Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП Социология 2.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
356.86 Кб
Скачать

Тема 7. Пост-индустриальное общество.

  1. Факторы преобразования индустриального общества в пост-индустриальное: научно-техническая революция, глобализация, изменение формы потребления.

Итак, мы видим, что в развитии идей о социальном социология прошла путь от классических представлений об обществе как системы, обеспечивающей воспроизводство человека в условиях стабильности и безопасности к неклассическим (модернистским) представлениям об обществе как системе, обеспечивающей постоянный прирост общественного богатства (за счет развития структурной функциональности, как у Э. Дюркгейма, или за счет целерационального порядка объединения, согласования мотивов действий, как у М. Вебера). Эта эволюция взглядов давала возможность объяснить прошлое состояние общества (до-индустриальное) и состояние общества, возникшего после промышленной революции на рубеже 18-19 вв. Однако в середине 20 в. и индустриальном обществе случилась научно-техническая революция - коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства. Наука стала производительной силой, и это тотально изменило облик общественного производства, условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественного разделения труда, отраслевую и профессиональную структуру общества. Начался быстрый рост производительности труда, что оказало воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой. За счет чего стали происходить изменения? За счет качественного преобразования всех элементов производительных сил. Изменились предметы труда и орудия производства. Возникла необходимость в превращении научного знания в массовое, что изменило характеристики работников. Возросла интенсификация всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снизилась материалоёмкость, капиталоёмкость и трудоёмкость продукции. Но эти изменения оказались возможными только внутри индустриального общества, основанного на принципах социально-экономической свободы и структурно-функциональной дифференциации. Наука стала производительной силу отнюдь не в силу внутренних механизмов развития, а в силу того, что определенная социальная организация (индустриальное общество буржуазного типа, основанном на рациональном экономическом, а не политическом расчете) нуждалась в научном обосновании любых социальных действий, обеспечивающих рост общественного богатства. Изменение места науки и знания привело к росту значения информации как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством, а также к росту значения средств коммуникации для передачи информации. Начало складываться т.н. «информационное общество». С ростом значения информации и развитием средств коммуникации сложились условия для возникновения процессов глобализации.

Появление термина "глобализация" связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование понятию "глобализация". А в 1992 г. изложил основы своей концепции в книге. Глобализация – это процесс постоянно возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации – экономический. Это объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом. Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, т. е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами. Глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная культура или различные глобализирующие идеологии) становятся настолько сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств, поскольку начинает складываться единое транснациональное общество.

Глобализирующийся мир с неизбежностью дифференцируется на экономически сильные и экономически слабые общества и государства, что ведет к возникновению гегемонии наиболее развитых пост-индустриальных стран. Под гегемонией вслед за А. Грамши в социологии понимается первенство, превосходство в силе и влиянии, которое устанавливается через рационально обоснованное признание превосходства одних субъектов над другими, согласие в отношении превосходства одних над другими. Признание превосходства основывается на признании всеми субъектами в системе отношений в тех ценностей, которых придерживаются более влиятельные субъекты. Так возникает и гегемония социального порядка, позволяющая поддерживать и развивать массовое производство благ с использованием высокотехнологических производств.

Ключевой особенностью пост-индустриального общества выступает смена формы потребления: материальное потребление сменяется символическим потреблением. Жан Бодрийяр («Система вещей») показал, что в современном обществе функциональные качества вещи отходят на второй план. Потребление не исчерпывается практическим применением вещей, и даже их использованием в качестве знаков отличия, престижа. Вещи начинают представлять, прежде всего, некоторые идеи, образы. Через эту функцию вещи позволяют человеку ориентироваться в социальном мире, определять и менять свое положение в нем, быть частью социального целого. Потребление становится манипулированием знаками, или, иначе, символическим потреблением. Жану Бодрийяру принадлежит характеристика пост-индустриального общества в качестве «общества спектакля» (спектакля знаков), в котором абсолютно всё превращается в зрелище. Конкурируют не реальные качества и свойства вещей, а сконструированные образы этих вещей. Это же касается и человека, личности: на первое место выходит внешний образ, представление качеств, а не внутренний мир.

С символическим потреблением связан такой интересный феномен пост-индустриального общества как симулякр – образ, знак чего-то, что на самом деле не существует, а всего лишь имитирует реальность существования. Это символический знак объекта реальности, которого никогда в реальности не существовало и не существует. С симулякрами связано формирование социальной гипер-реальности - искусственной, виртуальной реальности, не имеющей отношения к реально существующей действительности и подменяющей её. Человек и общество в условиях развития информационных технологий начинают существовать именно в этой гипер-реальности. Что радикально меняет сам характер психического функционирования человека в такой реальности. Исчезает четкое разграничение объективной реальности и воображаемой. Если раньше сознание отражало реальность, то сейчас оно ее создает в виде гиперреальности. А это размывает границы между реальным и воображаемым. Симулякры позволяют фиксировать переживаемые психологические и структурные состояния вне всяких понятий – исключительно визуально или эмоционально образно (без четкого логического содержания). Понятия перестают соотноситься с реальностью. Но ведь именно понятия задают идентичность. Следовательно, исчезает устойчивый характер любой идентичности.