Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Энциклопедия менеджмента - Друкер П.Ф

..pdf
Скачиваний:
249
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
5.52 Mб
Скачать

До сих пор у нас нет подвижника, который занялся бы тем, чем зани­ мался в XVII столетии великий чешский реформатор системы образова­ ния Ян Амос Коменский и чем занимались просветители-иезуиты, разра­ ботавшие проект "современной" школы и "современного" университета.

В Соединенных Штатах Америки практика далеко опередила теорию. По моему мнению, наиболее позитивным — и наиболее обнадеживаю­ щим — явлением последних 20 лет следует считать широкие эксперимен­ ты в системе образования (что, несомненно, стало удачным "побочным продуктом" отсутствия в США пресловутого "Министерства образова­ ния"). Эти эксперименты касаются, в первую очередь, непрерывного обу­ чения и переучивания взрослых — особенно профессионалов, получив­ ших в свое время достаточно хорошее образование. В отсутствие "генерального плана", без "философии образования" и, по сути, в отсутст­ вие серьезной поддержки со стороны государства, непрерывное образова­ ние и профессиональное совершенствование взрослых, получивших хо­ рошее образование в молодости и добившихся значительных успехов в своей профессиональной деятельности, за последние 20 лет превратилось в Штатах в настоящую "индустрию роста".

Возникновение предпринимательского общества может оказаться важным поворотным пунктом в истории человечества.

Паника 18733 года завершила столетие неограниченной свободы пред­ принимательства и невмешательства государства в экономику, которое началось с публикации в 1776 году фундаментального труда Адама Смита Wealth of Nations ("Исследование о природе и причинах богатства наро­ дов"). Паника 1873 года послужила толчком к зарождению современного "государства всеобщего благосостояния". На протяжении последующих

3 в США разразился сильнейший экономический кризис, известный в истории как "Паника 1873года",который положил начало длительной экономической депрессии. Этим событиям предшествовал бурный экономический рост 1865-1873 годов, который характе­ ризовался, прежде всего, строительством железных дорог, связавших громадные простран­ ства между Атлантическим и Тихоокеанским побережьем, что потребовало соответствую­ щего развития сталелитейной и машиностроительной промышленности. Для всего этого понадобились колоссальные финансовые средства, которые банки охотно предоставляли в виде кредитов под солидные проценты. Острая конкурентная борьба между компаниями привела к тому, что многие из них разорялись и не смогли погасить взятые в банках ссуды. 18 сентября 1873 года нью-йоркский банк Дж. Кука (Bank of Jay Cook) объявил о своем банкротстве. Поскольку с этим банком были связаны многие финансовые учр)еждения в США и Европе, возникла цепная реакция банкротств. Лишенные возможности получать кредиты для оплаты сырья, оборудования и заработной платы, предприятия начали закры­ ваться и увольнять своих работников. — Прим.ред.

390

ЧАСТЬ П1. ОБЩЕСТВО

ста лет развитые государства продвигались к созданию и совершенство­ ванию "государства всеобщего благосостояния". Такое государство имеет неплохие шансы на выживание, несмотря на серьезные демографические проблемы, связанные со старением населения и сокращением рождаемо­ сти. Но оно устоит лишь в случае, если предпринимательская экономика добьется значительных успехов в повышении производительности труда. Мы могли бы и дальше "пристраивать флигели" к величественному зда­ нию "всеобщего благосостояния", могли бы вносить какие-то "архитектурные" коррективы, несколько улучшать и подправлять его. Однако "всеобщее благосостояние " — это, скорее, прошлое, чем будущее человечества, и с этим сейчас согласны даже либералы.

Придет ли ему на смену предпринимательское общество? Очень скоро мы узнаем ответ на этот вопрос.

ГЛАВА 24. ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБЩЕСТВА

391

ГЛАВА 25

СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Вближайшем будущем общество испытает стремительный рост по­ требностей в двух направлениях. Во-первых, увеличивается количе­

ство лиц, которые нуждаются в традиционной благотворительности: это малообеспеченные, физически немощные люди, инвалиды, сироты, жерт­ вы обстоятельств. Во-вторых, увеличивается спрос на услуги, направлен­ ные на изменение общества как такового и на изменение людей.

Впереходный период количество людей, нуждающихся в помощи, как правило; возрастает. По всему миру перемещаются огромные массы бе­ женцев, жертв войны и социальных потрясений, расовых, этнических, по­ литических и религиозных преследований, людей, пострадавших от не­ компетентной и жестокой власти. Даже в самых устоявшихся и стабиль­ ных странах при переходе к обществу знаний многие люди окажутся не у дел. Как правило, требуется около 30 лет, чтобы общество и его члены смогли приспособиться к последствиям радикальных преобразований, связанных с изменением структуры трудовых ресурсов и потребности в тех или иных профессиях и знаниях. Требуется определенное время — как свидетельствует исторический опыт, жизнь одного поколения, — прежде чем производительность труда обычных рабочих повысится на­ столько, что их уровень жизни будет соответствовать стандартам "среднего класса".

