энциклопедия менеджмента - Друкер П.Ф

..pdf
Скачиваний:
249
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
5.52 Mб
Скачать

релым (например, одинокому старику, который долго лежал в больниц а теперь возвращается домой, понадобится приходящая сиделка).

Некоммерческие организации Соединенных Штатов Америки поме гают очень многим людям, и часто их помощь просто неоценима. Но пс мимо реципиентов за пределами организаций, есть еще одна категори людей, бесспорно выигрывающая от деятельности "третьего сектора Это сами волонтеры.

Герл-скауты — одна из немногих американских организаций, которо: удалось добиться полной расовой интеграции. Члены организаций герл скаутов, независимо от цвета кожи и национальности, работают и играю вместе. Однако величайшим достижением движения герл-скаутов в том что им удалось привлечь к общественно-полезной работе огромное коли чество матерей. Эти женщины-добровольцы — чернокожие, азиатки и ла тиноамериканки — со временем заняли лидирующие позиции в деятель ности местных организаций герл-скаутов.

Добровольную деятельность граждан в социальной сфере нельзя рас сматривать как панацею ото всех недугов посткапиталистического обще­ ства, однако она может стать важной предпосылкой для лечения этих бо­ лезней. Она возрождает в людях чувство гражданской ответственности которое остается непременным атрибутом подлинного гражданина. Она возрождает в людях чувство гражданской гордости, которое остается не­ пременным атрибутом здорового общества.

Потребность в этом особенно остро ощущается там, где общество и общественные организации (а вместе с ними и само понятие гражданст­ венности) подверглись наиболее разрушительному воздействию, вплоть до практически полного уничтожения — в бывших странах коммунисти­ ческого блока. Государство в этих странах не только полностью дискре­ дитировало себя — оно стало совершенно недееспособным. Потребуются годы, прежде чем политики, которые придут на смену обанкротившимся коммунистическим лидерам в Чехии, Словакии и Казахстане, в России, Польше и Украине, смогут квалифицированно справиться с задачами, ко­ торые способно решить лишь государство: управление финансами и на­ логами, обеспечение функционирования вооруженных сил и судебных органов, поддержание отношений с другими государствами. Между тем лишь автономные некоммерческие организации, деятельность которых базируется на добровольном труде и высвобождении духовной энергии людей, в состоянии обеспечить не только социальные услуги, в которых

400

ЧАСТЬ III. ОБЩЕСТВО

так нуждается общество, но и развитие института лидерства, в котором так нуждается государство.

Разные общества и разные страны, конечно же, по-разному будут структурировать свою социальную сферу. Однако ни одна развитая стра­ на не может обойтись без автономного, самоуправляемого социального сектора, без общественных организаций, которые предоставляли бы услу­ ги, необходимые обществу, и, главное, восстанавливали в обществе нару­ шенные связи, а у каждого члена общества — чувство активной граждан­ ской позиции. Исторически сложилось так, что общество определяло судьбу человека, его жизненный жребий. В посткапиталистическом госу­ дарстве человек должен ощущать свою ответственность за судьбу обще­ ства, в котором он живет.

ГЛАВА 25. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

401

ГЛАВА 26

ОТ АНАЛИЗА К ВОСПРИЯТИЮ - НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Примерно в 1680 году французский физик Дени Папин, работавший

вто время в Германии, изобрел паровой двигатель. Неизвестно, была ли построена действующая модель, но есть свидетельства, что Дени Папин разработал конструкцию такого двигателя и, фактически, собрал первый в мире предохранительный клапан. В 1712 году Томас Ньюкамин впервые использовал паровой двигатель на одной из угольных шахт в Англии. Это позволило поставить добычу угля на промышленную осно­ ву: до того времени подземные воды постоянно затапливали рудники.

С появлением парового двигателя Томаса Ньюкамина началась "эпоха пара" в промышленности. И в течение следующих 250 лет технологии но­ сили "механический" характер. Уголь быстро стал основным источником энергии, но ученые не прекращали поиски альтернативных энергоноси­ телей. В конце концов, люди научились использовать энергию Солнца. В 1945 году расщепление атомного ядра, а спустя несколько лет — термо­ ядерный синтез, по сути, воспроизвели процессы, происходящие на Солнце... и, таким образом, был исчерпан потенциал достижимого в ме­ ханике. В 1945 году подошла к концу эпоха великих открытий, которые основывались на механической модели Вселенной. Но всего через год, т.е. в 1946 году, была создана первая в мире электронно-вычислительная ма­ шина, ENIAC. Появление первого компьютера знаменует собой начало эпохи информационных открытий. А информация лежит в основе скорее биологических, а не механических процессов.

