Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия истории - Кальной И.И..doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
632.32 Кб
Скачать

§ 10. Постижение истории по а. Тойнби.

Творчество Арнольда Тойнби складывалось на фоне двух мировых войн. Но эти трагические события не привели Европу к закату, как предсказывал О. Шпенглер. Более того, ХХ век заявил о тенденциях глобализма, формирования мирового сообщества – универсума на базе принципов европоцентризма: индивидуализма и демократии, обеспечивающих «динамизм» в отличиие от «статического» Востока.

С точки зрения А. Тойнби концепция единого человечества на базе западного общества не имеет перспективы. Во-первых, она возводит в абсолют экономический и политический факторы. Во-вторых, она исходит из ложной посылки о прямолинейности развития.

А. Тойнби полагает, что всякое общество является сложным и динамическим образованием эволюционного типа, обусловленного внутренними факторами и внешними условиями. И его развитие зависит от комбинации факторов и условий, которые действуют как вызов, заказывающий соответствующий ответ. Если ответ успешный, общество обретает новое качество. Если ответ неадекватен, общество прекращает развитие и может погибнуть. Схема исторического процесса в режиме «вызов - ответ» противостоит фатализму Шпенглера, о том, что всякая культура, исчерпав свои жизненные силы, трансформируется в цивилизацию, что является началом конца культуры. С точки зрения Тойнби ритмичность исторического процесса «вызов - ответ» высвобождает порыв социального роста, определяет его перспективу, но без ориентира на финал.

Реакция цивилизации (общества) на вызов многообразная. Во-первых, она определяется характером вызова, его внешними и внутренними аспектами. Внешние могут быть благоприятными и не благоприятными. Внутренние обусловлены противоречием конкретного общества. Во вторых, она определяется уровнем способности людей обеспечить достойный ответ.

И Тойнби поясняет: источником социального действия выступает не все общество, а только отдельные индивиды или группа, способные к творчеству. Творчество на уровне микрокосмоса обусловливает изменения в макрокосмосе, выступая фактором развития общества. Гении, сильные личности - это «дрожжи в общем котле человечества».

Усилия «творческого меньшинства неизбежно сталкивается с консерватизмом большинства. Если историческое меньшинство не сумело обеспечить адаптацию своих идей инертным большинством, то творческий порыв оказывается роковым. Общество «выбраковывает» представителей творческого меньшинства, объявляя их ненормальными или приговаривая к смерти. Если победоносному меньшинству удается преодолеть инертность и враждебность большинства, общество выходит в своем развитии на новый уровень с демонстрацией нового качества.

Подтягивание инертного, консервативного большинства до уровня творческого меньшинства процесс болезненный, но возможный благодаря «мимесису» - социальному подражанию. Это свойство человеческой природы является результатом не столько вдохновения, сколько коллективного опыта.

С точки зрения А. Тойнби первичные цивилизации сложились как ответ на вызов со стороны природы. Неадекватным ответом многие народы подписали себе смертный приговор. Другие, сменив ориентацию, вошли во второе поколение, которое по А. Тойнби насчитывает четыре очага: египетско-шумерский, минойский, китайский и южно-американский.

Несмотря на своеобразие локальных цивилизаций, по мнению А. Тойнби есть законы роста цивилизаций и законы их распада.

В качестве фактора роста не может быть территориальная экспансия, ибо милитаризм надламывает цивилизацию, меняет её ориентацию с интенсивного развития на экстенсивное, как стремление отодвинуть время летальности, обмануть агонизирующее сознание. Не может быть фактором роста и технический прогресс, рождающий с точки зрения Э. Фромма некрофилию.

Необходимым условием роста может быть только тот вызов, который «диктует механизм непрерывного движения от «возмущения» до восстановления равновесия. Иными словами, критерий роста - это движение в сторону самоопределения.

Что касается критерия роста цивилизации, то таковым является «трансференция действия» то есть перенос результата усилий творческого меньшинства в сферу социокультурных отношений, где оно адаптируется инертным большинством. Пройдя этап эмоциональных взрывов, романтических настроений, идеи обретают доступность и притягательность. Через «мимесис» большинство обращается в «новую веру» - покой сменяется конфликтом, благополучие уступает ощущению неудовлетворенности, что выливается в социальную революцию. Последующее примирение реального и идеального рождает чувство стабильности и иллюзию счастья.

Рост цивилизации имеет пролонгацию, если повторяющееся движение утраты равновесия и его восстановления задаёт цепь вызовов и ответов. Чем длиннее эта цепь, тем сложнее и дифференцированнее становится общество, тем больше оно отличается от других обществ.

Однако, потеря равновесия всегда рождает опасность надлома цивилизации. Творческое меньшинство не сработало должным образом или подвел механизм «мимесиса», когда большинство не адаптировало предложенные идеи и тогда правящая элита прибегает к жесткому контролю, организуя репрессии по отношению к инакомыслящим. Широкое распространение получают настроения бессилия, неизбежности поражения, что оборачивается нравственным падением, когда обыватель включает механизм компенсации (пристрастие к алкоголю, наркотикам, сексуальным влечениям).

В этих условиях, как полагает А. Тойнби, существует два способа «взметнуть пыль на площадях и на исторической арене». Это путь насилия и путь добра.

Насилие может быть реализовано в двух формах: архаизме и футуризме. «Архаизм» - это переход системы от динамики к статике, через организацию протеста против закона, совести, традиций и общественного мнения. Например, практика национал - фашизма в Германии; призыв к возвращению в природу.

«Футуризм» предлагает от мерзопакостной реальности уйти в грезы, в лучезарные дали. Например, концепция немецкого романтизма Ф. Шиллера.

И «архаизм» и «футуризм», несмотря на своих приверженцев и апологетов, лишены перспективы.

Более продуктивен путь добра как преображения реальности, сохраняя преемственность с прошлым опытом.

Таким образом: историческому фатализму Шпенглера Арнольд Тойнби противопоставил исторический оптимизм, который можно представить в схеме: «рост - спад - надлом - преображение - рост» и так далее.

И хотя не все цивилизации преодолели «надлом», принципиальная возможность выхода из кризиса есть у любого общества. Всё зависит от способности творческого меньшинства обеспечить должный ответ, а так же от способности большинства адаптировать идеи ответа, стать субъектом социального действия по их осуществлению.

Отрицая европоцентризм, а вместе с ним и идею единого пути человечества, А. Тойнби не отбрасывает идею исторического прогресса. Прогресс истории не в развитии экономики, политики, техники, а в нравственном обновлении человека, а вместе с ним и мира. И гарантом этого обновления может быть только трансцендентная личность Бога, задающая планку высоты нравственных ценностей для каждого человека.