Вравной мере — если не быстрее — будут возрастать потребности об­ щества в других социальных услугах — услугах, связанных не с благотво-

рительностью, а с попытками изменить общество и людей. Это направле­ ние очень "молодое", тогда как благотворительностью люди занимаются сотни и тысячи лет. Структуры, которые целенаправленно занимаются преобразованием общества в целом и человека в частности, появились сравнительно недавно — не более чем сто лет тому назад. Сейчас они осо­ бенно популярны в Соединенных Штатах Америки.

В течение последующих десятилетий потребность в этих услугах лишь возрастет. С одной стороны, это вызвано стремительным ростом количе­ ства пожилых людей в развитых странах. Многие старики живут одиноко и, тем не менее, не желают менять привычный образ жизни. С другой сто­ роны, мы стали свидетелями величайших открытий в медицине. Качество медицинского обслуживания постоянно возрастает, но, вместе с тем, уве­ личиваются расходы на здравоохранение, на Haj^Ho-исследовательскую работу, а также стремительно растет количество больниц, клиник и дру­ гих заведений, оказывающих медицинские услуги. Кроме того, меняются приоритеты в сфере образования: резко возрастает потребность в после­ дипломном обучении и переучивании взрослых, а также появились новые потребности, порождаемые растущим количеством неполных семей. Та­ ким образом, индустрия, связанная с обслуживанием особых потребно­ стей общества, наверняка будет одной из самых "быстрорастущих" в раз­ витых странах. В то же время есть основания надеяться, что потребность в благотворительности со временем сократится.

"Третий сектор"

Ни одна из государственных программ в Америке за последние 40 лет не принесла значимых результатов в решении острых социальных про­ блем. Однако независимым некоммерческим агентствам удалось добиться впечатляющего эффекта в социальном плане. Государственные школы, расположенные в трущобах (например, в Нью-Йорке, Детройте и Чика­ го), приходили в упадок поистине устрашающими темпами. В то же вре­ мя церковно-приходские школы (особенно принадлежащие римскокатолическим епархиям) добились поразительных успехов — в тех же общинах и с теми же неблагополучными детьми из тех же расовых и эт­ нических групп. Только независимые организации, такие как "Анонимные алкоголики", "Армия спасения" и "Самаритяне", достигли

394

ЧАСТЬ Ш. ОБЩЕСТВО

хоть каких-то успехов в борьбе с алкоголизмом и наркоманией. Только автономным некоммерческим организациям удается возвращать матерей, сидящих на пособии, к оплачиваемой работе и стабильной семейной жиз­ ни (например,ум(^50и Center в Ройял-Оуке, штат Мичиган, очень успешно работает с матерями-одиночками афроамериканского и латиноамерикан­ ского происхождения). Прогрессом в основных сферах здравоохранения, таких как профилактика и лечение заболеваний сердца и психических за­ болеваний, мы, в основном, обязаны деятельности независимых неком­ мерческих организаций. Например, Американская кардиологическая ас­ социация и Американская психиатрическая ассоциация спонсировали со­ ответствующие Haj^HO-исследовательские работы, повышают квалифи­ кацию медперсонала и распространяют среди широкой публики меди­ цинские знания о профилактике и лечении указанных заболеваний.

Таким образом, стимулирование деятельности автономных некоммер­ ческих организаций в социальной сфере способствует к радикальному обновлению и совершенствованию государственной системы, повыше­ нию ее эффективности.

Однако самым важным результатом деятельности некоммерческих ор­ ганизаций будет формирование сознательного гражданина. Современное мегагосударство отнюдь не способствует воспитанию гражданственности. Чтобы возродить у человека гражданские чувства, посткапиталистическо­ му государству, помимо двух общепризнанных секторов — "частного" (т.е. бизнеса) и "государственного" — нужен так называемый "третий сектор". Иными словами, государству требуется автономный социальный сектор.

В современном мегагосударстве уже нельзя рассчитывать на то, что эффективная гражданская позиция сформируется сама по себе. Даже ес­ ли речь идет об относительно небольшой стране, государство настолько отчуждается от большинства своих граждан, что они теряют всякий инте­ рес к государственным делам.