Трудно назвать событие, которое оказало бы столь сильное влияние на цивилизацию, как изменение базового принципа организации работы. Вплоть до IX столетия нашей эры Китай намного опережал страны Запа­ да по уровню технологического развития, а также по уровню развития науки, культуры и цивилизации в целом. Но затем европейцы — точнее, монахи-бенедиктинцы из северной Европы — открыли новый источник энергии. До тех пор главным, если не единственным, источником энергии был человек. Кто, как не жена крестьянина, тащил за собой плуг? Затем на смену человеку пришла лошадь — мускульная сила животного заме­ нила мускульную силу человека. А монахи-бенедиктинцы придумали первую в мире машину, использовав в качестве "составляющих" водяное колесо и ветряную мельницу. В течение 200 лет после этого открытия Ев­ ропа перехватила технологическое лидерство у Китая. Через 700 лет па­ ровой двигатель Папина дал начало новой технологии, а вместе с нею — и новому технократическому мировоззрению.

В 1946 году с появлением ЭВМ, организующим принципом производ­ ства стала информация. "Информационный бум" ознаменовал переход к новой цивилизации.

Социальное воздействие информации

В наши дни довольно много (возможно, слишком много) говорят и пи­ шут о воздействии информационных технологий на материальную циви­ лизацию, на товары, услуги и коммерческие предприятия. Но не менее важно их социальное воздействие. Возьмем, например, самый очевидный результат применения информационных технологий: каждое новое от­ крытие в этой сфере инициирует всплеск предпринимательства. По сути, расцвет экономической активности, который начался в Соединенных Шта­ тах Америки в конце 1970-х годов и который в течение десяти лет распро­ странился на все некоммунистические развитые страны мира, был четвер­ тым по счету со времен Дени Папина. Первая "предпринимательская го­ рячка" продолжалась с середины XVII столетия до начала XVIII; она была инициирована так называемой "торговой революцией", т.е. небыва­ лым расширением торговли, последовавшим за появлением первого в мире океанского грузового судна, которое могло перевозить тяжелые гру­ зы на огромные расстояния. Второй предпринимательский бум начался в

404

ЧАСТЬ П1. ОБЩЕСТВО

середине XVIII столетия и продолжался до середины XIX — сегодня этот период принято называть "промышленной революцией". Затем, примерно в 1870 году, начался третий этап бурного роста количества коммерческих предприятий. На этот раз он был инициирован появлением новых отрас­ лей, которые не просто применяли новые виды энергии, но фактически приступили к производству невиданных ранее продуктов: электричества, телефонов, электронной техники, стали, химических материалов и фар­ мацевтических препаратов, автомобилей и самолетов.

В настоящее время мы переживаем четвертый по счету всплеск пред­ принимательской активности, вызванный появлением новых информа­ ционных технологий. Подобно предыдущим всплескам, нынешний не ог­ раничивается современными технологическими компаниями — он охва­ тывает и передовые, и отстающие предприятия, высокотехнологичные и традиционные отрасли. Он не ограничивается новыми или малыми пред­ приятиями, а затрагивает также "флагманов" рынка — зачастую с боль­ шей степенью воздействия и эффективностью. И наконец, изменения не замыкаются в технологических рамках. Не меньше, а возможно, и больше, чем технологические процессы, затронуты отношения между людьми и социальные связи.

Некоторые социальные инновации эпохи промышленной револю­ ции — современные вооруженные силы, государственная служба, почто­ вая служба, коммерческие банки — несомненно, оказали не меньшее воз­ действие на человечество, чем железные дороги или пароходы. Аналогич­ но, нынешняя эпоха предпринимательства окажется не менее важной с точки зрения социальных инноваций — особенно в политике, управлении государством, образовании и экономике — чем с точки зрения новых тех­ нологий или материальных продуктов.

Еще одно важное социальное воздействие информации достаточно очевидно и широко обсуждается в нашем обществе. Речь идет о воздейст­ вии на национальное государство и, в частности, на такое гипертрофиро­ ванное выражение национальной государственности XX столетия, как тоталитарный режим. Тоталитарный режим, который сам по себе был продуктом современных средств массовой информации — газет, кино­ фильмов и радио, — может существовать, лишь установив тотальный контроль над информацией. Но если каждый желающий получает ин­ формацию непосредственно со спутника у себя дома — причем размеры современных "тарелок" для приема спутникового вещания могут быть так

ГЛАВА 26. от АНАЛИЗА К ВОСПРИЯТИЮ - НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

405

малы, что их не обнаружит никакая секретная полиция, — государство уже не в состоянии контролировать информацию, к которой имеют дос­ туп его граждане. По сути, информация в наши дни приобрела трансна­ циональный характер — как и у денег, у информации "нет прописки".

