Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по истории экономической мысли - Делепляс Г..pdf
Скачиваний:
67
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
2.27 Mб
Скачать

обоснование функции потребления (A theory of the consumption function,1957), Доллар и дефицит (Dollars and deficits, 1968)

связывают его имя с понятиями постоянного дохода, естественной нормы безработицы и плавающих курсов, с монетаризмом .

Исследования Дона Патинкина (1922-1996) были, в основном, направлены на интеграцию теории общего равновесия и кейнсианской теории. Это прежде всего Деньги, процент и цены (1956, 2ое издание: 1965). Он инициировал введение концепции фидуциарных денег (fiat money) в модель общего вальрасовского равновесия.

Фридрих фон Хайек (1899-1992) был центральной фигурой либерального течения ХХ века. В 1974 г. получил Нобелевскую премию. Его экономические исследования посвящены прежде всего двум проблемам: дестабилизирующей роли банковской системы в экономической деятельности (Цена и производство, 1935 г.; Частные деньги, 1976 г.) и обучению субъектов рынка в самом процессе рыночной координации (Individualism and the Economic Order, 1949 г.). В области философии он стоял на позициях методологического индивидуализма.

2. Совершенная система срочных рынков условно-

случайных благ

В пятой главе был дан анализ статического случая общего вальрасовского равновесия. Мы вновь обратимся к используемым в этой главе фундаментальным понятиям (совершенная конкуренция, рыночное равновесие, общая взаимозависимость), применяемыми и при анализе динамики, и к приведенной там классификации рынков.

2.1. Существование межвременного равновесия

Включение фактора времени в ТОРВ является логическим следствием включения в модель накопления и инвестиций. Рациональный агент отказывается от потребления в текущем периоде

только если будущее вознаграждение за это сбережение позволит ему увеличить его потребление в будущем. Аналогичным образом, он принимает решение об инвестициях в реальные активы только если приобретаемая собственность позволит ему в будущем предоставлять производительные услуги, приносящие доход.

При таком расширении модели возникает, тем не менее, одна проблема: каким образом можно совместить общую взаимозависимость, один из основных принципов ТОРВ и учет фактора времени, предполагающий некоторую очередность? Принято считать, что в статической модели агенты принимают множество решений (касающихся потребления, производства и т.д.) одновременно. Это предполагает скоординированность различных рынков и решений различных агентов, зависящих от функционирования рынка (см. раздел II), и ведет к их взаимозависимости. В динамической модели решения принимаются последовательно: при принятии текущих решений не могут быть учтены будущие сигналы рынка. Даже совершенная координация не сможет предоставить агентам информацию о ценах, формирующихся на основе более поздних решений.

Решение этой проблемы, найденное в 1954 г. Эрроу и Дебре, основано на существовании в экономике срочных рынков. На этих рынках все решения принимаются в текущем периоде и приобретают форму контрактов, реализуемых в течение будущих периодов. Разумеется, в этом случае агенты должны формировать ожидания относительно будущих событий (параметры функций поведения) и иметь возможность определить их вероятности. Но ожидания, касающиеся будущих рыночных цен, не являются необходимыми элементами модели, поскольку задачей срочного рынка как раз и является предоставление возможности принять решение о будущем экономическом акте без риска, связанного с непредвиденной эволюцией рынков: этот рынок выполняет защитную функцию. В предположении о существовании срочного рынка для каждого товара и для каждого будущего периода все касающиеся их решения будут

приниматься одновременно на этих рынках. Мы, таким образом, столкнемся с той же проблемой координации, что и в статической модели.

Описывая такую экономику, Эрроу и Дебре пошли дальше, упомянув еще один аспект, получивший развитие только в конце 1970-х годов. Поскольку может быть определена вероятность того или иного состояния среды, то можно предположить, что агенты покупают и продают условно-случайные контракты, выполнение которых обуславливается реализацией соответствующего состояния среды. Сегодня мы называем такие сделки опционами (продажи или покупки), позволяющими агенту одновременно избежать риска (как в случае “обычной” срочной сделки) и воспользоваться при случае в будущем благоприятной возможностью, не осуществляя опцион. (В практике рынков опционов такой возможностью располагают только покупатели опционов — те, кто использует их для избежания риска, но не продавцы, для которых они являются инструментом спекуляции, т.е. источником ожидаемой прибыли).

“Мир Эрроу-Дебре”, согласно описанию, является совершенной системой срочных условно-случайных рынков, где все сделки совершаются в текущем периоде, даже если их реализация будет осуществлена в течение будущих периодов. Это вызывает необходимость переопределения товара. Характеристиками его теперь оказываются не только его потребительная ценность и место поставки (как в статической модели), но и дата поставки, и состояние природы, при котором он должен быть доставлен. Если обратиться к примеру, приведенному Ф. Ханом, благо — это не “зонтик от дождя, поставленный в Кембридж” (при этом, к примеру, “зонтик от солнца, поставленный в Кембридж” — уже другое благо), а “зонтик от дождя, приобретенный 1 октября, который может быть поставлен в Кембридж 31 декабря, если пойдет дождь”. При этом “зонтик от дождя, приобретенный 1 октября, который может быть поставлен в Кембридж 31 декабря, если будет пасмурно” — это другое благо

(другой контракт на поставку условно-случайного блага, подписанный 1 октября).

ОРВ данного периода (т.е. относительные цены и обмениваемые количества всех товаров) тогда определяются так же, как и в статической модели как решение системы синхронных уравнений. Дополнительным условием, по отношению к статической модели,

является

ограниченный

горизонт

планирования

агентов,

гарантирующий, что

число уравнений системы конечно. В

следующем периоде устанавливается новое ОРВ, соответствующее новым решениям, принятым агентами в течение этого периода, но рынки, бывшие открытыми в течение предыдущего периода, закрывшиеся однажды при достижении равновесия, не открываются вновь в течение этого нового периода: подписанные договора не перезаключаются, а просто выполняются. Новые подписанные контракты независимы от прошлых и определяют новое ОРВ данного периода. Следовательно, экономика не является последовательной, исходная проблема устранена, точнее, найдено средство ее решения.

Основным результатом модели Эрроу-Дебре является применение к межвременному анализу концепции статического равновесия путем простого увеличения количества рынков. Речь идет, тем не менее, об изменении перспективы. Рассмотренное Вальрасом общее равновесие позволяет анализировать состояние экономики, совпадающее со временем функционирования рынка и являющееся результатом решений агентов, касающихся текущего состояния экономики. Впрочем, как мы увидим во втором разделе, считается, что это состояние достигнуто по окончании некоторого процесса, протекавшего в течение некоего абстрактного периода. В модели Эрроу-Дебре рынок прекрасно функционирует в текущем периоде, но решения агентов касаются будущей ситуации в экономике, и возможно, весьма отдаленной (даже в случае ограниченного горизонта); для его функционирования достаточно существования соответствующих срочных рынков. Иными словами,