Люди могут участвовать в голосовании — и последние десятилетия на­ глядно продемонстрировали нам, сколь важно право голоса. Люди могут платить налоги — и последние десятилетия, опять-таки, весьма убеди­ тельно продемонстрировали нам, сколь важна для людей эта обязанность.

Но они не чувствуют ответственности за происходящее в стране, они не могут повлиять на происходящее вокруг. А если у народа отсутствует гражданское чувство, государство подвергается серьезной опасности. На­ ционализм, не подкрепленный и не уравновешенный гражданской ответ-

ГЛАВА 25. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

395

ственностью, неминуемо перерождается в шовинизм. В отсутствие граж-

данственности не может быть и речи об активной жизненной позиции, которая считается отличительным признаком настоящего гражданина и которая, в конечном итоге, прочнее всего цементирует общество и госу­ дарство. В отсутствие гражданственности не может быть и речи о чувстве удовлетворения и гордости, которые возникают тогда, когда человек по­ нимает, что от него что-то зависит, что он может на что-то серьезно по­ влиять. В отсутствие гражданственности любое политическое образова­ ние, как бы оно ни называлось — "республикой" или "империей", — спо­ собно выполнять лишь функции принуждения и подавления. В этом случае именно власть остается тем единственным, что цементирует такое политическое образование. Чтобы посткапиталистическое государство выжило в быстро меняющемся и полном опасностей мире, оно должно возродить у народа чувство гражданственности.

Потребность в общине

Не менее важной задачей будет возрождение общины. Традиционные общины уже не обладают былой объединяющей мощью — они входят в противоречие с требованием мобильности, предъявляемым к человеку обществом знаний. Традиционные общины, как мы уже знаем, держались скорее на необходимости, зачастую строились на принуждении и страхе, а не на добровольных началах.

В частности, одной из таких "ограничивающих" структур была тради­ ционная семья. В художественной литературе XIX столетия часто описы­ вались семьи, которые в наше время называют "распавшимися". Но чле­ нам таких семей, даже если они боялись, презирали и ненавидели друг друга, все равно приходилось жить вместе. "Мой дом (читай "Моя се­ мья") — моя крепость", — так рассуждали люди, жившие в XIX столетии и раньше, не замечая, как стены "крепости" постепенно сужали кругозор и ограничивали личную свободу. Семья определяла личный и обществен­ ный статус человека, только в семье удовлетворялись практически все социальные нужды.

Держаться семьи было жизненной необходимостью; быть отринутым семьей означало потерпеть жизненную катастрофу. Типичным героем американских пьес и кинофильмов в 1920-е годы был жестокий отец-

396

ЧАСТЬ HI. ОБЩЕСТВО

деспот, который выгонял из дома дочь, если у нее появлялся незаконно­ рожденный ребенок. У молодой матери после этого оставалось два выхо­ да — покончить жизнь самоубийством или "пойти на панель".

В наши дни роль семьи для большинства людей очень высока. Но вме­ сте с тем, семья становится не столько необходимостью, сколько добро­ вольным союзом — союзом, основанным на взаимной любви, взаимной привязанности и взаимном уважении. Современные молодые люди, по­ взрослев и избавившись от юношеского максимализма и нетерпимости, ощущают большую потребность, чем молодежь моего поколения, быть ближе к родителям, к своим братьям и сестрам.

Несмотря на то, что семья уже не считается "ячейкой общества" в прежнем понимании, люди по-прежнему нуждаются в общении. Эта по­ требность особенно остро проявляется в больших городах, в мегаполисах, где проживает значительная часть населения страны. Человек уже не мо­ жет, как это часто случается в деревнях и небольших поселках, забежать к соседям, которые живут в том же мире, что и он, разделяют его интересы и увлечения. Каким бы прочным ни казался семейный союз, человек не может рассчитывать только на него. Мобильность — как с географиче­ ской, так и с карьерной точки зрения — означает, что человек не привязан к какому-то определенному месту, к какому-то определенному социаль­ ному классу или культуре, где он родился, где проживают его родители, братья, сестры и другие родственники. Община, в которой испытывает потребность посткапиталистическое общество (и в которой особенно ну­ ждается работник интеллектуального труда), должна основываться на общности убеждений и сопереживании. Она не должна "навязываться" соседством и изолированностью.

Сорок лет назад я полагал, что такой общиной для человека может стать место его работы. В книгах Future of Industrial Man (1942), New Society (1949) и Practice of Management (1954)^ я рассуждал о предприятии-общине как о месте, которое даст человеку социальный и индивидуальный статус, где он сможет управлять своей жизнью и нести ответственность за свои поступки. Но даже в Японии такое предприятие-община постепенно отживает. Стано­ вится все очевиднее, что японское предприятие-община основывается не столько на чувстве принадлежности, сколько на страхе. Если работник круп-

1 Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. — М.; Издат. дом "Вильяме",

2000.-398 с.