Поскольку информация не знает национальных границ, она также бу­ дет способствовать появлению новых "транснациональных" сообществ. Их участники — возможно, и не подозревая о существовании друг дру­ га — образуют сообщество именно потому, что имеют доступ к одним и тем же данным и могут при необходимости связаться друг с другом. Ми­ ровая экономика, особенно "виртуальная экономика" ценных бумаг и фондовых рынков, уже сейчас представляет собой одно из таких внена­ циональных, транснациональных сообществ.

Прочие социальные воздействия информации не менее важны, однако их значительно реже замечают или обсуждают. Одно из таких воздейст­ вий — вероятная трансформация города XXI столетия. Современный го­ род создавался в результате величайшего прорыва в XIX столетии: речь идет о появлении у людей возможности добираться на работу поездом или трамваем, велосипедом и автомобилем. Трансформация города про­ изойдет под воздействием величайшего прорыва XXI столетия — появле­ ния возможности доставлять работу людям на дом, передавая им идеи и информацию. По сути, традиционный город — Токио, Нью-Йорк, Париж или Бомбей — уже перерос свои возможности. Люди уже не могут спо­ койно попасть в свои офисы утром и выбраться оттуда вечером, о чем красноречиво свидетельствуют многочасовые пробки и поездки в пере­ полненном метро. Современный японец или американец затрачивает около двух часов, чтобы добраться в деловые центры Токио или НьюЙорка. А вспомните, что творится на площади Пикадилли в часы пик! А ежедневные заторы на автомагистралях Лос-Анджелеса! Поэтому нет ничего удивительного, что информацию приходится доставлять по месту проживания работников — раз уж Магомет (читай — служащий) не идет к горе (читай — в офис). Речь идет об обработке таких видов информации, как кредитные карточки, инженерные проекты, страховые полисы и стра­ ховые иски или медицинские записи. Все чаще люди работают у себя до­ ма или, что бывает достаточно часто, в небольших "офисах-спутниках", вынесенных за пределы перенаселенных центральных районов города. Факсимильные аппараты, телефон, двусторонняя видеосвязь, телекс, те­ леконференции, Internet все чаще приходят на смену поездкам по желез-

406

ЧАСТЬ HI. ОБЩЕСТВО

ной дороге, на автомобилях и даже самолетах. Бум торговли недвижимо­ стью, который отмечался во всех крупных городах в 1970-е и 1980-е годы, а также стремительный рост небоскребов отнюдь не были признаками благополучия. Напротив, все это свидетельствует о начале конца городов. Их деградация может происходить довольно медленно, однако великое достижение прошлого века — современный мегаполис (по крайней мере, в его нынешнем виде) отмирает на глазах.

Город должен стать информационным, а не рабочим центром. Город должен стать информационным узлом, генератором, из которого необхо­ димая нам информация (новости, музыка и т.п.) рассылается по месту по­ требления. Он должен напоминать средневековый кафедральный собор, в котором крестьяне из близлежащих деревень собирались несколько раз в году по большим праздникам. Остальное время года собор отдавался на откуп священникам и учащимся кафедральной школы. Не превратится ли завтрашний университет из места, которое студенты посещают физи­ чески, в "центр знаний", который будет просто пересылать своим студен­ там соответствующую информацию?

От того, где выполняется работа, в значительной мере зависит, как эта работа будет выполняться. От этого в значительной мере зависит, какая именно работа будет выполняться. Несомненно, что со всем этим будут связаны колоссальные перемены, но когда и в каком направлении про­ изойдут изменения, — сейчас трудно предположить.

Форма и содержание

Центральной проблемой информационного общества станет оптимальное соотношение между размером предприятия и его задачами. В механиче­ ской системе более высокие показатели достигались за счет наращивания масштаба (производства, капиталовложений и т.д.). Большая мощность означала более высокий результат на выходе: "больше — значит лучше". Однако это правило неприменимо к биологическим системам. В этом случае размер зависит от функции.

Таракану не нужны огромные габариты, а слону незачем быть малень­ ким. Биологи любят повторять: крыса знает все, что ей требуется, чтобы "преуспеть" в роли крысы. Глупо спрашивать, умнее ли крыса человека: во всем, что определяет ее "успех" в качестве крысы, она намного опере-

ГЛАВА 26. о т АНАЛИЗА К ВОСПРИЯТИЮ - НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

407

жает любое другое животное, в том числе и человека. В обществе, осно­ ванном на использовании информации, величина, масштаб становятся "функцией" и зависимой переменной. По сути, характеристики информа­ ции указывают на то, что наименьший фактический размер будет наилз^чшим. "Больший" будет означать "лучший" лишь в случае, если соот­ ветствующую задачу нельзя выполнить никаким иным способом.

Чтобы общение было эффективным, его участники должны обмени­ ваться и фактической информацией, и смысловыми значениями. А смы­ словое значение нельзя донести, если между источником и реципиентом нет взаимопонимания. Если мне позвонит человек, говорящий на суахи­ ли, то акт общения все равно не состоится, несмотря на высочайшее каче­ ство связи и идеальное зв}^ание. Если я не понимаю языка, я не пойму, что от меня требуется, — т.е. я не уловлю смысл сказанного. Точно так же, сообщение, абсолютно понятное метеорологу, для химика прозвучит как абракадабра. Однако взаимопонимания трудно достичь, если соответст­ вующая группа очень велика. Для взаимопонимания требуется постоян­ ное подтверждение: "Да, все понятно". Для взаимопонимания требуется умение интерпретировать. Для него требуется община. "Я знаю, что озна­ чает это сообщение, поскольку мне известен образ мышления наших лю­ дей в Токио, в Лондоне или в Пекине". Я знаю — это тот катализатор, ко­ торый преобразует "информацию" в "общение".

На протяжении 50 лет, с первых дней Великой депрессии до 1970-х го­ дов, мы наблюдаем отчетливую тенденцию к централизации и укрупне­ нию. До 1929 года врачи не отправляли платных пациентов в больницу -^ разумеется, за исключением случаев, требующих хирургического вмеша­ тельства. До 1920-х годов лишь немногие младенцы появлялись на свет в роддомах — большинство рождалось в домашних условиях. Динамика развития высшего образования в Соединенных Штатах Америки свиде­ тельствует о том, что вплоть до 1930-х годов высшее образование было сосредоточено в небольших и средних по размеру колледжах гуманитар­ ного направления. После Второй мировой войны высшее образование на­ чало смещаться в сторону крупных университетов и еще более крупных "исследовательских центров". Те же самые тенденции отмечались в госу­ дарственных учреждениях. После войны тенденция к укрупнению в сфе­ ре бизнеса стала настоящей "идеей фикс". Не осталось фирмы, не меч­ тающей о международных масштабах, миллиардных оборотах и слиянии с десятком подобных фирм.

408

ЧАСТЬ HI. ОБЩЕСТВО

в 1970-е годы маятник качнулся в обратную сторону. Признаком эф­ фективного государственного аппарата уже не считается его масштаб­ ность. В здравоохранении мы теперь признаем, что все, что можно сделать для пациента вне больницы, следует делать именно вне больницы. До 1970-х годов в Соединенных Штатах было принято считать, что людей, страдающих даже незначительными отклонениями психики, желательно лечить в стационарных условиях. Однако затем психически больных па­ циентов, не представляющих угрозы для окружающих, выдворили из больниц (правда, это далеко не всегда приводило к хорошим результа­ там). Начиная с 1970-х годов мы перестали фетишизировать размеры, что было так характерно для первых 75 лет XX столетия и, особенно, для по­ слевоенного периода. Мы проводим широкую реструктуризацию и разук­ рупнение больших фирм. Мы передаем многие задачи государственного управления из центра на места, в местные органы государственной вла­ сти. Мы "отдаем на откуп" многие задачи государственного управления — особенно на местах — мелким сторонним субподрядным организациям.

Таким образом, все чаще вопрос выбора подходящего размера для ре­ шения той или иной задачи становится ключевым. Кто эффективнее дру­ гих справится с той или иной задачей: "мышь", "олень" или "слон"? Каж­ дое из этих животных полезно по-своему, но каждое из них решает свою особую задачу в своем особом окружении. Самый подходящий размер — это тот, который позволяет эффективнее других обрабатывать информа­ цию, необходимую для решения соответствующей задачи или выполне­ ния соответствующей функции. Тогда как традиционная организация была построена на выдаче команд и контроле их исполнения, "стержнем" организации, базирующейся на использовании информации, будет опти­ мальная информационная система.

От анализа к восприятию

Технология — это не порождение природы. Это продукт деятельности че­ ловека. Когда мы говорим о технологии, речь идет не об инструментах, а о том, как люди работают. Речь также о том, как они живут и как мыслят. Альфред Рассел Уоллэйс, ученый, разработавший совместно с Чарльзом Дарвином теорию эволюции, как-то заметил: "Человек — это не более чем животное, обладающее способностью к направленной и целеустремлен-

ГЛАВА 26. о т АНАЛИЗА К ВОСПРИЯТИЮ - НОВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

409

Соседние файлы в предмете Экономика