ГЛАВА 25. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

397

ной японской компании, с ее системой оплаты, построенной на строгом со­ блюдении принципа старшинства, теряет работу после 30 лет, то он обречен на безработицу до конца своих дней.

На Западе предприятие-община также не прижилось. Но я все равно уверен, что работник должен нести максимальную ответственность за ре­ зультаты своего труда и обладать правом самоконтроля — именно исходя из этого, я в свое время отстаивал предприятие-общину. Организация знаний должна превратиться в организацию ответственности.

Люди, особенно работники умственного труда, нуждаются в дополни­ тельной сфере общественной жизни, личных отношений и личного вклада за пределами и помимо своей основной работы, своей организации — по су­ ти, за пределами и помимо своей специализированной области знаний.

Доброволец как гражданин

Эта потребность удовлетворяется в социальной сфере. Именно здесь че­ ловек получает возможность внести свой личный вклад в полезное дело. Именно здесь человек ощущает свою значимость. Здесь человек может быть "добровольцем".

Собственно говоря, это уже происходит в Соединенных Штатах Америки. Конфессиональное разнообразие американских церквей, значительный акцент на обеспечение автономии штатов, округов и городов, а также тради­ ции совместного проживания в изолированных поселениях на малоосвоен­ ных и малонаселенных территориях страны — все эти факторы способство­ вали замедлению процессов политизации и централизации общественной деятельности в Соединенных Штатах Америки. Это привело к тому, что в на­ стоящее время в США насчитывается почти миллион некоммерческих орга­ низаций, действующих в социальной сфере. На эти некоммерческие органи­ зации приходится почти одна десятая валового национального продукта страны, причем четверть этой суммы образуется за счет пожертвований фаждан, еще одна четверть выплачивается государством за выполнение кон­ кретных работ (например, администрирование профамм развития здраво­ охранения), а остальное обеспечивают выплаты за оказанные услуги (например, плата за обучение в частных университетах или доходы магази­ нов, торгующих произведениями искусства, — в наше время такие магазины

открыты практически при каждом американском музее).

398

ЧАСТЬ т . ОБЩЕСТВО

Некоммерческие организации в настоящее время являются крупней­ шим работодателем в Соединенных Штатах. Каждый второй взрослый американец (т.е. примерно 90 миллионов человек), по меньшей мере, три часа в неделю работает в качестве добровольца в той или иной некоммер­ ческой организации: в церкви или больнице; в местной организации Красного Креста, бой-скаутов или герл-скаутов; во всевозможных реаби­ литационных службах, таких как "Армия спасения" или "Анонимные ал­ коголики"; в приютах для женщин, подвергшихся физическому насилию со стороны своих мужей; в "неблагополучных" школах и т.п. Примерно к 2010 году численность "неоплачиваемых работников" увеличится до 120 миллионов человек, каждый из которых будет отдавать некоммерче­ ским организациям в среднем по пять часов в неделю.

Этих добровольцев уже нельзя рассматривать как "помощников" — они становятся "партнерами". Некоммерческие организации в Соединен­ ных Штатах Америки все чаще возглавляют платные руководители, рабо­ тающие полный рабочий день; при этом остальные менеджеры трудятся в качестве добровольцев. Именно на их усилиях держится любая неком­ мерческая организация.

Наиболее значительные перемены коснулись деятельности американ­ ской католической церкви. В одной крупной епархии всеми церковными приходами руководят женщины-мирянки, выполняя функции "приходских администраторов". Священники служат мессу и совершают церковные об­ ряды. Все остальное, в том числе социальная деятельность приходов, лежит на плечах "неоплачиваемого персонала", которым управляет "приходской администратор".

Основной причиной роста популярности добровольного труда в Со­ единенных Штатах стал вовсе не рост потребности общества в таком тру­ де. Основная причина — это стремление самих добровольцев к участию в общественно-полезном труде, их желание быть причастными к какомулибо важному делу. Значительную долю этих "новых добровольцев" со­ ставляют вовсе не пенсионеры, а, как правило, семейные работающие лю­ ди 30-40 лет, хорошо образованные, обеспеченные и отнюдь не распола­ гающие избытком свободного времени. Они вполне довольны своей ос­ новной работой. Вместе с тем они ощущают потребность заниматься чемто таким, в чем они могли бы "проявить себя", как-то "выделиться". При этом не так уж важно, что именно они будут делать — вести занятия в воскресной школе; учить детей, отстающих в развитии; помогать преста-

ГЛАВА 25. СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНИНА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

399

Соседние файлы в предмете Экономика